Экзистенциализм. Философия существования

Экзистенциализм(от лат. — существование), или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в разви­тии философии. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связан­ные счеловеком, смыслом его бытия в современном мире.

Однако философия существования не представляет собой единого учения. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее представите­лей известнейшие писатели и мыслители XX в.: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Симона де Бовуари др. Экзистенциальными мотивами проникнуты литературные произведения Т. Манна, Г. Гессе, Э. Хеменгуэя, Э.М. Ремарка, М. Унамуно и др.

Предтечей экзистенциализма как философии существования человека по праву называют великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Но систематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецких философов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), и в трехтом­ной «Философии» К. Ясперса(1932), а также у французского фило­софа Ж.-П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).

Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это де­ление достаточно условное, так как все пред­ставители этого направления сосредоточива­ют внимание на общих для них экзистенци­альных проблемах, прежде всего смысле че­ловеческого бытия в мире, и не просто чело­века вообще, а каждой личности.

Большое влияние на экзистенциали­стов оказал датский мыслитель СёренКьеркегор(1813—1855), резко выступавший против философии Гегеля, который рас­творил конкретного человека в абсолют­ной идее, строго логически и диалектически развертывающейся в истории. Философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтеятакже явилась предшественницей этого направления.

Экзистенциалисты используютфеномено­логический метод Эдмунда Гуссерля (1859— 1938), изменяя его в соответствии со своей концепцией. Для Гуссерля важно было найти достоверное основание, исходя из которого можно создать философию как строгую нау­ку, которая бы служила фундаментом для всех остальных наук и всей человеческой культуры. Такое основание он видит в (cogito) Декарта и в трансцендентальном идеализме Канта, который он и пытается углубить. Главное в его методе — непосред­ственное усмотрение сущности вещи в про­цессе переживания этой вещи. Этот метод называется также интенциональным анализом. Ин­тенция означает направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредметных переживаний не существует. Объект сознания есть отражение какой-то стороны объективно су­ществующей реальности.

Для Гуссерля главная задача — раскрыть структуру чистого созна­ния, т.е. указать, какие акты сознания каким предметностям соответ­ствуют. Экзистенциалисты исходят из положения о неразрывности субъектно-объектного описания. При этом основное внимание они обращают на эмоционально-волевую сферу переживаний человека.

Немаловажное значение для них имела работа Гуссерля«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»,в которой основатель феноменологиивводит понятие «жизненного мира», выражающее «царство первона­чальных очевидностей» в обыденной житейской практике человека. По существу это понятие обозначает непосредственные переживания человека, взятого в его связях с другими людьми.

Надо сказать, что экзистенциалисты разрабатывали свои учения в эпоху крупных исторических потрясений после Первой мировой вой­ны, а также во время и после Второй мировой войны. Во многом бес­смысленная гибель миллионов людей на полях сражений остро поста­вила вопрос о смысле человеческого бытия, разнообразных соотноше­ниях между личностью и обществом. Социально-этические и соци­ально-психологические проблемы оказались в центре внимания фило­софии существования. Оптимистическая надежда философов на ра­зум, вера в неуклонный прогресс истории потерпели крах. Поэтому все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального, в том числе научного, мышления и считают главным средством позна­ния мира эмоциональную интуицию, чувства и переживания людей. Так, Сартр пишет: «Бытие будет нам раскрываться через некоторое средство доступа тоски, тошноты и т.д.». В последние годы он даже считал логику в качестве одного из орудий господствующего класса. В своем романе «Тошнота» Сартр образно показывает, как это проис­ходит. Его герой Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Сверху камешки были сухие, теплые, гладкие, а снизу — мокрые, клейкие, грязные. Антуана внезапно охватила тошнота. Это было не просто субъективное чувство. Ему открылась через это чувство действительность как темная и отвратительная. Мир для челове­ка враждебен, жесток и абсурден.

Ученик и последователь Гуссерля, от ко­торого он отходил все дальше, Мартин Хай-деггер(1889—1976) средством описания и толкования бытия берет не категории объек­тивной науки, а субъективные категории — экзистенциалыэмоционально окрашенные понятия, такие, как, например, «бытие-к смерти». Бытие вообще раскрывается для него че­рез человеческое бытие — «здесь-бытие», которое всегда эмоционально. Даже равнодушие есть определенная душевная настроенность. Экзистенциалисты справедливо под­черкивают тот факт, что познание человеком мира осуществляется с позиций определенной системы ценностей, целенаправленно и эмо­ционально. Это очень хорошо выразил Хайдеггер: «Всякое истолкова­ние мира неизбежно является очеловечиванием». Познание и пони­мание мира есть в сущности одна из главных сторон бытия человека. Основной экзистенциал Хайдеггера «бытие-в-мире» как раз и говорит об этом. Имеется в виду, что бытие человека и мир неотделимы друг от друга. Человек всегда в мире и мир — это мир человека.

Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны человеческого бытия. При этом немецкий и французский экзистенциализм часто подчеркивают темные, песси­мистические свойства бытия, его абсурдный характер. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жиз­ни. Хайдеггер различает страх эмпирический, касающийся каждо­дневного существования человека, и страх онтологический, лежащий в сердцевине его бытия. Это страх перед ничто, смертью в ее подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия.

Все это сложные и важные проблемы, которые так или иначе возникают перед каждым человеком. Представительница экзистен­циализма французская писательница Симона де Бовуарв своем романе «Все люди смертны» рассказывает фантастическую историю о том, как в XIII в. один из мастеров-ремесленников занимался поисками эликсира бессмертия. Однажды ему показалось, что он его нашел. Чтобы это проверить, он поймал крысу, убил ее, а затем побрызгал эликсиром. Крыса ожила и убежала. Тогда он выпил эликсир и стал бессмертным, но смерть своей жены и близких он не может предотвратить. Проходят века, люди, с которыми он сталкивается, женщины, с которыми он встречается, чувствуют, что он не такой, как все, чужой. И сам он все глубже осознает это. В XVIII в. он остро осознает свое одиночество и отверженность. Он молит Бога о смерти и с ужасом думает о том, что переживет всех и останется один на земле с оживленной крысой. Проблемы жизни и смерти предстают как наиболее важные для человека.

Пессимистические мотивы, характеризующие человеческое су­ществование, звучат и у А. Камю, и у Ж.-П. Сартра. Сартр, напри­мер, разделяет мнение о том, что «История любой жизни, какой бы она ни была, есть история поражения». Трагедия истории челове­чества в XX в., конечно же, отразилась на таком мировоззрении.

Однако надо отметить, что в 60-х годах в Англии появился и оптимистический вариант экзистенциализма. Один из главных его представителей — писатель и философ Колин Уилсон,написавший шеститомную работу «Аутсайдер». Он считает философию Хайдеггера и Сартра нигилистической и пессимистической и поэтому не имеющей будущего для своего развития. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа, психотерапии и медитации.

Аутсайдер— прототип нового человека с развитым ин­теллектом, контактирующий со сферой подсознательного как ис­точником космической энергии. Герой Уилсона занят поиском и осуществлением смысла человеческого бытия. Сам К. Уилсон пи­шет, что он развивает оптимистический экзистенциализм. «Его ме­тоды могут быть описаны скорее как англосаксонские и эмпириче­ские», чем как «континентальные и метафизические».

Проблемы отчуждения и свободы.

 

Для всех экзистенциалистов одной из главных является проблема отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, произвола, насилия, ответственности и вины, случайно­сти и необходимости. В XIX в. проблему отчуждения разрабатывал Гегель. Понятие отчуждения носило у него двойственный характер. Отчуждение часто понималось им как опредмечивание.

Абсолютная идея отчуждает себя, опредмечиваясь в природе. В учении Гегеля можно обнаружить и другой смысл отчуждения. Например, в его рассуждения о хозяине и слуге, о господине и рабе. Раб отчуждает свою свободу, подчиняясь господину. Он зависим от произвола гос­подина. Однако затем обнаруживается, что не в меньшей степени отчуждается и господин, так как его жизнь зависит полностью от трудовой деятельности раба. Эти идеи Гегеля продолжил Маркс, ко­торый говорил уже о социально-экономическом отчуждении класса эксплуатируемых капиталистами рабочих. Рабочий, лишенный средств производства, продает свою рабочую силу. В итоге продукты деятельности отчуждаются от него, как и сам его труд, и противо­стоят ему.

