ГЛАВА 5 СОЦИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЗМА Г. ТАРДА (1843-1904).
Жан Габриэль Тард - крупнейший французский философ и социолог, юрист по образованию. Оппонент своего соотечественника Э. Дюркгейма (1858-1917). Относительно Э. Дюркгейма - то он явно или неявно, основателем позитивистской, структуралистской традиции в французской философии, а вот Г. Тарду не совсем повезло. Хотя, у Ж. Делёза, в его работе «Различие и повторение» (1969) была попытка применить терминологию Г. Тарда, идейная «подкладка» этой книги Ж. Делёза, состоит из философии Г. Тарда (особенно это проясняет термины Делёза – «дифференциация» и «диффересиация»). Но сделал это не совсем удачно. Ибо Г. Тард не встраивается не в структуралистскую, ни в постмодернистскую традицию философствования, хотя, как не парадоксально, он встраивается в ту и другую одновременно.
Его главные сочинения: «Законы подражания» (1890, рус. изд. 1892), «Социальная логика» (1895, рус. изд. 1901), «Всеобщее противостояние» (1897), «Социальные законы» (1898), рус. изд. 1901). Также он автор работ: «Личность и толпа», «Происхождение семьи и собственности», «Реформа политической экономии». Важны для понимания его философии «Социологические этюды». Он создатель даже философской утопии, которую изложил в работе «Отрывки из истории будущего».
Главный тезис его философии: «Общество – это подражание – таков основной элементарный общественный процесс» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.149). на основе этой идеи он хотел построить «интерпсихологию», которую он отличал от социальной психологии. Интерпсихология, по мнению Г. тарда, это не только психология взаимотношений (т.е. социальная психология), но и «междумозговые отношения», которые не имеют отношения к социальным формам коммуникации.
Тард считает и старается убедить, «… что социальный организм, по существу своему подражательный и что подражание играет в обществах роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах или с волнообразным колебанием в мертвых телах. Если это так, то придется затем допустить, что известное человеческое изобретение, дающее толчок новому роду подражания, например изобретение пороха, ветряных мельниц, телеграфа Морзе и т.п., представляет для социальной науки то же, что для биологии образование нового животного или растительного вида, что для физики появление, наряду с электричеством, светом и т.д. нового рода движения, или для химии – образование нового тела» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.11)
В этом он видит и возмжность социальной науки, ибо «..кажущаяся бессвязность исторических фактов не говорит собственно ничего против основной правильности явлений социального мира и против возможности социальной науки, так как факты эти в действительности вполне разложимы на ряд разного рода копируемых образцов, переплетающихся между собой, причем это самое сплетение подлежит также копировке..» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.11).
Тем более, что не стоит так акцентировать внимание на многообразии социальных фактов, ибо «…собрание исторических фактов не покажется нам более бессвязным, чем коллекция типичных животных или таблица химических элементов» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.12)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1279;