Основные правовые системы народов мира 4 страница
Шариат выделяет следующие способы приобретения права собственности на имущество: наследование, договор, находка вещи. Имущество, захваченное как военная добыча, делиться на 3 части. 1/3 переходит в собственность добытчика, 1/3 – государству, 1/3 – церкви (мечетям и т.п.).
Институт судейства в исламском мире считается весьма важным в обществе и играет огромную роль, но отношение среди населения к нему и к самой судейской должности неоднозначно.
В «Книге о судьях», дошедшей до нас с X в., говориться, например, с одной стороны, о том, что судейская должность – дело Божье, возвышает человека, сулит ему почёт и уважение; быть судьёй – значит исполнять религиозный долг по отношению к общине верующих. А с другой стороны, судейская должность вызывает у людей смятение и страх. Исполнение её воспринимается ими как подлинное «испытание и бедствие».
Считалось, что, приняв должность, человек вступает на весьма опасный путь, ибо он может допустить просчёт в своих действиях, совершить неправильный поступок (поскольку знание истины принадлежит только Аллаху), проявить высокомерие и тщеславие или же оказаться замешанным во мздоимстве, взяточничестве. За всё это, согласно исламским канонам, его ожидает в «будущей жизни» суровое наказание.
Характерными уже для раннего ислама были предостерегающие по своему характеру рассуждения типа: «Тот, кто станет судьёй, будет зарезан без ножа». Или: «Из трёх судей двое попадут в ад, а один в рай. Если человек обладает знаниями и судит на основе невежества, то он попадёт в ад». Были и такие предостережения: «Судейство – это испытание и бедствие. Тот, кто становится судьёй, предаёт себя гибели. Освободиться от судейства трудно, но следует от него бежать тотчас же. Стремиться к нему глупо, хотя бы оно и оплачивалось».
Особо суровые предостережения, согласно установившимся традициям, звучали в адрес тех людей, которые сами добивались для себя должности судьи и стремились занять её. Предание гласило, что такому человеку придётся особенно туго, ибо помощи и поддержки Аллаха он не добьётся и во всём должен рассчитывать только на себя.
Для того чтобы этого не случилось и Аллах постоянно направлял судью на праведный путь, кандидат в судьи должен был всячески проявлять отвращение к занимаемой должности и демонстрировать по этому поводу совё неудовольствие.
Согласно исламской доктрине право создано Аллахом раз и навсегда, и задачей законодательных и судебных органов является надлежащее истолкование божественной воли. При этом сама правовая система не имеет деления на публичное и частное право; отсутствует концепция субъективных прав, ибо верующие по отношению к богу наделены лишь обязанностями и должны подчиняться шариату – своду правил поведения мусульман на основе Корана. В современных арабских государствах мусульманское начало в правовых системах присутствует не в равной мере. Часто наблюдается причудливое, исторически обусловленное переплетение старинных обычаев, остатков колониальных правовых систем, норм и принципов шариата. Так, правовая система Марокко характеризуется как романо-мусульманская, потому что в стране основным источником права является Конституция 1970 г., законы и другие нормативные акты. В сфере личного статуса мусульман действует исламское право, кодифицированное в 1957 г. в виде Марокканского кодекса личного статуса и наследования, который допускает многожёнство. Уголовный Кодекс Королевства Марокко 1962 г., построенный по французскому образцу, предусматривает наказания за нарушение норм шариата (например, за не соблюдение поста во время священного месяца Рамадана устанавливается лишение свободы и штраф).
Правовую систему другой средиземноморской страны – Египта, также исходя из его раннего интереса к европейскому праву и стремления к зарубежным заимствованиям, специалисты характеризуют как романно-мусульманскую.
