Основные правовые системы народов мира 2 страница

Пользуясь монополией в данной области, Суд в продолжение своей миссии ориентирует и национальные суды действовать в направлении принятия мер для единообразного понимания и применения права Европейского Союза различными институтами государств – членов этого Союза.

Распространение и закрепление прецедента как источника права на постоянной основе не только в системе англосаксонской, но и романно-германской правовой семьи свидетельствует, помимо всего прочего, о том, что в настоящее время в отношениях между данными правовыми семьями имеет место если не их унификация, то, по крайней мере, явно выраженное сближение.

Сути дела при этом не меняет тот факт, что прецедент, порождаемый европейскими структурами и, в частности Европейским судом справедливости, в определённой мере отличается от классического прецедента, существующего в системе англосаксонского права вообще и английского права в частности.

Одна из таких отличительных особенностей судебного прецедента, порождаемого Европейским судом справедливости, заключается в том, что он, в силу отсутствия иерархии судебных органов в Европейском Союзе, не имеет жёсткой связи и обязательности национальных судов следовать решениям Европейского Суда, а также – в отсутствии чёткого различия между такими важнейшими структурными составными частями прецедента, как ratio decidendi (сущность решения) и obiter dictum (попутно сказанное, судебное мнение, суждение).

В отличие от системы общего права, где наличие в судебном решении ratio decidendi способно довольно жёстко связывать суды на будущее при решении аналогичных дел, в праве Европейского Союза официально не признаётся доктрина «связующего» прецедента. В силу этого различия между «попутно высказанным» Судом в процессе рассмотрения дела мнением (obiter dictum) и содержание им же принятого решения (ratio decidendi) во многом стирается и утрачивает свою изначальную значимость и смысл.

Важной особенностью решения Европейского суда справедливости, рассматриваемого в качестве прецедента, является также то, что оно имеет, в силу сложившихся и законодательно закреплённых обстоятельств, пол вопросам, касающихся европейского права, окончательный характер, не подлежит сомнению, обжалованию и пересмотру.

Данная особенность прецедентных решений Европейского суда обусловлена, помимо других причин, тем, что в пределах Европейского Союза отсутствие иерархии судов в значительной степени компенсируется иерархией правовых систем. Согласно законодательно закреплённым положениям правовой теории и сложившейся практики, несмотря на то, что общеевропейское право применяется и в принудительном порядке осуществляется через национальные суды и трибуналы государств – членов европейского Союза, оно имеет безусловный приоритет перед национальным правом.

Из этого следует логический и вполне обоснованный вывод о том, что приоритет одной правовой системы в целом над другой с неизбежностью предопределяет, соответственно, и приоритетный характер взаимоотношений их отдельных составных частей, в том числе прецедентных решений Европейского суда справедливости, касающихся вопросов общеевропейского права.

Достаточно оригинальная правовая система сформировалась в КНР.Китай – это одно из древнейших государств мира. Уже в IV тыс. до н.э. здесь существовал рабовладельческий строй. Становление правовой системы Китая первоначально проходило под влиянием философских идей Конфуция, который негативно относился к закону. Учитель Кун был великий моралист, создал идеал благородного человека, который должен любить людей и стремиться к знаниям, быть справедливым. Конфуций проповедовал идеалы справедливости, добра, приоритета морали, почитания старших, руководителей. Школа легистов, наоборот, обосновывала приоритет закона. В 1911 г. в ходе буржуазной Синьхайской революции в Китае была свергнута монархия, повысился авторитет права. Однако конфуцианство живо в этой стране и до настоящего времени. После 1911 г. здесь была проведена кодификация законодательства. В настоящее время в Китае идут реформы. С 1979 г. издается ряд новых законов, заканчиваются экономические преобразования, цель которых – стать одной из развитых стран мира. В 1982 г. в КНР была принята новая Конституция. С 1 июля 1997 г. к КНР присоединился Гонконг, имеющий правовую систему общего права и капиталистический уклад общественных отношений. Решено, что сближение правовых систем Гонконга и КНР будет происходить 50 лет. В последние годы правовая система КНР приобретает важнейшие черты континентальной (романо-германской) правовой системы, так как в 1996 г. была принята новая редакция уголовно-процессуального кодекса, а в 1997 г., вступил в силу новый уголовный кодекс.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на религиозном регулировании общественных отношений. Выделяют мусульманскую, индусскую и иудейскую правовые семьи.

