Основные правовые системы народов мира 3 страница
К «правам Аллаха» могут относиться и частные интересы. Например, посягательством на них («права Аллаха») является кража, которая с позиции европейского правосознания в гораздо большей степени является посягательством на частные, чем на публичные интересы. И в тоже время посягательством сугубо на частные интересы в шариате является такое тяжёлое преступление как убийство.
Все преступления в итоге делятся на три группы. Первая включает те из них, которые посягают на «права Аллаха» и наказываются точно определёнными в Коране и Сунне наказанием – хадд. Вторая включает те преступления, которые также караются точно определённой в Коране и Сунне санкцией – кисас,но нарушают права частных лиц. Третью же группу составляют все иные преступления, наказание за которые не определено в Коране и Сунне и которые могут посягать как на «права Аллаха», так и на права частных лиц и наказываются санкцией тазир.
К преступлениям категории хадд традиционно относят семь деяний:
- измена исламу;
- бунт,
- разбой (хираба),
- кража (сарака),
- употребление спиртных напитков (шарб),
- прелюбодеяние (зина),
- ложное обвинение в прелюбодеянии (казф).
Измена исламу как преступление хадд охватывает два различных состава: вероотступничество и богохульство. Вероотступником является лицо, которое добровольно отрекалось от ислама и перешло в другую религию либо поклоняется идолам или отрицает какой-либо из постулатов и догматов ислама. За вероотступничество установлена ответственность в виде смертной казни. Богохульство наказывается так же, как и вероотступничество. Оно заключается в хулении (оскорблении) Бога и всего святого.
Бунт – это умышленные насильственные действия по свержению или попытке свержения законного главы исламского государства и законной власти. За бунт установлена ответственность в виде смертной казни.
Под разбоем в мусульманском уголовном праве понимается нападение на путников, купцов, караваны и т.п. в дороге, в пути, в неких безлюдных местах с целью завладения их имуществом. В зависимости от фактически наступивших последствий за разбой установлены следующие виды ответственности: отсечение руки и ноги, смертная казнь, смертная казнь с последующим распятием тела, тюремное заключение, изгнание.
Кража в мусульманском уголовном праве – это тайное завладение имуществом, принадлежащим другому лицу и стоимость которого либо равна, либо превышает определённый минимум. В Коране установлена ответственность в виде отсечения конечностей. Практика детализировала это следующим образом: за совершение кражи в первый раз полагается отсечение правой руки, а во второй раз – левой ноги. За совершение кражи в третий раз различные виды наказания: тюремное заключение или отсечение оставшихся конечностей.
За употребление спиртных напитков в мусульманском праве установлена уголовная ответственность. Наказание за него является бичевание восьмьюдесятью ударами.
Согласно исламу половые отношения разрешаются только для супругов. Внебрачные же связи караются в уголовном порядке. Ответственность за прелюбодеяние различается в зависимости от семейного положения виновного. Если лицо, совершившее прелюбодеяние, состоит в браке, то оно забивается камнями насмерть, а если не состоит, то подвергается бичеванию ста ударами. Доказывается прелюбодеяние либо добровольным признанием своей вины, либо показаниями четырёх непосредственных очевидцев самого акта прелюбодеяния.
Найти таких очевидцев, мягко говоря, трудно, но всё-таки если они находятся, то во избежание оговоров и недоказанных обвинений установлена уголовная ответственность за ложное обвинение в прелюбодеянии. Оно наказывается бичеванием восьмьюдесятью ударами.
Вторая категория включает те преступления, за совершение которых установлена ответственность кисаспо принципу талиона – санкция равна совершённому преступлению. Данная категория включает по сути два преступления – убийство в широком смысле и причинение вреда здоровью.