Египетское семейное и наследственное право относится к мусульманской правовой семье, а большинство других отраслей права – к романской. Египет длительное время находился в полуколониальной зависимости от Англии, и лишь после национально-освободительной революции 1952 г. оттуда были выведены британские войска. В конституционно-правовой идеологии Египта причудливо сочетаются положения об «арабском социализме», исламских ценностях и западная либеральная доктрина. С одной стороны, сразу после свержения монархии в 1952 г. государство упразднило независимые исламские суды и взяло под свой контроль независимые исламские фонды и международную религиозную школу Аль-Азхар, превратив её в государственный университет. С другой стороны, при преемнике основателя Арабской Республики Египет Г.А. Насера – А. Садате укрепилась религиозная составляющая в госудварственной политике: новая конституции 1791 г. провозгласила ислам государственной религией, а в 1980 г. исламское право было признано главным источником законодательства. При этом господствующий в стране ислам ханифитского толка достаточно терпимо относится к немусульманам, допуская для них свободу торговли и рассматривая их в качестве равноправных налогоплательщиков. Власти противодействуют экстримистским мусульманским организациям, но одновременно в силу поликонфессиональной религиозной структуры (более 10% населения составляют христиане – в основном, принадлежащие к Коптской и Армяно-григорианской церквям) оказывают покровительство государственной религии – исламу. Хотя Конституция 1971 г. гарантирует равные возможности всем гражданам независимо от этнического происхождения, религии и языка, представители неисламских вероисповеданий стеснены в своей религиозной активности, профессиональной деятельности и брачном статусе. Претенденты на работу в правительстве или на членство в политической партии обязаны декларировать свою религиозную принадлежность. Женщины-христианки могут выходить замуж за мужчин-мусульман, однако мужчины-христиане не имеют права жениться на мусульманках. Главный директорат Службы расследований по вопросам госбезопасности часто без предъявления обвинений содержит христиан под стражей за то, что они перешли в христианство из ислама или занимались обсуждением христианского вероучения с мусульманами. Имеет место религиозная дискриминация на государственной службе: «так, коптам до сих пор отказывают в приёме на государственные посты в администрации, банковском деле, армии, органах госбезопасности.
Наряду с этим, на египетское законодательство значительное воздействие оказали европейские правовые идеи. В частности, влияние французского правового опыта и в некоторой степени итальянского и германского права чувствуется в Гражданском кодексе 1948 г. Действующий Уголовный кодекс 1937 г. представляет собой пример сочетания французской и (в меньшей степени) английской систем уголовного права и в незначительной степени ориентируется на мусульманское право. Попытки 1970 – 1980-х гг. исламизировать уголовное законодательство не получили поддержки депутатов парламента. Трудовое право, основы которого были заложены ещё в начале XX в., также несёт в себе модернизационный потенциал: прогрессивные изменения национально-освободительной революции 1952 г. получили закрепление в Кодексе о труде 1959 г. и в последующих законах, которые расширили права профсоюзов и ограничили права предпринимателей на увольнение работников.
В организации судебной системы, как и в устройстве системы права, чувствуется французское влияние. Административную ветвь юстиции возглавляет Государственный совет, который совмещает функции апелляционной инстанции с консультированием правительства. Высшим звеном общегражданской юстиции, имеющей в своём составе суммарные суды, суды первой инстанции и апелляционные суды, является Кассационный суд, пересматривающий дела только по основаниям применения права, а не факта. Главная задача Верховного конституционного суда – следить за соответствием законодательства конституции и исламской правовой традиции, особенно в сфере семейного и наследственного права. В данный судебный орган могут обращаться как суды, так и одна из сторон процесса с разрешения нижестоящего суда, а также министр юстиции.
Всех египетских судей (а их насчитывается не более 7 тыс.) назначает пожизненно президент страны по рекомендации министра юстиции. Как и во Франции, Высший совет магистратуры, состоящий из судей высших судов и возглавляемый председателем Кассационного суда, регулирует продвижение и перемещение судей. Отметим, что женщины лишены права занимать судейские должности.
Весьма бурные споры в исламской правовой семье связаны с оценкой договора страхования. Первая группа мусульманских богословов (Абд ар-Раззак ас-Сенхури, Шейх Ахмед Фарадж ас-Сенхури, Мустафа аз-Зарка, Рамадан Абу Сауд и др.) полностью отрицают страхование, приравнивая его к ростовщичеству, азартной игре или пари, запрещённых Кораном. Вторая категория факихов во главе с Муххамедом Абдо допускают правомерность страховых договор при условии, исключения из них элементов ростовщичества, путём возвращения страховых сумм наследникам умершего застрахованного лица. Представитель третьей позиции знатоков исламского права Муххамед аль-Бахи вообще снимает все запреты на развитие страховых отношений, потому что о них ничего не говориться в священных текстах Корана и Сунны. Данные обстоятельства также свидетельствуют о рецепции институтов романо-германской и англо-саксонской правовых семей в правовые системы коранического авторитета.
