ПАРЕТО В. (1848-1923)

 

Вильфредо Парето – итальянский экономист и социолог, представитель математиче­ской школы в социологии. Получил образование инженера, работал в руководстве Об­щества железных дорог. С 1893 году стал профессором Лозаннского университета, ру­ководителем кафедры экономики. В 1898 году он получает наследство своего дяди и переезжает в Швейцарию, где отдается целиком теоретической работе. Незадолго до своей смерти был избран членом сената итальянским фашистским правительством. Основные работы: «Курс политической экономии» (1896-1897. Т.1-2), «Социалистиче­ские системы» (1902-1903), «Трактат по общей социологии» (1916).

Социология В. Парето, хотя и переходит уже в иной период европейской культуры, но тем не менее, следует общий «тональности» традиции психологизма. Включение его взглядов в эту традицию обусловлено еще и тем, что в нем присутствует типичная черта мыслителей второй половины XIX века – это стремление создавать какие-то «но­вые» системы, употребляя искусственные схемы мышления, не имеющие основы в ре­альности, не базирующиеся на фак­тическом материале истории и этнографии. Это ап­риористское «системотворчество» видимо еще было обусловлено не только следова­нию этой традиции, а еще и тем, что в его работах явно прослеживается, хотя талантли­вый, но дилетантизм. Большое влияние на Вильфредо Па­рето оказали идеи француз­ского теоретика анархосиндика­лизма Жоржа Сореля (1847-1922), особенно его теория насилия и отождествления революцион­ных принципов с религиозными мифами, а также концепция Гаэтано Моска универсальности деления общества на два класса- господствующий и подчиненный.

Парето типичный позитивист – он считал, что все философские, моральные и политические оценки должны быть исключены из социологии. В своих исследованиях он в основу угла ставит наблюдение и опыт. В области социальной жизни он отдавал предпочтение экономике, которая и составляет объективную реальность культуры; со­циологию он считал наукой о феноменах, которые выходят за пределы экономики и со­ставляют анализ жизни надстроечных систем общественной жизни.

 

1.СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

Человек, по Парето, существо иррациональное, которое мало приспособлено к тому, чтобы действовать рационально. Логические поступки, когда человек четко знает цель своего поступка и применяет осознанные средства его достижения составляют очень малую долю. Они свойственны лишь для производственно- технической деятельности, для экономической сферы культуры. Логичными поступками может считаться деятельность инженера, который имеет четко заданную цель – спроектировать какой-то механизм, и использует при этом четко определенные средства – материалы, расчеты и т.д. К этому же классу поступков можно отнести и действия экономиста, который имеет определенную цель – получить прибыль и изыскивает для этого рациональные способы её достижения.

Основное же количество поступков, совершаемое в социальной и ментальной сфере жизни культуры нелогично. Человек не понимает объективной ос­новы своих действий, не знает ни своих целей, ни эффективных средств достижения их. Его поступки нелогичны. Первый тип нелогичных поступков – это крайний случай не­логичного по­ступка, когда поступок нелогичен и объективно и в сознании. Но человек редко действует таким образом, даже когда он действует объективно нелогично, он всегда старается придумать какое-то субъективное, часто абсолютно абсурдное обоснование логичности своего поступка, его целей и средств. Именно этот второй тип нелогичных поступков очень распространен в социальной жизни. Есть еще третий тип нелогичных поступков, когда человек действует объективно верно, но его не осознает. Это разного рода инстинктивные действия, но он более распространен среди животных. Есть еще четвертый тип нелогичных поступков, когда человек осознает свои действия, обосновывает их теоретически, но объективно эта теория поведения не соответствует объективному порядку вещей, хотя иногда бывает, что при этом способе действия дос­тигается определенный результат. Такой способ действия присущ ошибочному действию инженера или ученого, но более всего свойственен политикам и революцио­нерам, которые движимые часто благими намерениями, приходят в конце концов к со­вершенно другому результату. Как говорится: «Благими намерениями вымощена до­рога в ад».

Наиболее распространенными в обществе являются не первый тип абсолютно абсурдного поведения, ни третий тип инстинктивного поведения, а второй и четвертый. Т. е. нелогические поступки, которые субъективно осознаются неадек­ватно, эти поступки либо совершаются достаточно бессмысленно, хотя и обосновыва­ются какими-то произвольными теориями; либо совершаются сознательно, но само обоснование поступка ошибочно и приводит к другому результату, чем предполагался согласно принятой точки зрения на поведение, на цели и средства её достижения..

 

2. ТЕОРИЯ НЕЛОГИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ

 

Согласно В. Парето социальная система состоит из трех компонентов-переменных: «остатков» – т.е. человеческих эмоций; «интересов» – объективных условий удовле­творения своих потребностей; «производных» – предписаний и рациональных объяснений, которые изобретаются людьми для легитимации своих «страстей-остатков» и «интерсов-потребностей». (с Штомпки).

 

Персонажи: в военно-политической сфере – львы и лисы; в экономической – рантье и спекулянты, в идеологической – священники и скептики.

