А. АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Важную роль в организации сознания играет язык: «Первым признаком служит для нас отсутствие или присутствие слова. Отвлечения или обобщения, обходящиеся без воз­можной помощи слова, образуют низшую группу, удачно обозначающую некоторыми авторами термином генерических образов, - термином ясно указывающим на их промежуточный характер между чистым образом с одной стороны и общим понятием с собственном смысле – с другой.

Второй класс, который мы называем средними абстрактами, предполагает существо­вание слова. На самой низшей ступени эти понятия едва поднимаются над уровнем ге­нерического образа; они представляют собой неясную схему, для которой сопровож­дающие её слова оказываются почти излишними. Ступенью выше роли меняются, и беднеющая все более и более схема представлений заслоняется словом, которое выступает в сознании на первый план.*

Наконец, третий класс – класс высших понятий – имеет отличительный чертой то, что к нему не приложим процесс представления. Если в сознании и появляется какой-ни­будь образ, то он не оказывается заметного содействия работе мысли, а иногда даже мешает ей. Все сводится здесь, по внешности по крайней мере, исключительно к слову» (Рибо Т. Эволюция общих идей. Спб., 1898. С.11-12)

 

Генерический образ – животным свойственен более. Он пишет о «логике образов», су­щественными чертвами которого – это «рассуждение от частного к общему»., рассуждение по аналогии».

 

В. РАЗУМ И ЭМОЦИИ

 

Т. Рибо считал, что основой человеческой ментальности является продуктивное воображение, сетуя на то, что оно совершенно не исследуется ему современной психологией. «Воображение в области интеллекта эквивалентно воли в области дви­жений» (Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. С.7)

 

«Не доказательства порождают верования, а верования вызывают и подыскивают дока­зательства, для того, чтобы оправдать свое существование» (Рибо Т. Логика чувств. Спб. Б\г. С.64)

 

С. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

 

МЕЧТАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Мечтательным мышлением он считает тот тип мышления, который свойственен аф­фективной стороне мысли, этот тип очень близок вере, когда она рассуждает о себе. Но мечтательное мышление надо отличать от творческого воображения – способности изобретать и фантазировать. Мечтательное мышление близко творческому воображе­нию, но оно не способно к творчеству, да и не желает им заниматься. Прекрасным при­мером мечтательного рассуждения являются верования, мысли и заключения о загробной жизни. Самая типичная деятельность мечтательного мышления – это искусство прорицания и всякое стремление решить проблемы путем экстрарациональ­ных методов те вопросы, которые человек не в состоянии решить.

 

«Творческое воображение, как составное, может быть разложено на свои элементы, ко­торые мы изучим под тремя названиями: умственный фактор, аффективный или эмо­циональный фактор и фактор бессознательный. Но этого недостаточно: аналогия должна быть дополнена синтезом. Всякий продукт творческого воображения, каков бы он ни был по своему внутреннему достоинству, представляет собой органическое це­лое, проникнутое принципом единства» (Рибо Т. Опыт исследования творческого вооб­ражения. СПб., 1901. С. 9)

 

«Существенный и основной элемент творческого воображения в области интеллекта есть способность мыслить аналогией, т.е. на основании сходства и часто случайного» (Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. С.17)

«Аналогия как прием неустойчивый, изменчивый, многофакторный производит группировки самые неожиданные и самые небывалые. Благодаря своей гибкости, почти безграничной, она делает и абсурдные сближения, и оригинальные изобретения» (Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. С.18)

Творческую работу воображения Т. Рио сводит к двум типам или приемам – это «оли­цитворение» («антропоморфизм») и трансформация (или метаморфоза).

 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (АНТРОПОМОРФИЗМ)

 

Суть «олицетворения» состоит: «Процесс этот состоит в том, что все наделяется ду­шой, что во всем, обнаруживающем жизнь и даже в бездушном, предполагаются жела­ния, страсть и воля, аналогичная с нашими, действующая как мы с определенной це­лью» (Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. С.18)

«Олицетворение представляет первоначальный процесс; он глубок, всегда остается то­ждественным сам с собой, но оказывается скоропреходящим, непрочным. Он состоит в стремлении одушевить все, предположить во всем, в чем есть признаки жизни, и даже в безжизненном, желания, страсти и волю подобные нашим, и действующая сообразно с известными целями, как действуем мы» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.21)

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ (МЕТАМОРФОЗА)

 

Трасформация (преобразование) или метаморфоза состоит в переносе качеств не от мыслящего субъекта на мыслимый объект, а в переносе качеств объекта на заданный мыслимый объект, перенос происходит на основе сходства качеств предмета данному мыслимому предмету.

