ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

1. УОРД Л. (1841-1913)

 

Лестер Франк Уорд – один из первых американских социологов, геолог по специально­сти, вышел из бед­ной семьи, участвовал в гражданской войне в США. К вопросам со­циологии обратился уже в зрелом воз­расте. В 1906 году был избран президентом Аме­риканского социоло­гического общества. Автор работ: «Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898) и многих других.

Он создал свою философскую концепцию, согласно которой, все состоит из взаимоот­ношений между частицами вещества. Эволюция этих взаимоотношений проходит в три этапа: генезис материи, генезис органических форм, генезис общества. Уорд вводит понятие «синергия». Синергия – это процесс, суть которого состоит в действии прямо противоположных сил, которые и приводят к все возрастающей сложности структур.

В отношении общества он вводит концепцию «телезиса», которое он отличает от кон­цепции «генезиса», ибо, по его мнению, общество не только процесс генезиса, осно­ванного на слепой адаптации, а целенаправленной адаптации.

В своих работах Уорд обосновывает точку зрения, согласно которой первичной социальной си­лой являются «желания»: голод, жажда, половые потребности. На основе этих первичных же­ланий формируются более сложные: интеллек­туальные, мораль­ные и эстетические желания. Таким образом происходит постепенное улучшение общества, которое прогрессивно движется по этому пути «мелиоризма» (от лат. melior – лучший)

Но это не означает, что мир меняется кардинально в этом процессе «мелиоризма» - мир по­строен не на разумных основаниях, в нем царствуют страсти и желания, только не­много обла­гороженные культурой. Уорд пишет: «..способность к выживанию в борьбе за существование основывается не на уме, а на хитрости, которая может сопровож­даться очень небольшим умом» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.146)

Тем более, что в обществе и не действуют законы справедливости, везде плутовство и обман, желание господства, движущими мотивами являются не Разум и интеллект, а лишь желания, которые реализуются любыми способами – коварство и обман здесь вы­ступают главными ору­диями их реализации: «…принцип обмана играет преобладаю­щую роль в ряду различных средств, которыми люди до­биваются своей цели в обще­стве» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.150)

Сам язык людей - это система обмана и каждое слово, взгляд и поступок никогда не ес­тественны, а искусственны, лживы, созданы для обмана. Все эти облагороженные же­лания лишь субституты тех первичных желаний, на которых они основаны: «Животная хитрость за­меняется человеческой проницательностью, и интуитивное восприятие пе­реходит в интуитивный разум. Оба эти свойства принадлежат к нормальной и первич­ной ум­ственной способности, оба включают в себя принцип обмана, который состав­ляет сущность всего про­цесса» (Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. С.154)

 

2. СМОЛЛ А.

 

Альбион Смолл

 

3. САМНЕР У. (1840-1910)

 

Уильям Самнер, профессор Йельского университета, был некоторое время священни­ком Епископальной церкви, возглавлял приходы в Нью-Йорке и Морристауне (штат Нью Джерси). Его взгляды сформировались под воздействием социологии Г. Спенсера. Основой мировоззрения У. Самнера было ут­верждение о том, что формирование обще­ства есть стихийный процесс, который опре­деляется естественным отбором и борьбой за существование. Но, тем не менее, Самнер отходит от этого в сторону изучения нор­мативных установлений в общественной жизни. Основой общественной регуляции. Самнер считал нравы и народные обычаи, под которыми он понимал общие принципы мышления и поведения индивидуумов в обществе. В его основной работе «Народные обычаи» (1907) он утверждал, что народные обычаи – это продукт многовекового бес­сознательного творчества, а потому любая попытка посредством каких-либо установ­лений, сознательно выработанных норм изменить эти народные обычаи, обречена не только на неудачу, но и может привести к дисгармонии общественного устройства.

Тут он не оригинален, рассуждая в русле теорий исторической школы права. Считал, что общество основывается изначально на принципах соперничества и борьбы за суще­ствование, вот именно обычаи есть стихийно складывающиеся правила этой борьбы между людьми и лю­дей с окружающей природой. Основными мотивами при этом, ес­тественно у него выступали «страсти» и «потребности»: голод, желание секса, често­любие и страх. Положил начало теории норм, которая может получить «второе дыхание» в связи с будущим созданием теории традиции.