Убийство считается самым тяжким преступлением против человека и подразделяется на следующие виды: убийство путём использования оружия, убийство с использованием орудий и предметов, не являющихся оружием, лишение жизни по ошибке либо в результате несчастного случая. За первый вид данного преступления полагается ответственность по принципу талиона, т.е. смертная казнь, если потерпевшая сторона (родственники убитого) не согласятся принять «выкуп за кровь» или не простят виновного. За остальные виды полагается только уплата выкупа либо прощение. Выкуп за кровь при убийстве свободного мусульманина составляет сто верблюдов или их эквивалент. За женщину или раба полагается уплатить вдвое меньшую сумму.
Под причинением вреда здоровью понимается преимущественно нанесение увечий, повлекших ампутацию частей тела или органов. В теории за данное деяние должна наступать ответственность по талиону, но на практике почти всегда выплачивался выкуп за кровь, который при причинении вреда здоровью равен части выкупа за кровь при убийстве в зависимости от важности повреждённого органа или части тела.
Все же остальные деяния относятся к третьей категории – тазир. Они не были систематизированы и кодифицированы, а определялись традицией конкретного государства или местности. Наказания также не были определены в закрытом перечне видов. И если при наложении наказания хадд и кисас судья либо не обладает вообще, либо обладает незначительной свободой, то при наложении наказания тазир судья весьма свободен. Тазир может колебаться от предупреждения до смертной казни.
В мусульманском мире брак является религиозной обязанностью каждого правоверного мусульманина, а безбрачие серьёзно осуждается общественностью. В одной из сур Корана сказано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трёх, и четырёх. А если боитесь, что не будите справедливы, то на одной…» (См.: Бурхануддин Маргинани. Хидоя. Комментарии мусульманского права. Т. 3. М., 2008. С. 125). Под словом брак (акд) с точки зрения шариата понимается заключение договора, в соответствии с которым женщина перестаёт быть запретной, посторонней для мужчины, который стал её мужем. В мусульманском праве не существует предельного брачного возраста, любое лицо половой зрелости (как правило, юноши – 15 лет и девушки – 9 лет) может заключить брачный договор или расторгнуть его по собственному желанию. Так, четвёртая жена пророка Мухаммеда - Айна была 9 лет от роду, когда он женился на ней. Несовершеннолетние могут быть связаны узами брака без их согласия родителями или валеями (опекунами).
Необходимым условие брака - это уплата женихом выкупа за невесту. Браки с иноверцами (например, идолопоклонниками или огнепоклонниками), отступниками от ислама не допускаются. Однако мусульманин мог взять в жены женщину священного писания (христианку или иудейку), поскольку предполагалось, что он обратит ее в свою веру.
Коран позволяет мужчине иметь четырех, как у пророка Мухаммеда, и более жен, а также наложниц из числа рабынь. Но муж должен предоставить каждой имущество, одежду, жилище соответственно своему социальному статусу. Это могут позволить себе лишь состоятельные люди.
При бракосочетании требуется согласие сторон, причём согласие девушки на брак необходимо, только в трёх случаях, во-первых: когда она признана дееспособной, вдовой или разведённой. Во-вторых: когда отец хочет выдать её за умалишенного, эпилептика или урода. В-третьих, когда ей отказывают в разрешении выйти замуж, и она прибегает к помощи кади (судьи). Умалишённые также имеют права вступать в брак только брачный договор должен быть заключён его опекунами (в случае отсутствия опекуна его роль может взять на себя зудья). Для бракосочетания должны быть произнесены слова «предложения и согласия», с упоминанием имён жениха и невесты; определена сумма выкупа в присутствии двух свидетелей мусульман мужского пола, свободных и дееспособных. Формулу бракосочетания читают жених и невеста или их доверенные лица, причём до вступления в брак жениху и невесте запрещается видеть друг друга. Формулу читают на арабском языке сначала невеста потом жених. Препятствиями для заключения брака могут являться прямое родство супругов, так как шариат порицает кровосмешение, имеются также и другие более специфические препятствия для бракосочетания, например, на паломников, носящих специальную одежду – ихрам, за женщину которой уже сделано предложение, а также, если мужу угрожает смертельная опасность.