В истории человеческого общества в результате неустранимости элементов стихийности исторического процесса результаты трудо­вой деятельности часто противостоят человеку, отчуждаются от него. Это стало очевидным в поразившем человечество экологиче­ском кризисе. Такую историческую ситуацию и пытаются осмыс­лить экзистенциалисты, говоря о непреодолимой случайности че­ловека, его заброшенности в мире и об абсурдности самого мира. Формула свободы как познанной необходимости и действий в со­ответствии с полученным зданием трудно реализуема, ибо позна­ние необходимости в общественном бытии — достаточно сложная задача, не решаемая средствами естественно-научного знания..Хайдеггер разделяет бытие личности на собственное, свободное бытие и несобственное, отчужденное бытие в некой усредненности, в Мап (Мап — местоимение в немецком языке, указывающее на то, что кто-то что-то делает, например …— курят,…— поют). Собственное существование переживается перед лицом опасности, в страхе перед «ничто» или в таких «пограничных си­туациях», по Ясперсу, как смерть, любовь, страдание. В самом де­ле, именно в опасные для жизни критические ситуации раскрыва­ется человек: каким он есть на самом деле и не только для других, но и для самого себя. В романе «Война и мир» Л. Толстойрасска­зывает, как его герой Пьер Безухов безуспешно искал смысл своего бытия в масонстве, в пирушках с друзьями, в женщинах. И только в занятой французами Москве, когда его, обвиненного в поджоге Москвы, вместе с другими выводят на расстрел, он вдруг постигает смысл своего существования как патриота России.

В экзистенциализме справедливо подчеркивается полностью не рационачизируемое понятие свободы, однако, что особенно заметно в философии Ж.-П Сартра (1905—1980), преувеличивается ее ирра­циональный характер. У него нет разделения бытия человека на соб­ственное и несобственное, как у Хайдеггера, но у него есть понятие непреднамеренного самообмана. Человек всегда колеблется между самообманом и своим истинным бытием, однако он в любом случае свободен. «Человек не может быть то свободным, то рабом, он полностью и всегда свободен или его нет». Сартр неоднократно по­вторяет, что человек осужден быть свободным. Такая свобода неиз­бежно превращается в свою противоположность — жесткую необхо­димость Сартр этого не отрицает. «Свобода сама создает препятствия, от которых мы страдаем», — говорит он. Но если человек абсолютно свободен, то он также абсолютно за все ответствен.

Если я мобилизуюсь на войну, эта война является моей войной. Я за­стуживаю ее с самого начала, потому что я мог бы всегда уклониться от нее посредством дезертирства или самоубийства. Если я не уклоняюсь от мобилизации на войну, значит, я это выбрал.

Сартр писал свой философский труд в оккупированном фаши­стами Париже. И призыв к сопротивлению нацистам звучит в этом его труде. Сам философ был участником движения Сопротивления.

 

Тема человеческой коммуникабельности.

 

Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникабильности и интерсубъективности.Человек в экзистенциализме изначально высту­пает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, привыч­кам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно вы­ражают протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали. Правда, это часто делается с позиций ниги­лизма и анархизма. Так, герой романа А. Камю «Посторонний» Мерсо — мелкий служащий ведет себя просто, естественно, пре­небрегая условностями или не понимая их. Но это в конечном итоге обернулось его равнодушием даже к своей умершей матери, а затем он, защищаясь убивает на пляже араба.

Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х гг. XX века, экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.

Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, в част­ности, когда он говорил, что человек становится человеком, только смотря на другого как в свое зеркало, подробно и убедительно ана­лизируется во многих работах экзистенциалистов. Экзистенциаль­ная коммуникация предполагает связь людей во внутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия:

- одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию».

- риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным. Но коммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в комму­никацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве».

-борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощад­ное раскрытие своих слабостей.

Совсем по-другому рассуждает Сартр. Исходя из концепций аб­солютной свободы каждого он полагает, что конфликт лежит в ос­новании отношений людей. Нельзя быть одновременно субъектом и объектом, хотя это и является недостижимой целью .бытия — для. себя. Либо ты субъект, тогда ты отчуждаешь другого и он становит­ся объектом, либо ты объект и другой подавляет тебя.

Напрасно желали бы гуманного мы..., — пишет Сартр — Подобный идеал может быть только мечтой. Сам этот идеал, впрочем, предполагает признание конфликта как первоначального состояния бытия для другого «Ад — это другие люди!» — восклицает герой из пьесы Сартра «Без выхода».

Каждый из философов-экзистенциалистов концентрирует вни­мание на какой-то реальной стороне человеческих отношений и дает их убедительный социально-психологический анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из характеристик этих отно­шений, он оставляет в стороне другие, считая их производными от нее и создает при этом довольно сложные философские конструк­ции.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2261;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.