На сегодняшний день на планете насчитывается свыше 1,3 млрд. мусульман и почти 30 стран мира признали ислам государственной религией. В 40 странах представители ислама составляют большинство населения. Только в государствах Европейского Союза проживают более 15 млн. мусульман, и ожидается, что эта цифра возрастёт к 2015 г. до 40 млн. Быстро растут мусульманские общины и в странах за пределами традиционного исламского ареала (в США – 10 млн, в Бразилии – свыше 5 млн., в Японии – около 1 млн. человек). Поэтому рудименты нормативного регулирования эпохи феодализма находят мировоззренческую поддержку в XXI веке.
Индусское правотесно связано с религиозными догмами индуизма. В его содержание входят обряды, верования, идеологические ценности (мораль, философия), которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался около двух тысяч лет назад и до настоящего времени сохраняет свое регулирующее значение. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии наиболее сильно. Это семейные и наследственные отношения. В современный период индусское право – это совокупность норм, применяемых только к индусской части населения Индии, Пакистана, Бангладеш, Бирмы, Малайзии, Южного Йемена, Непала и проч. В Индии большинство населения живет в деревне и почти поголовно входит в систему каст, а 45 млн. человек еще проживают в условиях племенного строя.
Индусское право и право Индии в современных условиях – это не одно и то же. Индийское право сложилось в годы правления англичан. Здесь нет верховенства закона. В Индии еще не принят Гражданский Кодекс, необходимость которого предусмотрена Конституцией, принятой в 1950 г. Основной закон Индии является самым объемным в мире: она состоит из Преамбулы, 491 статьи (25 частей) и 13 приложений. Закон и судебный прецедент считаются главными источниками права современной Индии.
В Индийском союзе насчитывается свыше полутора тысячь языков и диалектов, в том числе два государственных (английский и хинди) и 15 официально признанных Основным законом государства. Власти «воздерживаются принимать общие территориальные законы в сфере семейно-наследственных отношений, регулируемых личным правом отдельных религиозных общин Исключение было сделано лишь в части Закона о специальном браке, принятого парламентом Индии в 1954 г.. Данный закон стал незначительной модификацией Закона 1872 г., разрешив по желанию сторон заключение гражданского брака без уведомления о своём вероисповедании. Он же признал возможность развода супругов по взаимному согласию.
Ещё более красноречивым свидетельством торжества старых индуистских правовых традиций является сохранение кастового строя. Статья 15 Конституции Индии запрещает дискриминацию граждан по причинам, связанным с религией, расой, кастой, полом и местом рождения, а статьи 17 и 18 объявляют вне закона неприкасаемость. Практика неприкасаемости рассматривается в качестве уголовного преступления и подлежит уголовному наказанию вплоть до тюремного заключения. Судам запрещено принимать во внимание обычаи, оправдывающие кастовое неравенство. В соответствии с Законом 1976 г. предусмотрены специальные трибуналы и показательные судебные процессы, направленные на искоренение кастового и варнового неравенства.
Более того, государство финансово поддерживает нижние касты и занимается квотированием для них мест в органах власти и при приёме на работу. Однако в местном самоуправлении по-прежнему господствует традиционная элита. Не изжита социальная дискриминация в отношении неприкасаемых, которые не имеют доступа в большинство храмов и чайных в индийских деревнях. В большинстве сельских школ они должны сидеть в специальном углу. Сельские парикмахеры часто отказываются их обслуживать. Они не могут брать воду из общих колодцев. Массовое общественное мнение по-прежнему позитивно воспринимает неравенство каст, а полицейский и судебный аппарат не готов эффективно бороться с неравноправием.
Самым жестоким проявлением традиций индуизма является обряд сати – самосожжения вдов. Таких случаев известно не так много, но они бывают связаны с массовой общественной поддержкой, как, например, случилось 7 августа 2002 г., когда двоим полицейским, пытавшимся предотвратить самосожжение вдовы, противостояла враждебно настроенная толпа из тысячи человек. Государство пытается бороться с этими вспышками религиозно-бытового экстремизма, для чего в 1987 г. принят закон, преследующий подстрекательство к совершению сати и его последующее прославление (за последнее правонарушение предусматривается тюремное заключение от одного года до семи лет и штраф от 500 до 30 тыс. рупий).