В исламском праве существует также понятие временного брака, это форма возникла в связи с запретом, находится в доме незнакомого человека посторонней женщине, и необходимостью совместного существования двух людей без цели интимной близости, например, для ухаживания за престарелым человеком, больным или для ведения совместного хозяйства. В суннитском направлении ислама данная форма бракосочетания отменена и не пользовалась особой популярностью, впрочем, и шиитском толке не все школы считают его законным. В современных условиях XXI века эта норма становится всё более популярной так как позволяет на законных основаниях приводить в дом постороннюю женщину.
Женщины, состоящие во временном браке, обладают большей свободой действия и более независимы по сравнению с женщинами, состоящими в браке постоянном, к примеру, выходить из дома без разрешения мужа, но, с другой стороны, она не может потребовать от мужа того же, что и постоянная жена. При заключении временного брака указывается время истечения срока брачного договора. Шариат допускает возможность превращения временного брака в постоянный.
Брак носит патриархальный характер, строится на господстве мужчины. Он управляет имуществом семьи, несёт расходы по дому. Он же осуществляет отцовскую власть над детьми. Жена ведёт домашнее хозяйство. Шариат допускает расторжение брака, причем количество разводов и последующих браков не регламентируется.
Развод для мужчины свободен, жена может требовать развод только через суд и по исчерпывающему перечню оснований: жестокое обращение с женой, не выделение средств, сумашествие, слепота, проказа, принятие мужем иной веры, долговременное и безвестное отсутствие супруга неисполнение супружеских обязанностей и т.д.
В случае мужского бессилия мужу в судебном порядке, предоставляется «испытательный срок», в течении 12-ти месяцев он должен снять с себя обвинение жены, в противном случае судья (кади) выносит решение о расторжении брака, как только жена этого потребует. В случаях с проказой, слепотой или сумасшествием в мусульманских школах трактования религиозных источников нет единого мнения, школа Ханифы, к примеру, полагает, что данные случаи не являются поводом для развода. Несогласие девушки, достигшей совершеннолетия на продолжение супружеской жизни есть право, присущее только женщинам, мужчина не имеет права расторгнуть брак иначе, как по даче разводной с уплатой мехра (приданное).
В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество. После развода женщина остаётся на 2 - 3 месяца (срок идда) в доме бывшего мужа, чтобы определить, не беременна ли она, так как ребенок должен остаться в доме отца.
По мусульманскому праву мужчине предоставлено право развестись с женой четырьмя различными способами:
1) развод баин (окончатальный);
2) развод раджа (возможность мужу вернуть жену);
3) развод хаал (путём подкупа женой мужа);
4) развод мубарат (посредством отречения от жены).
При троекратном повторении мужем «ты мне не жена» пара может считаться официально разведённой, причём пожениться вновь они могут, только после повторной женитьбы и развода женщины. Данная форма развода именуется – талак, и относиться к окончательным формам развода. Развод раджа как таковой разводом и не является, это можно назвать крупной ссорой, термин раджа означает «возвращение», и используется когда муж дал жене развод, но позже раскаялся и изъявляет желание вернуть её вновь, как правило, жена, при такой форме развода даже не покидает дом мужа. Развод хаал используется женщинами для того, чтобы расторгнуть брак, при этом материально вознаграждая его за предоставленную свободу. Шариат не учитывает в качестве причин для развода чувства или симпатии жены, отсюда и возникла необходимость в столь неординарной форме развода.
Развод мубарат, чем-то, даже схож с разводом хаал в обоих случаях, муж получает за развод материальное вознаграждение, однако существенное различие заключается в том, что предложение о разводе исходит в данном случае от самого мужчины, что выставляет его в довольно невыгодном свете как человека жадного и корыстного.
Ислам сохранил древний обычай ношения женщинами различных ритуальных одеяний. В числе этих одеяний – хиджаб, паранджа, чачван, чадра, яшмак и др.
