КОНФЛИКТНАЯ ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
Маркс: «Буржуазный период истории призван создать материальный базис нового мира: с одной стороны, развить мировые сношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, а также и средства этих сношений; с другой стороны – развить производительные силы человека и обеспечить превращение материального производства в господство при помощи науки над силами природы. Буржуазная промышленность и торговля создают эти материальные условия нового мира подобно тому, как геологические революции создали поверхность Земли. Лишь после того как великая социальная революция овладеет достижениями буржуазной эпохи, мировым рынком и современными производительными силами и подчинит их общему контролю наиболее передовых народов, - лишь тогда человеческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.9. С.230).
Маркс: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедряться, всюду обосноваться, всюду установить связи» (Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т.4. С.427).
Маркс: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» (Письмо к Вейдемейеру. 5.03.1852 \\ Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М. 1962. Т.28. С.424-427).
ЭНГЕЛЬС Ф.
ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИИ
Энгельс является более подробным разработчиком идей о социально-экономической обусловленности идеологии, он более конкретизирует механизм возникновения идеологий. Это обусловлено тем, как признавал сам Ф. Энгельс, что в ходе полемики Марксом и им самим был допущен слишком большой перекос в сторону экономического детерминизма. Ф. Энгельс стремится уточнить процесс становления идеологии на базе экономических отношений, придавая более активный характер идеологической надстройке
«Идеология – это процесс, который проделывает так называемый мыслящий человек, хотя с сознанием, но с сознанием неправильным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются неизвестными, в противном случае этоне было бы идеологическим процессом. Человек создает себе, следовательно, представление о ложных или призрачных побудительных силах» (Энгельс – Мерингу)
Особо интересно в этом отношении письмо Ф. Энгельса к К. Шмидту (27.10.1890). В начале он анализирует взаимодействие экономических и правовых отношений, утверждая, что правовые отношения являются отражением экономических, хотя и право, однажды возникнув, уже существенно определяет экономический порядок. И далее он пишет: «Что же касается тех идеологических областей, которые еще выше парят в воздухе – религия, философия и т.д., - то у них имеется предысторическое содержание, находимое и переживаемое историческим периодом, - содержание, которое мы теперь назвали бы бессмыслицей. Эти различные ложные представления о природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах и т.д. имеют по большей части экономическую основу лишь в отрицательном смысле; низкое экономическое развитие предысторического периода имеет в качестве дополнения, а порой в качестве условия и даже в качестве причины ложные представления о природе. И хотя экономическая потребность была и с течением времени все более становилась главной пружиной прогресса в познании природы, все же было бы педантизмом, если бы кто-нибудь попытался найти для всех этих первобытных бессмыслиц экономические причины. История наук есть история постепенного устранения этой бессмыслицы или замены ее новой, но все же менее нелепой бессмыслицей.
Люди, которые этим занимаются, принадлежат опять-таки к особым областям разделения труда, и им кажется, что они разрабатывают независимую область. И поскольку они образуют самостоятельнейшую группу внутри общественного разделения труда, постольку их произведения, включая их ошибки, оказывают обратное влияние на все общественное развитие, даже на экономическое» (Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. Т.37. С.419)
«Экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части косвенным образом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения» (Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. Т.37. С.420)
Письмо к И.Блоху, (21091890, К. Шмидту 27101890 Т.37)
«Экономическое положение – это базис, но на ход исторической борьбы также оказывала влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее ) Т.37 С.394-395)
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
«За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21. С.316??? уточнить).
ТЕОРИЯ СОЦИАЛИЗМА
И. Валлерстайн отмечал: «Я думаю, к. Маркс оказался прав в одном из самых скандальных прогнозов, от которого в последствии отказались сами марксисты. Эволюция капитализма как исторической системы действительно ведет к поляризации и к абсолютному, а не только относительному обнищанию большинства» (Валлерстайн И. Россия и капиталистический мир – экономика, 1500-2010 \\ Свободная мысль. 1996. №5)
§4 МАРКСИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 897;