Для всех нормативно-регулятивных систем, порождённых религией, характерны некоторые особенности: 1) конституционным, основополагающим источником права здесь является Божественное откровение, выраженное в священных писаниях; 2) другим важным источником права является религиозно-правовая доктрина; 3) позитивные правовые предписания касающиеся социальных отношений, тесно переплетаются с теологией, а также с ритуальными и обрядовыми нормами; 4) правообразование на основе религиозных вероучений тесно связано с различными формами теократии, что обуславливает иную, чем в романо-германском и общем праве роль государства в правообразовании и применении права; 5) относительная автономия религиозной правовой системы по отношению к правовым системам в рамках тех государств, на территории которых они существуют.

В мусульманскойправовой семье источником права является Коран, сунна, иджма и кийяс. Коран– это священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине, которые ему ниспослал Бог через святого духа. При жизни Мухаммеда Коран передавался только в устной форме – «чтецами», однако уже при первом халифе Абу Бакаре (632-634 гг. н.э.) бывший секретарь Мухаммеда Зайд ибн Сабит составил первый сводный текст Корана, а при третьем халифе Османе (ок. 651 г.) он же установил окончательную редакцию Корана, полностью вытеснившую другие версии (В домах последователей пророка хранились иные версии Корана, общее число которых в первые годы после смерти Мухаммада дощло до семи. Поскольку все они принадлежали уважаемым последователям пророка (таким как Али, Саид ибн-Табит, Осман и др.), в мусульманской общине возникли разногласия относительно прочтения тех или иных мест Корана. С целью разрешения проблемы аутентичности текста Корана в правление Османа, третьего праведного Калифа (644 – 656 гг. н.э.), специальная комиссия из числа живых сподвижников пророка, возглавляемая Саидом ибн-Табитом, взяв за основу экземпляр, хранившийся в доме мухаммада, уточнила текст послания и составила доныне остающийся каноническим вариант Корана, уничтожив остальные рукописные списки (произошло это в 651 г. н.э. – прим. авт.). Структурно Коран состоит из 114 сур (глав); суры делятся на айаты (в переводе с арабского «знамение», «чудо») или стихи.

Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, в Коране есть около пятисот нормативно-юридических установлений. Правила поведения, закрепленные в Коране, именуются шариатом (путем следования для каждого мусульманина).

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на основные положения и основополагающие идеи, содержащиеся в Коране. Среди них, прежде всего, необходимо проанализировать нормы о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Аллаха, который сотворил «небеса и землю истинной», «сотворил человека из капли» «И скот Он создал; для вас в нем – согревание и польза, от них вы питаетесь». На Аллахе «лежит направление к пути». Он «тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете». Аллах подчинил вам «ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям». Он знает все и «про то, что в груди». «И говорит Он то, чего вы не знаете». Аллах – всепроникающий, сведущий. Он «тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь». Он «тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце». Аллах вам Господь. «Ему принадлежит власть, нет Божества, кроме Него!» (См.: Коран. М., 1991. С. 164, 287, 357, 358.

В священной книге – Коране содержатся также положения о чистоте и непререкаемости мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям – «неверным». «О сыны Исраила! – говориться в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40). – Вспомните милость Мою, которую Я оказывал вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь».

Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому правоверному воздадутся милости Аллаха и он будет всегда счастлив. А те, кто переступают веру и «измышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы».

Поистине, отмечается в суре 47, «тем, которые не веровали и уклонялись от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах». И далее: «Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше. Аллах – с вами, не ослабит Он ваших деяний». Ведь «ближайшая жизнь – только игра и забава. А если вы уверуете и будите богобоязненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имуществах».

Что же касается тех, «которые не веровали или уклонились от пути Аллаха», то им грозят «заблуждение» в их делах, ниспосланное свыше, подверженность «дурным деяниям» и расстройством их состояния. «Во имя Аллаха милостивого, милосердного, - предписывается в Коране, - когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – ударьте мечом по шее. А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узды».

И далее в отношении «многобожников»: избивайте их, где найдете, «захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу. Ведь Аллах – прощающий, милосердный».

Коран предписывает быть благодарными и справедливыми («И устанавливайте вес справедливо и не уменьшайте весов»), проявлять щедрость и давать подаяние бедным, сиротам и захваченным в плен («Мы ведь кормим вас ради лика божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности»), избавляться от скупости и избегать неправедного обогащения. На этот счет сура 92 гласит: «А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется» (См.: Коран. М., 1991. С. 164, 287, 357, 358).