 

«Будучи профессором экономики, Самнер был последовательным защитником индиви­дуализма и принципа laisser-faire, неустанно критиковал регулирующее вмешательство государства и движения, направленные на социальные реформы. Он до­казывал, что по­литический, экономический, социальный миры должны управляться собственными ес­тественными закономерностями. Согласно этим закономерностям, со­ревнование явля­ется результатом борьбы за существование, выживает самый приспособленный в соци­альном мире, так же как и в природе» (Култыгин В.П. Классическая социология. М., Наука. 2000. С.310)

 

6. ИНСТИНКТИВИЗМ У. МАК - ДАУГАЛЛА (1871-1938)

 

Наиболее яркий представитель того времени, который занимался теорией инстинкта, Л. Морган так понимал инстинкт: «Истинное инстинктивное действие … характеризуется известными оп­ределенными признаками, которые наследственны, врождены, а не при­обретены отдельной особью в течение её жизни. Привычка же, как таковая, в том огра­ниченном значении, какое мы придали ей вначале, не может считаться наследственной. Это – результат личного упражнения, который становится стереотипным вследствие повторения в течение жизни организма, обнаруживающего данную привычку» (Л. Морган Привычка и инстинкт. Спб.,1899. С.15)

 

К унаследованным он относил именно те действия, которые являются инстинктив­ными, при­родными способностями. К ним он относил способности ассоциации, наследственную восприимчивость к удовольствию и страданию. К приобретенным же он относил те, которые приобретаются посредством обучения, которое сопровождается подавлением инстинктов, они являются привычками.

 

Уильям Мак-Даугалл – родился в Англии, медик по образованию, крупнейший представитель инстинктивизма. В 1920 году, переехав в США, становится профессо­ром Гарвардского университета, сменив на этом посту У. Джеймса – одного из осново­положников прагматизма. В Гарварде он развернул борьбу против бихевиоризма Дж. Уотсона. В 1927 г. он переходит в университет Дьюк, где много времени посвящает па­рапсихологии. Одна из главных работ- «Введение в социальную психологию» (1908)

 

Мимо этого на­правления пройти нельзя, ибо оно сыграло большую роль в ментально­сти европейского общества того времени, да и имеет тенденцию периодически возрож­даться в среде «ин­теллигенции». Его ра­боты пользовались успехом, его идеи имели множество последователей. Английский врач У. Троттер (1872-1939) выпускает став­шую популярной книгу, в кото­рой утверждает, что все со­циальные явления объясня­ются в конечном счете «стадными ин­стинк­тами». Его соотечествен­ник социа­лист Г. Уоллас (1858-1932) распространяет инстинктивизм анализ на сферу поли­тики.

«Инстинктивистский» редукционизм проникает во все области социальных наук. Все социальные явления начинают объясняться через тот или иной «инстинкт». В теорети­ческом плане несерьезен и бесполезен, ибо объяснение поведения человека не созна­нием, а инстинктами, ничего не прибавляет к вы­яснению сути поведения.

Вот что писал Мак-Дауголл: «..инстинкты являются первыми двигателями человече­ской дея­тельности. Путем двигательной или импульсивной силы какого-либо ин­стинкта или навыка, вытекающего из инстинкта, всякий ход мысли, как бы он ни ка­зался холодным и бесстрастным, развивается в известную сто­рону, зачинается и под­держивается всякая деятельность. Инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности и доставляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную ак­тив­ность. Весь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только средством к достижению той цели, только оружием, с помощью ко­торого эти им­пульсы ищут своего осуществления, между тем как удовольствие и стра­дание помогают им де­лать вы­бор средств.

Удалите эти инстинктивные организации с их сильными импульсами, и организм утра­тит вся­кую способность действовать. Он станет инертным, неподвижным, как часовой механизм без пружины или паровая машина без огня. Эти импульсы представляют ду­ховные силы, которые поддерживают и формируют жизни индивидов и обществ. Они приводят нас к главной задаче жизни ,ума и воли» (У.Мак-Дауголл «Основные про­блемы социальной психологии»М.,1916. С.31-32)

 

«Успех книги Мак-Даугалла, которая многократно переиздавалась, способствовал по­явлению у него многочисленных последователей.

 

«Инстинктивизм оказал определенное влияние на науку о человеке тем, что привлек внимание к не­осознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собст­венная теоретическая основа была более чем шат­кой.По замечанию Питирима Соро­кина, инстинкти­вистские концепции представ­ляли собой род «рафинированного анимизма»:

«Позади человека и его деятельности они помещают некоторое число духов, называя их ин­стинктами, и интерпретируют все явления как проявления этих инстинктов-ду­хов»

 

6. ГИДДИНГС Ф. (1855-1931)

 

Франклин Генри Гиддингс (1855 – 1931) – один из первых американских социологов. В 1894 г. стал первым профессором социологии США.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм: крит. анализ. Минск., 1990

2. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Спб., 1897. 124437

 

3. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛП

 

1. СИГЕЛЕ С.