«Он состоит в переносе, основанном на частичном сходстве. Прием этот имеет два главных основания: то он опирается на смутные черты сходства, получаемые через восприятия: облако становится горой, или гора фантастическим животным, шум ветра – жалобой; то преимущественная роль принадлежит сходству аффективному, т.е. вос­приятие вызывает чувство и становится его знаком, символом, пластической формой: так лев означает смелость, кошка хитрость, кипарис печаль и пр. Все это, нет сомнения, ошибочно или произвольно, но роль воображения заключается не в знании, а в творчестве. Всем известно, что этот прием создает метафоры, аллегории и символы, но не следует думать, что он ограничивается областью искусства или эволюции языка; прием этот встречается на каждом шагу в практической жизни, в механических, инду­стриальных, коммерческих и научных изобретениях..» (Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. С.19)

 

«Творческое воображение и рассудочное исследование имеют общность природы: в том и другом предполагается способность схватывать сходства» (Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. С.20)

 

«… интеллектуальная основа, поддерживающая эти аффективные трансформации, за­ключается в следующем: прежде всего происходит бессознательная работа, эквива­лентная ряду суждений о ценности и действующая по аналогии. Затем, начинается по­строение, при помощи воображения, состоящей из различных ассоциаций, объединен­ных бессознательностью преобладающего желания» (Рибо Т. Логика чувств. Спб. Б\г. С.73)

 

2. ЛОГИКА ЧУВСТВ

 

Т. Рибо считал, что существует логика чувств. Он подчеркивал при этом ошибочность мнения о том, что логика сформировалась независимо от этой «логики чувств»: «В ра­циональной логике, общие, абстрактные понятия играют такую же роль, какую в эмо­циональной логике играют те особые состояния сознания, которые мы рассмотрим от­дельно и определим в общих чертах. Я буду их называть понятиями-ценностями или суждениями о ценности или просто ценностями» (Рибо Т. Логика чувств. Спб. Б\г. С.30)

 

«Ценность вещей заключается в их способности вызывать желания и ценность пропор­циональна силе желаний; приняв это во внимание, мы можем сказать, что цен­ность субъективна по существу, но не абсолютна» (Рибо Т. Логика чувств. Спб. Б\г. С.36)

 

«Рациональное рассуждение стремится к заключению, а эмоциональное – к цели, оно преследует не истину, а практический результат и действует в этом направлении» (Рибо Т. Логика чувств. Спб. Б\г. С.43)

 

Логика чувств равнодушна к противоречиям. Она действует по принципам ассоциаций. Очень большое значение имеет «констелляции».

 

«Логика разума в её конкретной форме определяется природой и объективным поряд­ком явлений, независимо от того, утверждает ли она, или строит предположение, как в изобретениях. Она состоит из интеллектуальных состояний (представлений, обра­зов, в особенности – понятий), как можно более очищенных от всякой примеси эмоций.

Логика чувств определяется субъективной природой мыслителя, предполагающего ус­тановить какое-либо верование или мнение для себя самого и для других. Её основание лежит в положительном или отрицательном желании хоть наружно походит на доказательство. Она состоит главным образом из «ценностей», т.е. из понятий или суж­дений, изменяющихся в зависимости от настроения чувств или воли. Преследуемая цель обусловливает выбор между этими «ценностями»» (Рибо Т. Логика чувств. Спб. Б\г. С.51)

 

Рибо подразделяет пять типов мышления чувств: страстное (passionnel), бессозна­тель­ное, мечтательное (воображение – imaginatif), оправдательное (iustificatif), сложное или составное (mixte или composite).

 

А. СТРАСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Мышление страстное (passionnel) – это наименее связное с интеллектом мышление. Его можно назвать «эмоциональным». Но Т.Рибо считал, что «страсть» отлична от «эмо­ции». Эмоция, по Рибо, это временное состояние, а страсть – это укрепившаяся эмоция, которая непрерывно владеет человеком.

