Психоанализ.
Психоанализ разработан австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856—1939) в конце XIX— начале XX вв., с одной стороны, как метод лечения психических заболеваний, а с другой — как теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и в развитии всей культуры. Рассмотрим философские аспекты психоанализа, связанные с его второй стороной.
Большое влияние на идеи 3.Фрейда оказала философия жизни, и прежде всего философия Ф. Ницше. Подобно ей, возникновение психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистического и механистического объяснения человека, его поведения и деятельности. Как стало ясно уже в конце XIX в., жизнь невозможно объяснить механическими законами, а жизнь человека — свести к рациональному поведению. Второеоснование возникновения фрейдизма состоит в том, что до Фрейда предметом психологии было главным образом сознательное поведение личности. Фрейд же в своем анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека. Хотя нельзя утверждать, что до него эта сфера была совершенно terra incognita. Лейбниц, Кант, Достоевский, Шопенгауэр, Гартман, Гербарти другие уже вплотную начали заниматься этой проблемой.
В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, подсознание и бессознательное. При этом его сознание — это лишь «прихожая», «вершина айсберга», а все остальное занимает бессознательное и предсознание. И именно бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные влечения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности.
В формировании концепции Фрейда различаются два этапа. Первый — конец XIX в. — 1920 г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка. Например, на такие, как политика, общественная деятельность. В основе культуры, таким образом, лежит не рациональная, а иррациональная, биологическая деятельность человека. Поэтому когда Фрейд утверждает, что европейская культура создана невротиками, — это не курьез, не описка или обмолвка, а его теоретический вывод.
Второй этап творчества мыслителя начинается после 1920 г. и связан с формулировкой динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super ego). Здесь Оно — бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я — сознательное начало, выступающее посредником между Оно и Сверх-Я. Последнее является миром культуры, общественным надзирателем. Слой Я — (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я, которое является также и совестью.
Таким образом, сознательное Я испытывает давление с двух сторон — Оно и Сверх-Я, находится в тисках между ними и обусловливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается, что «несчастное Я» вовсе не является господином в своем собственном доме, а вынуждено подчиняться внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно.
Раскрыв неразрывную связь сознательных и бессознательных процессов в психике человека и отдав первенство последним, Фрейд не только утвердил иррационализм как основной принцип поведения личности, но и показал ее экзистенциальную противоречивость. Оказалось, что само человеческое существование — это постоянная и непримиримая борьба между «принципом удовольствия» и «принципом реальности», между влечениями и культурой. Другой вид вечного противоречия бытия личности состоит в том, что она является полем битвы между «влечением к жизни» (Эросом) и «влечением к смерти» (Танатосом). И то этого единства и борьбы противоположностей человеку также никуда не деться.
Из основных принципов концепции З. Фрейда прямо вытекает и его социально-философская теория. Поскольку каждый индивид потенциально является «врагом культуры» (которая сдерживает его страсти), но вместе с тем без культуры человечеству не обойтись, то в общественной жизни необходимо принуждениелюдей к соблюдению культурных норм и к «культурной работе». А в этом деле не обойтись также и без господства меньшинства над большинством, «вождей» над «массами»:
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность.
Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве своих вождей, они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит существование культуры.
Как тут не вспомнить Ф. Ницше с его культом «сверхчеловека», оставившего позади себя «стадные инстинкты» и «мораль рабов».
Приверженцами учения 3. Фрейда были А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе.Хотя они не только с разных сторон продолжали теорию Фрейда, но и выступали с критикой его идей. Их работы касались важных проблем социальной философии, в том числе социальной обусловленности поведения людей, роли в этом духовной культуры, политической власти и других социальных факторов, а также сформировавшихся под их слиянием потребностей человека к творческой деятельности и к социальному самоутверждению. Характеристика их взглядов дается в разделе «Социальная философия» настоящего учебника.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1211;