Наследование может осуществляться как по закону, так и по завещанию. Завещать могут только в пользу законных наследников и не более 1/3 имущества, при наследовании по закону женщины получают долю вдвое меньшую, чем мужчины. Особенностью мусульманского права является то, что обязательства не передаются по наследству. Из имущества умершего выделяется доля на его погребение, затем уплачивались долги, а затем наследники вступают в свои права.
Мусульманское право выделяет особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. В собственности правоверных не могут быть и так называемые «нечистые вещи» - вино, свинина, книги, противоречащие исламу. Шариат знал деление вещей на движимые и недвижимые, знаменитые и незнаменитые. Особое внимание уделялось классификации земельных прав, среди которых выделяли:
- Хиджаз – земли, на которых, по преданию, жил пророк Мухаммед. Эти земли имеют особый правовой статус, здесь могут селиться только мусульмане, здесь нельзя рубить деревья, охотиться.
- Мульк – категория земель, находящихся в частной собственности.
- Икта – условное земельное держание, выделяемое за службу.
- Вакф – земли, принадлежащие религиозным учреждениям (мечетям, медресе), переданные собственником религиозным или благотворительным организациям. Лицо, установившее вакф, теряет право собственности, но сохраняет право управления имуществом и на часть доходов от него.
Вакф является одним из центральных институтов мусульманского «права личного статуса», сохраняющегося и продолжающегося функционировать в правовых системах мусульманских стран благодаря способности эволюционировать и приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Он оказывает большое влияние на социальную, экономическую, духовную, политическую и культурную жизнь общества. Во всех мусульманских странах созданы министерства вакфов, занимающие важное место в государственном аппарате. Вакфы учреждают для финансирования государственных и негосударственных образовательных учреждений, строительства публичных библиотек, помощи студентам в получении высшего образования, финансирования научно-исследовательских институтов, поддержки организаций, занимающихся опекунством и попечительством, оказания помощи бедным, предоставления технической и научной помощи производствам, нуждающимся в повышении производительности, освещения и асфальтирования дорог, предоставления кредитов предпринимателям, строительства, оборудование и обслуживания мечетей, финансирования программ здравоохранения и помощи больным, предоставления финансовой помощи семье вакифа, его родителям и наследникам, охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, содержания безопасности дорожного движения. Это ещё далеко не полный перечень применения института вакфа (См.: Цмай В.В. Вакф как институт мусульманского гражданского права: история и современность // История государства и права, 2009. № 12. С. 39 – 42).
Л.Р. Сюкияйнен особо выделяет этот правовой институт: «Отточенный мусульманско-правовой доктриной на протяжении столетий, этот институт ранее широко использовался для поддержки образования и науки, а в настоящее время, кроме того, применяется в исламском мире в целях финансирования социальных программ. Причём мусульманское право значительно подробнее и эффективнее, нежели действующее российское законодательство, регулирует правовой статус и взаимные права и обязанности трёх основных сторон благотворительной деятельности – донора, выгодополучателя и лица, уполномоченного управлять вакуфным имуществом и направлять получаемые от его эксплуатации доходы на удовлетворение потребностей адресата помощи» См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 34).
Существенную роль при рассмотрении любого правового института, в том числе и вакфа, играет само определение понятия. С арабского языка слово «вакф» как лингвистическая категория переводится как стояние, остановка, пауза. Синоним слова «вакф» хабс, который также употребляется для обозначения данного института, переводится как арест, задержание, удержание (См.: Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. М., 1958. С. 1151).
Как правовая категория вакф означает «неотчуждаемое имущество, предназначенное для определённых целей… право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа (вакифа) ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта» (См.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 45).
Автор знаменитой «Хидоя. Комментарии мусульманского права» факих-правовед Бурхануддин Маргинани, последователь ханафитской школы права (мазхаба) суннитского толка ислама, дал следующее определение вакфа: «На языке закона (по мнению Абу Ханифы) этим термином обозначается посвящение какого-либо предмета какой либо цели таким образом, что лицо, которому первоначально принадлежал этот предмет, сохраняет на него права собственности, и лишь пользование этим предметом идёт на какие-либо благотворительные дела в виде как бы ссуды» (См.: Маргинани, Бурхануддин. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2 ч. Ч. 1. Т. I – II / пер. с англ.; под ред Н.И. Гродекова; отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. Комм. проф. А.Х. Саидов. М., 2008).