 

«Мы знаем, что общество не представляет собой чего-нибудь однородного и равного в каждой из своих частей, а скорее есть «ряд наслоений ила, медленно образовавшийся из бренных ос­татков бес­конечного ряда существ», организм который, как тело живот­ного, обладает тканями различного строения и различной чувствительности. Эти ткани, наслоения, или социальные группы, образовав­шиеся постепенным и постоянным про­грессивным переходом простого в бо­лее сложные, однород­ного в разнородное, в чем и состоит закон эволюции, -эти ткани, как и ткани различных животных и расте­ний, об­ладают присущими каждой из них органическими и психическими свойствами, которые воспроизводят специальные свойства отдельных, неделимых, входящих в со­став подобных групп» (1.6-7)

 

«Итак, если мы вообще не ошибаемся, между всеми поименованными обществами лю­дей, бо­лее или менее неоднородными и неорганизованными, как присяжные, съезды, публика театров, случайные сборища всякого рода, толпа, без всякого сомнения, пре­жде всего должна быть изъ­ята из ведения за­конов социологии и подчинена законам коллективной психологии.»(1.20)

 

«Мы мыслим не только мозгом, но всей нашей нервной системой и образ, с вытекаю­щими из него представлениям, сразу захватывает органы обыкновенно соответст­вующие представле­нию, неиз­бежно вызывает в них приспособленные движения, кото­рые могут быть подавлены только энер­гичным противодействием воли» (1.49)

 

«…сотня, тысяча людей сообща способны совершить поступки, которые не один из сотни или тысячи, будучи одинок, не совершил бы никогда. Эти неожиданности, впро­чем, почти всегда прискорбного свойства. Соединение хороших людей, почти никогда не дает превосходного ре­зультата, иногда по­лучается посредственный ,в иных случаях даже очень плохой.

Толпа является средой, где микроб зла развивается чрезвычайно легко, тогда как мик­роб добра почти всегда погибает, не находя условий для развития» (1.54)

 

«..нет большей опасности, как* великая мысль запавшая в неразвитый мозг, сказал Тэн, и несо­мненно, что величие стремлений социалистов могло благоприятствовать потере умственного и нрав­ственного равновесия у многих из тех, которые, не обладая ника­кими или очень малыми знаниями и терпя сильную нужду, кажется с воодушевле­нием принимают какую - бы то ни было теорию, суля­щую им материальное благополу­чие в более широких размерах, чем другие» (1.73-74)

 

«Во многих случаях смелости и геройства можно найти подкладку преступника. Ричард Льви­ное Сердце не пробовал- ли он мяса Сарацин и не находил- ли он его нежным и мяг­ким?» (1.105)

 

2. ЛЕБОН Г. (1841-1931)

 

Гюстав Лебон – французский социолог, медик по образованию.

 

Литература:

 

«Синтезировав данные языкознания и этнографии с психологической теорией Иоганна Фрид­риха Гербарта, немецкие ученые Мориц Лацарус(1824-1903) и Хейман Штейталь (1823-1899) провозгла­сили в 1860 году создание новой программы –«психологии наро­дов» .Хотя они не смогли выполнить этой программы, их идея была подхвачена и раз­вита Вильгельмом Вундтом.

 

3. МОСКОВИЧИ

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Московичи С. От коллективных представлений к социальным|| Вопросы социологии Т.1 №2 1992

2. Сигеле С. «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии» Новгород 1893 (95067).

3.

 

 

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

 

Большое место в истории европейской мысли имеют элитарные теории, истоком их можно считать Гереклита и Платона. Особо выразились элитарные теории в итальян­ской социологии, которая имеет в своей традиции одну из самых ярких проявлений элитаризма – учение Макиавелли.

Итальянская социология обладает рядом специфических черт. Это обусловлено тем, во времена формирования и институализации социологии центральным местом в обще­ственной жизни Италии были проблемы достижения национального единства, к тому же Италию постоянно потрясали политические кризисы. Все это обусловило общую тональность итальянской социологов, их интерес прежде всего в политическим пробле­мам.

Слова «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere и французского elite – лучший ,отброный, избранный.

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1215;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.