В Коране имеется множество и других аналогичных по характеру норм и предписаний. Большинство из них весьма обширно и не императивно, оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы. Это касается как содержания данных предписаний, так и неразрывно связанных с ними разного рода санкций и поощрений.

Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться «в убытке», лишиться покровительства Аллаха.

Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусульманского права, в котором «людям приводятся всякие притчи» в надежде, что «может быть, они опомнятся» и исправятся, нельзя забывать и о таком его ключевом источнике, как Сунна. В отличие от Корана, содержащего высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII – IX вв.) – время становления и развития мусульманского права – богословов и юристов. Содержание сунны составляют признанные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Каждое сообщение (хадис) состоит из двух частей: иснада, т.е. перечисления людей, изустно передававших друг другу сообщения, и матна,т.е. собственно сообщения. По степени авторитетности хадисы делятся на достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф). Основанием для отнесения хадиса к одной из трёх групп служит качество, надёжность иснада, определяющаяся через оценку нравственных качеств людей, передававших друг другу сообщение, их способности правильно воспроизводить услышанное и т.д. Соответственно, достоверными являются хадисы с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, вследствие чего в иснаде такого хадиса нет никаких отклонений или недостатков. Хороший хадис характеризуется непрерывным иснадом, все передатчики которого отличались добросовестностью. Он всего лишь немного менее точен, чем достоверный хадис, а его содержание передано безо всяких отклонений или недостатков (хороший хадис также может использоваться в обоснование правовых доводов, однако сила таких доводов будет уступать силе доводов, основанных на достоверном хадисе). К слабым хадисам относятся все те хадисы, в которых сомнение вызывает качество иснада или само его содержание; слабый хадис не может использоваться для целей права и имеет лишь наставительное значение.

Как таковой книги Сунна в исламском мире не существует; скорее это общее обозначение шести признаваемых мусульманами-сунитами в качестве канонических сборников хадисов. К этим шести суннитским сборникам хадисов относятся те, что были составлены Мухаммадом бин Исмаил Абу Абдулах аль-Джуфи аль-Бухари, Муслимом бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри, ибн-Маджи, Абу-Даудом Суляйманом бин аль-Ашаса ас-Сиджистани, Мухаммадом бин-Исы ат-Тирмизи и Ахмадом бин-Шуайба-ан-Наса. Они, в свою рчередь, основываются на первых записях хадисов, которые появились ещё при жизни пророка, собранных в первые сборники хадисов во второй половине VII в. н.э. Крупнейшим сборником хадисов является «Аль-джами ас-Сахих» имама Мухаммада бин-Исмаил Абу Абдулах аль-Джуфи аль-Бухари, который собрал около 600 тыс. хадисов, из которых он отобрал около 8 тыс. наиболее достоверных. Громадность такой книги повлекла создание её нескольких сокращённых вариантов (мухтасар), из которых наиболее известен мухтасар имама Ахмада бин-Абд ал-Латифа аз-Зубайди (1410-1488 гг. н.э.). Сокращение было достигнуто за счёт исключения повторяющихся хадисов, так что их общее число в мухтасаре аз-Зубайди составляет 2134.

Иджмав мусульманском понимании имеет более «земное» происхождение и представляет собой достигнутое учеными юристами единогласное мнение по вопросам правового регулирования обязанностей верующих. Как отмечает Р. Давид, «ученые – наследники пророков; единогласное мнение докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины» (См.: Коран. М., 1991. С. 164, 287, 357, 358). Иджма, следовательно, выглядит как истолкование мусульманскими научными школами направлений божественной воли, выраженной в священных книгах. Таким образом, в исламе существуют различные школы, толки, комментарии, фетвы, выражающие отдельные религиозно-правовые оттенки мусульманского учения о праве (суннитские, шиитские и т.д.). Суждения по аналогии - кийясдополняет иджму и представляет собой принятый в мусульманском праве принцип толкования и применения правовых норм по сходным юридическим делам. По существу, это применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной или иджмой.

В соответствии с мусульманским правом, умозаключение по аналогии состоит из четырех частей:

1. Случай, дело, вопрос и т.п., требующий юридического решения (фар);

2. Случай, являющийся образцом для решения, с которым первый случай будет сравнен и соотнесен по аналогии (асл);

3. Основание, т.е. то общее, что роднит оба случая и позволяет считать их аналогичными (илла);

4. Норма ранее примененная при решении первого случая и переносимая по аналогии на второй из-за сходства (хукм).