Маликитская школа права даёт своё определение вакфа: «Вакф – это ассигнование выгоды (в виде денежных или иных средств) от собственности на определённые цели, на срок. Который будет определён вакифом» См.: Ал-Касими М.А. Вакф: сб. докл. X исламского симпозиума в Индии. Бейрут, 2001. С. 125).
Для шафиитской школы права вакф представляет собой «удержание любого имущества, с которого можно извлечь пользу, с оставлением его субстанции в целостности и сохранности, без права распоряжения им, и определение доходов о т него на существующие и дозволенные шариатом цели» (См.: Кахаф М. Исламский вакф, его эволюция, управление и развитие. – Дамаск, 2000. С. 57).
Согласно точке зрения ханбалитской школы права «вакф – это удержание учредителем своей собственности, субстанция которого находится в полном его распоряжении или в распоряжении уполномоченного лица, и определение выгоды от него на благотворительные цели, основной целью которого является приближение и к Богу» См.: Ал-Кабиси М.У. Нормы вакфа в мусульманском шариате. Багдад, 1977. Т. I. С. 84 – 85).
Шиитские школы права чаще всего дают следующее определение: «Вакф – это договор, в результате которого удерживается субстанция имущества и определяются подходы от него на благотворительные цели» (См.: Цмай В.В. Вакф как институт мусульманского гражданского права: история и современность. // История государства и права, 2009. № 12. С. 40).
Следует отметить, что не все шиитские учения согласны рассматривать вакф в качестве договора, так как вакф не является актом купли-продажи и не нуждается в согласии той стороны, для которой он учреждается. Наибольшее количество споров возникает по поводу сохранения прав собственности за учредителем или бенефициарами на учреждаемое имущество, срочного или бессрочного характера учреждения, а также по поводу предмета вакфа. Что касается предмета вакфа, все школы едины во мнении о том, что им должно быть недвижимое имущество. Когда речь заходит о недвижимом имуществе, правоведы высказывают различные несовпадающие точки зрения, выдвигаются различные условия для действительности такого вакфа. Споры в отношении определения понятия «вакф» продолжаются и в наши дни. Например, в Гражданском кодексе иордани вакф определяется как удержание субстанции имущества, лишённого права распоряжения, и ассигнование его доходов на благотворительные цели. Вакуфное имущество не может быть собственностью вакифа, а также не может переходить в собственность другого лица. Статьи 3 – 9 индийского Закона «О вакфе» от 1995 г. сохраняют право собственности учредителя вакфа на субстанцию вакуфного имущества.
Важным моментом является учреждение вакфа. Акт учреждения вакфа совершается добровольным заявлением учредителя (вакифа) и не требует согласия с какой-либо стороны. Ваких должен произнести соответствующую формулу «сига», которая бывает двух видов.
Во-первых, прямая, в которой должны использоваться слова вакф или хабс.
Во-вторых, косвенная, когда учредитель должен произнести слова, которые содержат понятие и смысл вакфа. Например, «жертвуй на Божий путь» или «назначаю в качестве вечной милостыни».
Если человек немой. Он может обозначить своё желание учредить вакф знаками или письменно. Мусульманское право знает два вида учреждения вакфа: письменный. Который составляет, заверяет и выдаёт судья (кади), и устный, провозглашаемый обычно в мечети. Учредителем вакфа может быть любое юридическое или физическое лицо, являющееся гражданином страны, в которой учреждается вакф. Иностранный гражданин также может быть учредителем вакфа. Если цель вакфа будет направлена на пользу граждан данной страны. Вакф должен быть письменно зарегистрирован лицами. В том чмсле бенифициарами в соответствующих учреждениях согласно законам страны учреждения. В случае устной формы – после его учреждения, в акте учреждения должны быть точно определены предметы вакфа. Его цели. Имена бенефициариев. Дальнейший порядок их определения, предназначенные им доли, а также имена вакифа и свидетелей.