 

«По своей важности эмоциональный фактор не уступает никакому другому: он есть фермент, без которого невозможно никакое творчество» (Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. С.20)

 

В. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

«Под бессознательным фактором я понимаю – главным образом, но не исключительно, - то, что на обыкновенном языке называется вдохновением» (Рибо Т. Опыт исследования творче­ского воображения. СПб., 1901. С.33)

 

Факты бессознательного мышления Т.Рибо делит на два разряда:

«1) бессознательность статическая, в которую входят привычки, память и вообще орга­низованное знание; это – состояние покоя, неподвижности, конечно, относительной, потому что наши внутренние состояния подвергаются постоянным изменениям; 2) бес­сознательность динамическая, представляющая из себя скрытое состояние длительно­сти, зарождения, переработки» (Рибо Т. Логика чувств. Спб. Б\г. С.62)

 

3. МЕНТАЛЬНОСТЬ

 

Вообще устойчивость ментальных форм не обоснована на том, что эта ментальная форма логична или тому подобное: «Всякая господствующая мысль поддерживается какой-нибудь потребностью, стремлением, или желанием, т.е. аффективным элемен­том, потому что было бы сущим вздором верить в постоянство какой-нибудь идеи, ко­торая, по предположению, находилась бы в чисто интеллектуальном состоянии, во всей его сухости и холодности» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.63)

Все создается не разумом, а воображением: «Созидающее воображение проникает своим творчеством всю жизнь, - единоличную и совместную, - умозрительную и прак­тическую – под всеми её видами: оно вездесуще» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.294)

 

Т.Рибо рассматривает вначале мышление животных и ребенка, такое рассмотрение ста­нет традиционным для всякой психологии. Здесь он дает достаточно стандартное для нас изложение. Нас более интересует собственно человеческая ментальность.

 

МИФОЛОГИЯ

 

«Человек, до начала своей цивилизации, живет исключительно воображением, или иначе сказать, когда воображение достигает у него апогея интеллектуального развития, оно уже никогда не подымется выше..» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.93)

«Литература считается мифологией, видоизмененной и приспособленной к изменчи­вым условиям цивилизации» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.107)

«… литература – лишь захудавшая и осмысленная мифология» (Рибо Т. Творческое во­ображение. СПб., 1901. С.107)

 

ФИЛОСОФИЯ

 

«История свидетельствует, что философия ограничилась лишь преобразованием идей, порожденных мистицизмом, заменяя вместе с тем в выражении эти идей образы и не­доказанные выражения и утверждения формами выражения и утверждения, принятыми в рациональной системе мышления.

Различие между религиозным и метафизическим или же философским символизмом усматривается в природе их составных элементов. Направленный в религиозную сто­рону, мистический символизм пользуется в своем творчестве главным образом двумя элементами: воображением и чувствами. Напротив того, его творчество в метафизиче­ском направлении предполагает, кроме воображения, также и рассудочный элемент (проявляющийся, впрочем, сравнительно в слабой степени. Такое изменение влечет за собою кое-какие уклонения от первоначального типа. Сооружения отличаются больше логической видимостью. Кроме того (что представляется также существенной чертой), материалы этих сооружений хотя и походят на символические образы, но стремятся уже перейти в концепты. Это отвлечения, наделенные искусственной жизнью, - воплощенные аллегории, - в сущности являющиеся наследницами языческих божеств и духов» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.196)

 

Теодюль Рибо делит метафизиков на фантазирующих и рационалистов. Фантазирую­щие метафизики берут за основу жизнь и движение. К ним он относит Платона, Лейбница, Шеллинга и Шопенгауэра. К рационалистам – Спиноза, средневековые схо­ласты.

 

«…метафизическая гипотеза представляется лишь только по внешности объективною. В действительности это миф, облеченный в рациональные формы.

