Неопротестантство.
В отличие от католицизма в протестантстве нет официальной философской доктрины. В начале XX в. После Первой мировой войны возникло течение неоортодоксального протестантства как реакция на «либеральное протестантство» XIX в., отличавшегося оптимистическими взглядами на человека, на его исторические перспективы, на общественный прогресс.
Для философии неопротестантства характерна социально-этическая проблематика. Обсуждаются проблемы смысла бытия человека в его отношениях с миром и Богом. Главные представители неоортодоксализма: К. Барт (обычно возникновение этого течения связывают с появлением в 1918 г. комментариев К. Барта к «Посланиям к римлянам» апостола Павла), Э. Бруннер, Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих, Р. Булъпгман и др. Они претендуют на возрождение подлинного наследия Реформации.
Либеральное протестантство критикуется неоортодоксами за ничем не обоснованный оптимизм. Они не считают возможным общественный прогресс уже в силу отсутствия какого-либо его критерия. К. Барт отвергает понимание человека как автономного индивида, способного преобразовать мир и создать в конечном итоге идеальный мировой порядок. Такое убеждение рассматривается им как заблуждение и тяжкий грех, как отрицание одной из главных религиозных истин:
«Никакой мост», никакая преемственность не связывает гончара и глину, творца и его творение. Они несоизмеримы. Различие между ними качественное и абсолютное».
Об этом же говорит и Рейнгольд Нибур. Он утверждает, что «...идеал самодовлеющего индивида, так превозносимый в нашей либеральной литературе, признается в христианской мысли как одна из форм первородного греха».
Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами по-своему, являются заимствованиями из концепций экзистенциализма, особенно из философии М. Хайдеггера, явно оказавшего влияние на протестантских мыслителей. Это проблемы свободы и отчуждения, подлинного и не подлинного существования, вины, тревоги, совести.
Человеческое бытие разбивается на два вида: социально ориентированное и бытие с полной отдачей на милость Бога. Вся сфера исторического, социального бытия оказывается отчужденной отходом от Бога, выражением греховности. П. Тиллих утверждает, что любые действия людей остаются в области гражданской справедливости, моральных и правовых норм, где принципиально невозможно спасение. Человек способен к достижениям в политической организации общества, в научной деятельности, он может самосовершенствоваться и т.п., но это нисколько не приближает его к «подлинности», не уменьшает его разрыва с Богом. Тиллих считает даже, что все эти достижения только увеличивают отчуждение и греховность.
У религиозного человека всегда присутствует неустранимое чувство вины за свою ограниченность и греховность. И это чувство, по мнению неоортодоксов, побуждает к критике любых человеческих достижений. За религией закрепляется функция духовного критицизма, поскольку она является самым беспощадным критиком общества, признавая один высший потусторонний идеал, стоящий над историей. Религиозный человек постоянно в тревоге, так как, осознавая свою греховность, он в то же время не знает никаких объективных критериев правильности или неправильности своих поступков. Воля Бога абсолютно свободна и всякий раз иная в момент ее проявления. У человека нет и критерия для ее познания.
В XX в. в протестантстве оформилась и так называемая радикальная, или новая теология. У ее истоков стоит лютеранский пастор Л. Банхоффер.Он отвергает основной тезис традиционного христианства о противоположности и несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Такое противопоставление искажает-де подлинный смысл христианства, так как Христос, будучи богочеловеком, воплощает в себе единство этих двух миров. Назначение религии — не в том, чтобы обращаться с надеждой к потустороннему миру, а в том, чтобы повернуть человека лицом к миру, в котором он живет.
Радикальная теология противоречит неоортодоксальнойс ее противопоставлением Бога и человека. Банхоффер убежден в том, что движение за «человеческую автономию», появившееся в эпоху Возрождения, находится в полном своем расцвете. Он говорит:
человек сам научился справляться со всеми важными вопросами» не прибегая к помощи «рабочей гипотезы», именуемой «Богом».
Бог был выдан на заклание, поэтому Он слабый и беспомощный в мире, и это как раз тот единственный путь, благодаря которому Он с нами и помогает нам... благодаря своей слабости и страданию.
Манифестом радикальной теологии стала книга английского епископа Дж. Робинсона «Честность перед Богом». Автор полагает, что «...теологии необходима коперникианская революция», которая должна устранить христианскую идею Бога как высшего существа, пребывающего вне нас. По Робинсону, Бог не может быть определен, он «нечто», которое не имманентно миру, не трансцендентно. Он не в нем и не вне его. Бога нужно понимать как тайну, а теологию — как «положения о человеческом существовании», «о глубинах человеческого опыта в свете любви».
Большое влияние приобрела радикальная теология среди протестантских философов в США, где возникло даже учение о мертвом Боге.
Мы должны признать, — пишет один из них, — что смерть Бога есть исторический факт: Бог умер в наше время, в нашей истории, в нашем существовании.
Представители этого направления утверждают, что умерший Бог однажды воскреснет и предстанет перед людьми в новой форме. А до тех пор нужно служить ближнему и любить его.
Контрольные вопросы
1. Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Может ли наука быть «сама себе» философией?
3. Основной принцип экзистенциализма «существование предшествует сущности». Как это понимать?
4. Можно ли считать человека свободным, если не он выбирает свободу, а она его?
5. Чем отличается понимание практики в марксизме и прагматизме?
6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?
7. Что такое феноменологическая редукция?
8. Почему позитивизм, опирающийся на науку и научный метод, является тем не менее разновидностью субъективного идеализма?
9. Как понимается «жизнь» в «философии жизни»?
10. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Отражение в философии особенностей европейской цивилизации.
2. Эмпириокритицизм Э. Маха и философская дискуссия вокруг него в России в начале XX века.
3. Психоанализ 3. Фрейда.
4. Структурно-функциональный анализ.
5. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в европейской политической мысли XX века.
6. Марксизм: социал-демократическая и коммунистическая интерпретации.
7. Классическая и современная философия: преемственность и отличия.
8. Натурализм и психологизм в гносеологии и логике позитивизма.
9. Философия Ф. Ницше: три периода творчества.
10. Школы психоанализа: К. Юнг, В. Райх, Э. Фромм.
11. Воздействие экзистенциализма на литературу и искусство.
12. Философская антропология и ее проблематика.
13. Философия техники.
14. Герменевтика.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Аналитическая философия. Избранные тексты. — М., 1993. С. 28-50.
2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: В 2-х ч. — М., 1991. Т. 1.
3. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
4. Исторические типы философствования. — М.: Изд-во МАИ. Разд. 4.
5. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. — М., 1989.
6. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.
7. Ницше Ф. Антихристианин. Сумерки богов. — М., 1989.
8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1,2. – М.,1992.
9. Рассел Б. Почему я христианин. – М.,1969.
10. Рассел Б. История западной философии. — М., 1993. Гл. 30.
11. Сартр Ж. -П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989.
12. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. - «Прошлое толкует нас». — М., 1991.
13. Современная западная философия. Словарь. – М., 2004.
14. Современная западная философия. Словарь. – М., 2004.
15. Тейар де Шарден. Феномен человека. – М., 1992.
16. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М., 1990.
17. Фромм Э.: Бегство от свободы. — М., 1990. Иметь или быть? — М., 1990.
18. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Спр-к по философии запада XX века. – М., 1994.
19. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994 (разд. V, VI, XIV).
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 974;