Причудливое смешение различных правовых традиций с огромной силой обычного права наблюдается на африканском континенте. Длительный период колониального господства европейских государств в Африке был отмечен лишь отдельными попытками записи местных обячаев на рубеже XIX – XX вв., такими правоведами как Дж. М. Сарбо и Дж. Б. Данква. Масштабное и целенаправленное изучение обычного права началось лишь в постколониальную эпоху, когда была остро осознана необходимость фиксации традиционных правовых норм как с целью их учёта при создании национального права освободившихся государств, так и для осуществления текущего правосудия. Суды (прежде всего первой инстанции) получают письменные руководства. В результате отпадает необходимость в произвольном толковании и установлении норм при каждой тяжбе. В колониальный период это было частым явлением. Первым кодексом стала «Декларация обычного права Тангантики» (1963 г.). За ним последовали «Брачное право свази. Право наследования и распоряжения хозяйством свази» (1965 г.), «Право о браке и разводе», «Право наследования» кении (1968 – 1969 гг.), своды обычного права 10 этнических групп Малави (1970 г.), кодекс обычного брачного права народности в Камеруне (1969 г.) и др.
«С одной стороны, - отмечает Г.И. Муромцев, - традиционное право, не имеющее исторической перспективы, постепенно вытесняется правом современным… С другой стороны, имеет место противоположная тенденция, отражающая незавершённость процесса выделения традиционного права из системы иных социальных норм, необычайную устойчивость традиционных структур и традиционного сознания, наконец, официальный курс отдельных стран на возрождение традиции». Это порождает трудности в деле правового строительства молодых государств наряду с другими негативными факторами: многоязычием и клановым сепаратизмом, дефицитом квалифицированных юридических кадров. Сталкиваясь с подобными явлениями, создатели новых современных кодексов вынуждены растягивать работу на годы и обращаться одновременно к правовому опыту самых разных стран, что не всегда даёт однозначно положительный результат. Так, при разработке Гражданского кодекса Эфиопии 1960 г. были использованы соответствующие кодексы Египта, Франции, Греции, Италии, Швейцарии, Ирана и Оттоманской империи. Кроме того, в Кодекс были включены положения памятника эфиопского права XIII в. Фетха Негаст.
Наряду с этим, власти освободившихся стран вынуждены считаться с желаемым и возможным, декларируемым и реальным в процессе правовой модернизации. Рассмотрим это обстоятельство на примере полигамии (многоблачия). Данная форма семейных отношений была принята почти у всех африканских народов и выражалась преимущественно в форме полигинии (многожёнства), что имело хозяйственную подоплёку. С одной стороны, обеспечивалась высокая рождаемость в условиях высокой смертности, с другой стороны, женский труд находил применение, особенно в тропическом земледелии, где урожаи снимают дважды в год. Кроме того, по мере развития работорговли возникал дефицит мужчин в некоторых частях Африканского континента, а спрос на продукцию коммерческих плантаций на более поздней стадии создал дополнительную потребность в женских руках в семье. Колониальные власти, как правило, не запрещали полигамию законодательно, но освобождение африканских народов от колониальной зависимости заставило молодые государства определиться с этой проблемой. Исходя из степени распространения полигамных отношений (они в наибольшей степени практикуются в традиционных земледельческих районах – в Конго, на побережье Гвинейского залива и в Западном Судане) и конкретной социально-политической ситуации было принято решение о запрете или допущении полигамных браков. Так, Танзания и Сенегал установили в начале 1970-х гг. свободу выбора брачного статуса, в Гвинеи закон о браке и разводе 1962 г. допускал брак мужчины с двумя женщинами, но в 1968 г. полигиния была запрещена. Незаконной считается полигпмия в Кот-д-Ивуаре, то же самое относится и к Заиру. В то же время «в Гане, Нигерии, Танзании и Кении, например, опрос общественного мнения показал, что не только жители сельских районов, но и городское население считает целесообразным сохранение полигамии…» (См.: Синицына И.Е. Человек и семья в Африке: по материалам обычного права. М., 1989). В некоторых африканских странах до трети браков в 1960 гг. и начале 1970-х гг. были полигинийными.
Несомненно, что правовую жизнь государств и народов (особенно находящихся на переломном этапе своего развития) определяет множество разнообразных факторов. В том числе социально-политических, этнических, религиозных и др.