Три элемента, необходимые для построения науки, оказываются и здесь, но в изменен­ном виде: наблюдение заменено размышлением, выбор гипотезы выдвигается на пер­вый план, и применяемость её к объяснению всех явлений соответствует проверке» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.214)

 

«В метафизике факты заменяются общими идеями. Конечная точка каждой из наук служит поэтому начальной точкой для философских соображений. Метафизика начинается, где заканчивается каждая наука в частности» (Рибо Т. Творческое вообра­жение. СПб., 1901. С.214)

 

НАУЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

 

«В науках, имеющих дело с вещественными фактами, все наиболее прочно установлен­ные истины прошли через состояние недоказанных положений» (Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. С.207)

«Очевидно, что за рассуждениями, индукциями, дедукциями, вычислениями, доказа­тельствами, логическими методами и т.п. приспособлениями, таится нечто их ожив­ляющее, чему нельзя научиться. Это нечто оказывается результатом сложного психиче­ского процесса, именуемого творческим воображением» (Рибо Т. Творческое вообра­жение. СПб., 1901. С.209)

 

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ

 

Рибо устанавливает три периода – это период низших абстрактов, предшествующих появлению речи; период средних абстрактов – сопровождающихся словом, но роль его пока второстепенная; период высших абстрактов – когда существенно в мышлении именно слово, заменившее все остальное.

 

«За исключением очень редких случаев – если даже такие случаи и встречаются (может быть, в первый момент удивления и в состояниях, приближающихся к чистому ощущению), - где ум, подобно зеркалу, пассивно отражает внешние впечатления, умст­венная деятельность всегда сводится к одному из двух типов: ассоциировать, соеди­нять, отъединять; или: диссоциировать, уединять, разделять. Эти два существен­ных процесса лежат в основе всех форм познания, от самых низших до самых высших, и придают единство их составу» (Рибо Т. Эволюция общих идей. СПб., 1898. С.3)

 

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

 

Рибо считал, что умственные способности не определяют характер, большую роль в формировании характера играет соотношение чувства и воли. Далее он считает важными факторами формирования характера – единство и устойчивость. Единство личности – это сгруппированность всех стремлений человека для достижения какой-либо определенной цели. Устойчивость – это постоянство этого единства и целей, ко­торые ставит себе человек. В связи с этим Рибо исключает из рассмотрения две большие группы - аморфные, мягкие натуры, мотивации которых зависят от окружаю­щих; и неустойчивые натуры, у которых наблюдается постоянная смена настроений. Остальные типы характеров Рибо делит на три группы, исходя из своей точки зрения об определяющем характере чувства и воли в человеке: чувствительные, активные и апа­тичные. Интеллектуальный элемент слабо влияет, а создает лишь некоторый ряд мута­ций несущественного характера.

Влияние интеллекта приводит к разделению чувствительных типов, обладающих сильно развитым чувством, на три класса: кроткие, созерцательные и эмоциональные. Различие их он ведет от степени умственного развития. Кроткие, при сильно развитом чувстве, обладают слабыми умственными способностями и слабой волей, такие люди не играют существенной ролью в культуре. Созерцательные сочетают в себе сильное чувство и ум при слабом развитии чувства, эти люди также занимают второстепенные роли в культуре. Более интересна третья группа. Эмоциональные характеры сочетают в себе сильно развитое чувство и интеллект, и облдают при этом еще и развитым волевым началом. Но эта воля обладает импульсивностью. Это свойственно более ху­дожникам, музыкантам, творческим гениям.

Активные типы отличаются сильно развитой волей. Это деятельные психологические типы. Но и здесь интеллектуальный элемент вносит свои коррективы. Сильная воля при небольшом интеллекте свойственна людям повседневного труда, спортсменам, пу­тешественникам и т.п. При сильной воле и большом интеллекте мы получаем знамени­тых деятелей в какой-либо области.

Апатичные типы имеют слабую волю и слабое чувство. Это тип отрицательный. При наличиии сильного ума из них получаются расчетливые люди. При отсутствии же ума мы имеем чисто апатичный тип, совершенно не продуктивный. Он приближается к аморфным типам личностей, которых Рибо вообще исключает из рассмотрения.

Рибо также подмечает некоторые разновидности. Это чувствительно-активный тип, где сочетается сильное чувство и сильная воля. К ним он относил Лютера, Франциска Ассизского и Наполеона. Это апатично- активный – у которых временами наблюда­ются взлеты активности и падения в апатию. Конечно классификация Рибо страдает тем, что он с самого начала исключает огромную группу аморфных и неустойчивых типов, собственно из такого рода личностей и состоит общество.








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1357;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.