В зависимости от цели, времени и использования вакуфного имущества различают следующие виды вакфов:
а) в зависимости от цели:
- благотворительный вакф – в арабских странах называется «вакф хайри или вакф амм», учреждается в общественных благотворительных целях (например, мечети, школы и т.д.);
- семейный или потомственный вакф, известный в арабских странах под названием «вакф ахли, вакф дури или вакф хасс», учреждается в пользу определённого лица или лиц, в основном в пользу детей или родственников учредителя вакфа;
- смешанный вакф – сочетает в себе элементы благотворительного и семейного вакфа, а доходы от него одновременно идут на благотворительные и семейные цели;
б) в зависимости от времени:
- бессрочный вакф – это такой вакф, который не ограничен во времени, как правило, это общественные благотворительные вакфы. Его имущество не должно портиться и уменьшаться вследствие его использования, преимущественно это земля, здания и постройки, используемые для получения доходов, с условием ассигнования части доходов на ремонт вакфа или его замену;
- срочный или временной вакф – ограничен во времени и должен возвращаться в собственность вакифа или его наследника после истечения срока его действия. Учреждение в основном касается имущества, которое с течением времени изнашивается и уменьшается вследствие его использования. Предметом временного вакфа может быть и недвижимость, которая со временем не портится и не уменьшается вследствие его использования, но это зависит от школы мусульманского права и внутригосударственных законов;
в) в зависимости от использования вакуфного имущества:
- прямой вакф – это такой вид вакфа, имущество которого используется по прямому назначению (например, мечети для молитвы, школы для учёбы или больницы для лечения больных);
- инвестиционный или эксплуатационный вакф представляет собой такой вид вакфа, само имущество которого используется для получения средств или денег, которые тратятся на цель вакфа.
Для действительности учреждения любого вакфа учредитель (вакиф) вакиф должен обладать необходимой правоспособностью для легитимного отчуждения имущества. Он должен быть совершеннолетним, находиться в здравом уме и являться собственником (или доверенным лицом владельца) имущества, которое он намеревается учредить в качестве вакфа, не должен быть обременён долговыми обязательствами, иметь право выбора.
Таким образом, вакфы, учреждённые слабоумными, не достигшими совершеннолетия, невольниками (рабами) или лицами, не имеющими права выбора, являются недействительными. Правоспособность является одним из главных условий учреждения вакфа, которое подтверждают все школы права. Ограниченно дееспособные и смертельно больные могут учреждать вакф за счёт 1/3 своего имущества. В случае учреждения вакфа за счёт более чем 1/3 имущества, необходимо согласие их наследников. Вакуфное имущество должно быть чётко определено и известно. Такие выражения, как «я учреждаю в качестве вакфа один из двух моих домов или часть моего поля», делают вакф недействительным. При произнесении вакифом фраз, указывающих на его намерение учредить своё имущество в качестве вакфа, его слова должны выражать решительность и бесповоротность его действий, решение должно быть осознанным. Поэтому вакф не может учреждаться обещаниями, а вакиф не может поставить себе в качестве условия возможность изменить принятое решение или дать себе время на раздумье. Учреждая вакф, вакиф может выдвигать определённые условия. Все условия, не нарушающие закона о вакфе, а также исламские законы, которые имеют юридическую силу, являются общеобязательными.
Согласно утвердившемуся правилу среди мусульманских правоведов, вакиф может определять на будущее для себя, своей супруги (супруга), детей и соответствующего мутавалли, следующее правила, так называемые десять условий:
- право добавления новых бенифициаров и новых целей на определённое или неопределённое время;
- право исключения части бенефициаров или исключение некоторых целей на определённое или неопределённое время;
- право изменения долей бенефициаров;
- право увеличения капитала бенефициария;
- право учреждения части дохода и добавления её к главному капиталу вакфа;
- право назначения мутавалли и способ его выбора, а также их смены в будущем;
- право определения способа инвеститрования денежного капитала вакфа в рамках исламского закона;
- право изменения основ капитала вакфа.