Проиллюстрируем это на примере крупнейшей африканской страны – Нигерии. Бывшая английская колония с населением более 140 млн. человек, она является примером крайнего этнического (около 250 народностей) и религиозного плюрализма (примерно 40 – 50 % населения мусульмане, 25 – 30% - христиане, остальные – приверженцы традиционных африканских культов). В северных районах страны анлийским колонизаторам пришлось столкнуться с развитыми исламскими государственными образованиями, на юге христианизации подверглись белее примитивные племена.
В 1914 г. южные колонии и северные протектораты были объединены при генерал-губернаторе Ф. Лугарде, но даже после этого их правовые системы сохранили существенные различия. В 1947 г. страну разделили на три области: Западную, Восточную и Северную, а в 1960 г. была провозглашена независимость.
Однако демократический период в развитии Нигерии длился недолго. В ходе первого военного переворота 1966 г. было уничтожено федеративное устройство, а в ходе второго переворота в том же году оно было восстановлено и регионы получили автономию. В начавшейся в 1967 г. гражданской войне погибли сотни тысяч человек – в первую очередь представители народности иджо, заявившей о выходе из состава государства. Режим генерала Я. Говона сумел завершить войну, разделил существовавшие к тому времени четыре региона (Север, Восток, Запад и Средний Запад) на 12 штатов, но так и не смог восстановить обещанное демократическое управление и пал жертвой очередного государственного переворота в 1975 г. Правление военных ненадолго сменилось демократическими выборами (1979 – 1983 гг.) и только в 1999 г. был избран гражданский президент и принята очередная конституция.
В настоящее время Нигерия состоит из 36 штатов. В её системе права причудливо переплелись различные современные ордонансы и декреты, английское общее право и право справедливости, английское статутное право по состоянию на 1 января 1900 г., статутное право бывшей Британской империи по состоянию на 1 октября 1960 г., имеющее отношение к Нигерии, обычное право, прецеденты, мусульманское право (для северных штатов). Кстати, последнее не является официальным источником права, поскольку Конституция 1999 г. запрещает провозглашать какую либо религию государственной, что фактически произошло на севере страны и что вызывает возмущение христианского меньшинства. Например, в штате Кадуна споры по поводу шариата привели к религиозным столкновениям в мае 2000 г. и многотысячным жертвам.
Конституционная неустойчивость Нигерии (фактически Конституции 1960, 1963, 1979 гг. не действовали, исключая краткие паузы гражданского правления) и этнически-религиозный сепаратизм не могут не усиливать фрагментарность нигерийского права. В стране действуют многие английские законы XVII – XIX вв. Брачно-семейные и наследственные отношения мусульман регулируются нормами шариата, а немусульман – преимущественно обычным правом. Трудовое право по причине сменявших друг друга военных режимов оказалось сильно деформированным и не всегда применяется. В стране отсутствует единое уголовное право, поскольку в разных её частях имеют силу различные варианты уголовного закона: в Восточной Нигерии и Лагосе – Уголовный кодекс 1916 г., в Западной Нигерии – Уголовный кодекс 1959 г., в северных штатах учитываются нормы шариата закреплённые в Уголовном кодексе Северной Нигерии 1959 г.
Уголовный процесс изначально был основан на английской модели, однако далеко отошёл от её демократических стандартов в результате частых военных переворотов.
Судебная система в силу её индивидуализации на уровне штатов и наличия множества специализированных трибуналов, учреждённых военными, отличается неадекватной сложностью. В Северной Нигерии и Южной Нигерии на нижнем уровне функционируют различные виду судов. Наследством британской колониальной эпохи являются магистратские и коронерские суды. Специализированные военные, административные и чрезвычайные военные суды осуществляют преимущественно антидемократические, репрессивные функции. Назначение судей осуществляют президент и губернаторы штатов, что не способствует независимости судебной власти.
Ситуация, сложившаяся в Нигерии, - крайнее выражение неустойчивости и трайбализации социально-политических процессов в развивающемся обществе, однако неудовлетворительное состояние правосудия характерно для многих африканских стран. Так, в Кении, где существует три уровня судебной власти (магистратские суды, Высокий суд с несколькими отделениями по стране и Апелляционный суд). Долгое время (до начала 1990-х гг.) действовала система привлечения судей-иностранцев по контракту из-за нехватки местных квалифицированных кадров.
Бывшая французская колония Сенегал, добившаяся независимости в 1960 г., следует иной, унитарной модели политического развития при фактическом религиозном монизме (около 90% населения исповедует ислам). Здесь утвердился более устойчивый и более демократичный режим, чем в Нигерии, допускающий многопартийность.