Метод аналогии получил особое развитие в ханифитской школе (мазхабе) мусульманского права. Другие направления, например, низамиты и захириты отрицательно относятся к методу аналогии и считают, что аналогия слишком зависит от субъективного человеческого суждения. Неприятие аналогии также является отличительной особенностью шиитского права. Шииты стали отвергать кийяс приблизительно с VIII в., обосновывая это тем, что он ведет лишь к вероятностным, а не к строго определенным выводам.

Исходя из того, что нормативный акт (канун) в классическую эпоху (до середины XIX в.) никогда не занимал значительного места среди источников мусульманского права, разработка правовой системы ислама осуществлялась преимущественно доктринально. В своем классическом виде мусульманское право никогда не было кодифицировано, а существовало в виде выводов и традиций различных богословско-правовых школ и течений (мазхабов). Коран и Сунна требуют определенного истолкования. Иджма прямо предлагает существование определенного круга авторитетных лиц, чье единодушное мнение признается источником права. Кийяс (аналогия) непосредственно зависит от оценки того или иного случая правоприменителем или школой права. В итоге, как результат принятой системы источников, уже через несколько десятилетий после появления ислама и мусульманского права стали формироваться богословско-правовые школы (мазхабы). В суннизме сформировались четыре мазхаба, названные по имени своих основателей: ханифитский (Абу Ханифа), маликитский (Малик ибн Анас), шафиитский (аш-Шафии)и ханбалитский (Ахмед ибн Ханбал). Четыре богословско-правовые школы суннитского ислама создавались с начала VIII до середины IX веков. Свои собственные мазхабы создали некоторые иные видные правоведы, однако они не получили широкого распространения и еще в раннем средневековье их последователи присоединились к указанным четырем масхабам.

Ханифиты.Основателем первой и старейшей ханифитской школы мусульманского права был Номан ибн Сабит Абу Ханифа (699 – 767 гг.). Согласно некоторым источникам, он мог быть турецкого происхождения. Этот факт может косвенно подтверждаться тем обстоятельством, что практически все тюрские народы являются последователями ханифитского масхаба.

Абу ханифа родился и вырос в г. Куфа (современный Ирак) спустя всего 80 лет после возникновения ислама и был глубоко религиозным и набожным человеком. Ему удалось непосредственно встретиться с некоторыми сподвижниками пророка – людьми, своими глазами видевшими Мухаммеда. Какое-то время Абу Ханифа вынужден был провести в изгнании. После воцарения династии Аббассидов ему предложили место судьи, но он отказался, был заключен в тюрьму, где и скончался. После прихода к власти турок-сельджуков ханифитский мазхаб распространился на полуострове Малая Азия, а затем был признан официальной школой Османской империи.

Для правовой системы Абу Ханифы характерна относительная свобода личного усмотрения правоприменителя. Данный принцип называется рай или рая – самостоятельное суждение, основанное на здравом смысле. В качестве вспомогательного источника Абу ханифа выдвинул «предпочтительное решение» (аль-истихсан), являющееся разновидностью самостоятельного суждения (рай). Аль-истихан – это отказ от применения формально необходимого или вытекающего решения в пользу противоречащего ему при наличии соответствующих причин.

Систему Абу Ханифы также отличает большое значение, придаваемое кийасу (аналогии) как источнику права. В качестве одного из источников Абу Ханифа и его последователи считали возможным использовать обычное право (урф – обычаи арабов и адат – обычаи не арабских народов). Учет местных условий в судопроизводстве стал одной из главных отличительных черт юридической системы ханифитского масхаба. Благодаря широкому использованию обычного права, ханифитская школа получила наибольшее распространение. Она также отличается от других суннитских мазхабов терпимостью к местным традициям и иноверцам, особенно к христианам и иудеям.

После смерти Абу Ханифы во главе мазхаба встал Абу Юсуф (731 – 798 гг.) – выдающийся деятель раннего ислама эпохи становления исламской государственности. Абу Юсуф завершил правовые разработки, начатые его наставником, чем способствовал укреплению и распространению богословско-правовой школы Абу Ханифы.