 

 

Насколько ясно, согласно В. Парето, нелогичное поведение составляет основу поведения и принцип жизни человеческого общества. Само поведение состоит из по­ступков - действий и эмоциональных выражений этих поступков-действий. Само эмо­циональное выражение определяется психической организацией человека (которое яв­ляется предметом психологического, а не социологического исследования) и теми ве­рованиями- культами или теориями, которое исповедует субъект действия-поступка. Отношение между поступками и их эмоциональным выражением обладает постоянной частью – склонностями людей к отождествлению тех или иных символов и реальных явлений; а также переменной частью – это разными объяснениями и обоснованиями, к которым прибегают люди для объяснения соотношения «идей» и «вещей». Эта переменная часть составляет «остатки» и «производные». «Остатки» - это чувства или аффекты, но только те, которые имеют отношение к систематизирующей и объясни­тельной способности; «производные»- это теории обоснования, оправдания и защиты поведения, которые базируются на «остатках», которые имеют много схожего с инстинктами. По Парето существует шесть классов «остатков»:

1) «инстинкт комбинаций»- это склонность человека к установлению связей между идеями и вещами, и извлече­нию следствий из провозглашенного принципа. Важным является то, что этот «инстинкт» включает «потребность в логическом развитии», что напоминает «потребность в мысли» П. Лаврова. Именно благодаря этой потребности и происходит развитие наук и совершенствование техники.

2) инстинкт «незыблемости агрегатов» – это стремление человека к сохранению ве­рований и привычек, он противоположен первому «инстинкту комбинаций», и во мно­гом может идентифицироваться как традиция. Оба этих первых инстинкта составляют пару, первый – стимулирует мысль, второй сохраняет достижения мысли.

3) «потребность проявления чувств во внешних действиях» –демонстрации согласия -ап­ло­дис­менты, де­монстрации.

4) остатки, относящиеся к социальности - дисциплина

5) целостности индивида и его зависимостей

6) сексуальные остатки.

«Производные» –это переменные элементы системы, образуемой поведением человека и его сло­весным сопровождением. Существует четыре класса «производных»: простые утверждения; убеждение авторитетом; убеждение в согласии с чувствами или принципами; вербальные доказательства.

Парето считал, что теории и верования – это лишь оболочки чувств-эмоций, теории – это язык чувств-эмоций. Верования, которые и определяют реальное поведение лю­дей, основаны на чувствах-эмоциях, а потому невозможно об­наружить их логичность. Роль теории состоит тут в том, чтобы теориями не обосновать свое поведение, а только оправдать его. Даже если это оправдание «шито белыми нитками», то они все равно действуют не сообразно логике, а сообразно своим верованиям-убеждениям.

 

3. ЗАКОН ЦИРКУЛЯЦИИ ЭЛИТ

 

В начале XX века элитарный подход становится популярным. Буржуазия получила свое, теперь для нее было вполне естественным закрепить свое положение идеологиче­ски посредством ка­кого-либо символического конструкта. Есть спрос – есть товар. В принципе теория элит ведет начало еще со времен Гераклита – «обиженного» аристо­крата и такого же представителя «го­лубой» крови Платона. За всеми идеологи­ческими перегибами тем не менее есть определенная доля истины в этой теории, по­тому она и постоянно возрождается в те или иные периоды исто­рии. Действительно, в любых со­циальных группах особей всегда существует управляющий центр, ибо, в про­тивном случае, социальная группировка неуправляема, не может осуществлять целерациональ­ное действие. В начале XX века была создана социологическая теория элитаризма, свя­занная с именами В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

С именем В. Парето связан закон циркуляции элит. Суть этого за­кона со­стоит в том, что элиты, формируясь из низших слоев об­щества в ходе борьбы поднимаются в выс­шие, расцветают, а затем вырождаются, осво­бождая место новым элитным группиров­кам. В этой циркуляции элит и состоит правда истории человеческого об­щества. Дина­мика общества – это динамика смены элит. По Парето, существуют две разновидности элитных группировок, которые во временной последовательности сменяют друг друга. Первый тип элиты – это «львы», для которых характерны силовые метода легитимации своего господства; второй тип – это «лисы», которые достигают господства путем об­мана, по­литических интриг. Стабильность об­щественного устройства характерна для общества, которое имеет правящую элиты «львов», так считает Парето. Хотя, как из­вестно, деспотические ре­жимы довольно не­устойчивы. Но разве можно остановить буйство фантазии Парето и такого рода мыслителей реальными фактами истории? Ре­волюция, по Парето, как раз есть смена элит.

Общество, где преобладает элита «львов» – застойно и неподвижно, представители элиты «львов» склонны вкладывать капиталы в ренту. Элита же «лис» более дина­мична, которая извлекает прибыль из колебаний конъюктуры. Общество стабильно, ко­гда обеспечивается постоянный приток и тех и других типов элит. Когда же это отсутствует, то возникает социальное напряжение.

 

МОСКА Г. (1858-1941)

 

Гаэтано Моска родился в Сицилии в Палермо. Закончил факультет права в Плермо. Был зав. Кафедрой Туринского университета, затем преподавал в Миланском универ­ситете Бокони, в Римском университете, где заведовал первой в Италии кафедрой по­литических институтов и доктрин. Вел активную политическую деятель­ность, был кон­серватором. В общем, был известной и авторитетной личностью в Ита­лии того вре­мени. Наиболее полно его концепция была изложена в его работе «Правящий класс» (1896). На него оказал большое влияние И. Тэн.

 

Такие же мысли развивает Гаэтано Моска(1858-1941) - создатель теории политического класса. По его мнению, существует во все времена два класса - правящий класс и управ­ляемый класс. Тут он ничего особого не открыл. Самое главное, что он считал, что главным фактором дина­мики общественных изменений является политическая сфера жизни общества, в данном случае он совершенно неоригинален.

Г. Моска писал: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникают два класса людей – класс, который правит, и класс, которым правят» (Mosca G. The Ruling Class. N.Y. 1939. P.50)

Моска утверждал, что фундаментом общественного развития служит не экономика, а политика.

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1129;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.