Сенегал в плане конституционного регулирования активно заимствовал опыт бывшей метрополии с ее Пятой республикой, а в других отраслях права проявил творческую самостоятельность, переработав нормы французских кодексов и дополнив их традиционными обычаями. Так, например, Обязательственный кодекс 1963 г. пошёл по пути упрощения французского права, устранив различия между гражданскими и торговыми договорами и предусмотрев «договоры неграмотных» (т.е. отказался от письменной формы, за исключением важных юридических актов). Семейный кодекс 1972 г. по тем вопросам, где расхождения между обычным и современным правом слишком велики, представляет гражданам свободу выбора. Например, можно выбрать форму заключения брака, режим супружеского имущества, порядок развода, систему наследования по закону и т.д.
Уникальный случай смешения римско-голландского, английского и традиционного африканского права демонстрирует правовая система Южно-Африканской Республики. Здесь в семейном, наследственном и вещном праве доминируют концепции римского права, доставшиеся от голландских поселенцев XVII-XVIII вв. (буров), а влияние английского права, распространившееся с XIX в., т.е. с начала английской колонизации сильнее сказывается в общем договорном и деликтном праве. В то же время большинство специалистов институтов торгового права имеет уже чисто английское происхождение. Уголовное право, уголовный и гражданский пароцесс находятся под воздействием английских правовых традиций, а правовые споры среди чернокожего населения страны решаются специальными «местными судами» (native courts) на основе обычного права племени банту. Английская правовая доминанта проявляет себя и в том, что право ЮАР не кодифицировано.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что позднее освобождение страны от режима апартеида, ознаменованное всеобщими выборами 1994 г., не могло не наложить отпечатка на её правовое развитие. Пришедшие к власти представители африканского большинства (75 % населения) столкнулись не столько с острейшими этническими противоречиями (в стране в качестве только официальных признано 11 языков), сколько с чудовищными социальными диспропорциями и высочайшим уровнем преступности. Новая власть стремится модернизировать правовую систему, в том чмсле с помощью создания конституционного правосудия и закрепления широкого спектра конституционных прав.
Специфическими особенностями характеризуется система иудейского права,действующая в Израиле. Государство Израиль возникло 29 ноября 1947 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившему мандат Великобритании на территорию Палестины, которой она владела с 1923 г. До этого Палестина входила в состав Османской Империи.
14 мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории Палестины Народное правительство Израиля (из местных евреев и представителей международных сионистских организаций) на заседании в Телль-Авивском музее приняло Декларацию независимости Израиля, провозгласив самостоятельное еврейское государство (Мединат Исраэль), основанное на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками. Были оставлены в силе те британские законы, которые не противоречили Декларации независимости. Некоторые израильские юристы предлагали считать Декларацию независимости конституцией Израиля. В настоящее время в Израиле, как и в Англии, нет единой писаной конституции. Понятие «основной закон» используется в конституционном праве страны, и имеется в виду совокупность законов о структуре госорганов (о парламенте, правительстве, президенте, о контрольных органах и др.).
Правовая система Израиля является смешанной и сочетает черты Романо-германской (нормативно-правовые акты) и англосаксонской (судебные прецеденты). В стране также действуют две системы религиозного права – еврейская (Талмуд) и мусульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий. Источниками права Израиля признаются и нормы международного права, не противоречащие законам этого государства.
В начале 50-х гг. XX в. в Израиле были приняты Закон о возвращении (1950 г.) и Закон об израильском гражданстве (1952 г.). Первый предоставил право на иммиграцию в Израиль только евреям. «Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну» (ст. 1 Закона). Исключение из данного правила составляют лишь евреи, которые: а) совершали или совершают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) могут нести вред общественному благополучию или безопасности государства; и в) имели криминальное прошлое, которое может угрожать общественному благосостоянию».
Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну.
Оба закона, будучи весьма далёкими от принципа равенства граждан по национальному признаку, а тем самым – от широко прокламируемого в современном мире принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения, весьма эффективно служат в системе израильского законодательства «объединительным» интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами.
На достижение, в конечном счете, этих же целей направлено и семейное право еврейского государства. Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Имея формальную и реальную монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и этнические узы правоверных евреев. В силу этого, совсем не случайно, как подчеркивается в израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изменения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению брачно-семейных отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодоксальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов, рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев.
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 1089;