В современных законодательствах многих арабских стран содержаться соответствующие положения о «десяти условиях». Например, Гражданский кодекс Иордании дал полную свободу вакифу определять для себя или других лиц эти права на будущее без каких-либо ограничений. Существенным является право определения бенефициаров. Им обладает только вакиф, его уполномоченное лицо или другое лицо на основании условий вакифа.
Многочисленные споры вызывает вопрос о возможности отчуждения вакфов, о возможности их продажи или обмена. Анализ различных точек зрения мусульманских правоведов дает возможность сделать вывод о том, что обмен вакфа должен происходить только в случае крайней необходимости и на выгодных условиях, независимо от мнения и условий вакифа, которые он уже зарезервировал для себя. Такая мера необходима для предотвращения потери имущества вакфа и сохранности его от нападок власти и нехозяйственного мутавалли или же вакифа. В настоящее время обмен вакфов должен происходить только после соответствующего анализа со стороны министерства вакфов и его подразделений. Затем осуществляющий за вакифом надзор судья должен дать своё заключение, разрешающее или, наоборот, запрещающее обмен. Только на этих основаниях обмен вакфа должен считаться действительным.
Вакф невозможно представить без мутавалли (управляющий вакфом). Поэтому большой интерес представляет порядок его назначения, предъявляемые к нему требования, его правовой статус, оплата его труда, отстранение от занимаемой должности и т.д. Правом назначения мутавалли обладают, прежде всего, вакиф и судья. Назначаемый на эту должность должен быть совершеннолетним, находиться в здравом уме и быть способным управлять вакфом. В крайнем случае, он должен быть способным давать указания по управлению вакфа (См.: Ал-Азами Х.А. Нормы вакфа. – Багдад, 1948 – 1949. С. 152 – 153). Мутавалли имеют право на заработную плату.
Вместе с тем не существует единого подхода в отношении её размера, условиях выплаты. Например, ханафиты и маликиты ставят её размер в зависимость от доходов вакфа. Шафииты считают, что мутавалли должен получать ту сумму, которую назначил ему вакиф. Если вакиф не назначил мутавалли никакого гонорара, то он ничего не получит до тех пор, пока не поставит вопрос перед судьёй и не попросит его назначить емау заработную плату. В этом случае судья должен назначить ему заработную плату, равную обычно выплачиваемой в таких случаях. Точка зрения ханбалитов по этому поводу в целом схожа с шафиитской. Они только в случае неназначения зарплаты или гонорара разрешают пользоваться вакфом, но не извлекать из него денежную выгод.
В круг обязанностей мутавалли входит всё, что касается вопросов управления вакфом, ремонта, строительства, аренды, собора арендной платы и доходов, сохранения капиталов и имущества вакфа, раздел доходов между бенефициариями, выплата заработной платы работникам вакха, представительство вакфа, защита интересов его перед государством и другими организациями. Мутавалли несёт личную ответственность за все действия, которые он осуществляет против воли учредителя вакфа. Если вследствие таких действий был нанесён вред вакфу, мутавалли должен возместить все убытки. Если он использовал доходы от вакфа в целях, не указанных в вакфном договоре и это не принесло вакфу никакой пользы, то мутавалли должен вернуть потраченные деньги вакифу. Наконец, мутавалли должен отчитываться за свою работу в следующих случаях: если бенефициарии подозревают его в мошенничестве или в нарушении условий вакфа; если бенефициарии жалуются на его обращение с ними; если мутавалли недоволен своей заработной платой и попросил о пересмотре её размера; если мутавалли захотел взять кредит для улучшения вакфа или обменять вакф на другой. В указанных случаях мутавалли должен представить отчёт о всех доходах и расходах вакфа. Он должен сделать это добровольно, в противном случае, он должен предоставить отчёт по просьбе судьи, надзирающего за вакфом.
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 634;