Наиболее известным и значительным трудом по систематизации и кодификации мусульманского права в его ханифитском варианте является «Аль-Хидая фишарх аль-бидая» (руководство по комментированию начал). Для последователей ханифитской школы Хидая является самым авторитетным источником и сводом права. В Османской империи, в ханствах и эмиратах Средней Азии суды рассматривали дела по Хидая. В XIX веке в Российской Империи Хидая была переведена на русский язык и издана в Ташкенте в 1893 году.

Ханифитский мазхаб был признан официальной школой Османской империи, Золотой орды, Империи великих моголов. Его последователями являются практически все тюркоязычные мусульманские страны и народы, а также Афганистан и Пакистан. Ханифиты преобладают среди мусульман России и СНГ. В Конституциях Афганистана 1931 и 1964 гг. было закреплено, что доктринальные выводы и положения ханифитской школы являются источником права в Афганистане.

Маликиты.Основатель богословско-правовой школы маликитов – Малик ибн Анас (711 – 795 гг.) родился и вырос в Медине, обучался там же у мединских ученых и провел почти всю свою жизнь в Медине, уча и издавая фетвы в соответствии с мединской традицией. В отличие от многих своих современников, которые путешествовали в поисках знаний, о Малике известно, что он покинул Медину только однажды для того, чтобы совершить хадж в Мекку.

Малик был одним из самых известных собирателей хадисов. Он предпринял наиболее раннюю попытку кодификации мусульманского права и составил сборник Аль-Муватта, состоящий из хадисов, высказываний и решений сподвижников Мухаммеда, сгруппированных по различным темам и отраслям права. Ведущее значение Малик придавал букве Писания – Корану, а также Сунне. В случае же пробела в качестве источника права он использовал единогласное мнение (иджма), которое, однако, ограничивал мнение ученых города Медины, что придавало ему узкоместный характер. В случаях крайней необходимости Малик допускал личное усмотрение (рай). При вынесении самостоятельных суждения Малик разработал метод истислаха (решения ради пользы), заключавшийся в возможности руководствоваться при принятии решений интересами общего блага и отступать от некоторых норм, если они ему противоречат. Решения, принимаемые таким образом, не должны касаться вопросов веры и противоречить ей.

Маликитская доктринальная школа распространилась преимущественно в Северной Африке. В соответствии с законодательством, принятым в Ливии после 1971 г., наиболее авторитетные доктринальные произведения представителей маликитского мазхаба являются источником права в этом государстве. В Мавритании в 1980 г. был создан специальный уголовный суд, который вправе рассматривать дела на основе маликитской школы мусульманского права.

Шафииты.Основателем третьего из четырех основных суннитских мазхабов был Мухаммед ибн Идрис – аш – Шафин (767 – 820 гг.). Он родился в год смерти Абу Ханифы в г. Газа в Палистине и умер в г. Каире. Своё детство и юность ан-Шафии провел в Мекке, где получил образование и изучал юридическую школу Малика. Считается, что в возрасте 20 лет аш-Шафии издал свою первую фетву. Переехав в Багдат, аш-Шафии начал изучать основы школы Абу Ханифы и в течение длительного времени находился под влиянием обоих мазсхабов. Со временем он основал свою собственную юридическую школу, которая позже получила имя шафиитской.

Аш-Шафии сформулировал концепцию, согласно которой в Коране и Сунне могут быть найдены все нормы мусульманского права либо в виде конкретных предписаний, либо в виде предусмотренных приемов их рационального формулирования. Эта идея вытекала из распространенного в то время учения о том, что после смерти Мухаммеда может идти речь лишь об извлечении (аль-истинбат) норм права из Корана и Сунны, а не о разработке новых.

Отличительной чертой юридической системы аш-Шафин является придание большого значения единогласному мнению (иджма) как источнику права. Личное мнение (рай), а также методы аль-истихсана и истислаха им были опровергнуты. В качестве вспомогательного источника он использовал аналогию (кийас) в тех случаях, о которых не говорится нив Коране, ни в Сунне, ни в иджме. Шафиитский мазхаб распространился преимущественно на Ближнем Востоке, в Ливане, Иордании, Палестине, Сирии, а также в Йемене и Индонезии.

Ханбалиты.Основателем ханбалитского мазхаба является Абу Абдаллах Ахмад ибн Ханбал (780 – 855 гг.), живший в Багдаде и бывший известным собирателем хадисов. По преданию он знал их наизусть более миллиона. Его труд «Аль-Муснад» (Опора) содержит 40 тыс. хадисов.

В отличие от трех других суннитских мазхабов, ханбализм первоначально возник как религиозно-политическое движение традиционалистов и консервативных приверженцев предания и только впоследствии оформился в правовую школу. Ханбал стремился очистить ислам от нечестивых нововведений через обращение к Сунне. В соответствии с Ханбалом, источником права должно быть только Священное Писание, а личное мнение (рай) может использоваться лишь в случае крайней необходимости. Одной из характерных черт мазхаба является особая жесткость в мерах наказания.

Ханбалитская школа считается самой консервативной из четырех суннитских школ и отличается от них крайней суровостью, неприятием каких-либо новшеств, скрупулезному следованию букве Корана и Сунны как единственных источников права. Указанные черты были доведены еще до большей крайности в ответвлении ханбализма – ваххабизме, возникшем в XVIII в. и являющемся в настоящее время официальной идеологией Саудовской Аравии.

Ханбалитский мазхаб получил признание в некоторых районах Сирии и Ирака. В настоящее время доктрина ханбализма является источником права в Саудовской Аравии в своем классическом виде – в произведениях авторитетных деятелей права, на которые могут ссылаться правоприменительные органы.

В истории мусульманского права существовали и другие школы, но их авторитет и распространение никогда не достигали уровня «школ четырех имамов».

Формирование основных суннитских мазхабов завершилось к X – XI вв., и в это же время возникла концепция о «закрытии врат иджтихада». В теории мусульманского право под идштихадом понимается право принятия свободного решения авторитетным правоведом (муджтахидом) и творческая разработка юридических и религиозных норм в случае умолчания Корана и Сунны. После «закрытия врат иджтихада» появление новых мазхабов стало невозможным, и начался «век талкида» (подражания, следования авторитетам). Отныне правоведы должны были выбирать уже существующие школы. Утвердилась идея, что только авторитетные ученые прошлого имели право на самостоятельное толкование Корана и Сунны. Со временем различия между четырмя суннитскими мазхабами стали стираться, и в настоящее время каждый мусульманин может обратиться к судье, принадлежащему к любой из четырех школ.

Шиитская правовая традиция не рассматривает кийяс (аналогию) в качестве источника права, но и она имеет собственные школы богословия и права: джафаритскую, исламитскую и зайдитскую.Наибольшим влиянием пользуется джафаритская богословско-правовая школа, основанная Джафар ас-Сидиком (702 – 765 гг.). Отличительной чертой всей шиитской правовой системы является неприятие аналогии (кийаса) как источника права, прочно утвердившееся с VIII в. и основанное на том, что выводы, полученные в результате умозаключения по аналогии, являются лишь вероятностными, а не строго достоверными. Шииты выделяют следующие четыре основных источника права: Коран, Предание (Сунна), иджма (единогласное мнение) и акл (разум или обращение к разуму). Последний (разум) является только шиитским источником права. В Иране, где большинство мусульман составляют шииты, право восприняло в качестве источника выводы джафаритской школы мусульманского права.

Поскольку мусульманское право является религиозной правовой системой, то, естественно, понятие преступления носит в нём теологический характер. Чёткой границы между собственно религиозными проступками (грехами) и секулярными преступлениями в исламском уголовном праве нет. Поэтому преступления рассматриваются как грех, нарушение воли Бога, попрание религиозного закона, заповедей и т.п. Любое преступление является не только нарушением земного права, влекущее земное наказание, но и грехом, влекущим потустороннее наказание. Вследствие этого, самым распространённым определением преступления служит характеристика совершённого деяния запрещённого и наказуемого Аллахом.

Классификация преступлений также основана на религии, а не на общественной опасности посягательства или характере нарушенной нормы. Классификаций разработано несколько, но основной и наиболее распространённой является трехчленная. В её основу положено два критерия – определённость наказания за то или иное деяние в Коране и Сунне и характер нарушенных интересов и прав. Все права и интересы делятся на «права Аллаха» и права частных лиц. Но это деление либо совсем не может быть сопоставлено с делением на частные и публичные интересы, либо может, но лишь отчасти. Ибо «права Аллаха» представляют собой интересы религии и веры и, отсюда, деяние, представляющее повышенную религиозную опасность, может не представлять совсем либо представлять незначительную угрозу безопасности общества. Например, посягательствами на «права Аллаха» являются: измена исламу, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.








Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 1091;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.