ПОВТОРЕНИЕ, ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ И ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ

 

Тард пишет, что принципы науки построены не на принципах причинности, а на прин­ципах по­вторения, противоположения, приспособляемости. Все эти три принципа он подробно рассматривает в своей книге «Социальные законы»(1898), которая является обобщением его взглядов на методологию научного исследования: «..сущность науки состоит в том, что она рассматри­вает всякую реальность с 3-х сторон: повторение, про­тивоположения и приспособлен­ности» (Тард Г. Социальные законы. Личное творче­ство среди законов природы и об­щества. Спб., 1906. С.14)

Г. Тард отмечает, что из этих «трех ключей» познания важнее всего первый и третий: повторение и приспособленность: «Первым (повторяемость) открываются все двери; третий (приспособленночть) более утонченный – он делает доступными потаеннейшия и драгоценнейшиие сокровища; второй (противоположение) не самостоятельный, от­крывает нам столкновение и борьбу, имеющий лишь временное значение; это как бы вторая посылка силлогизма, предназначенная к постепенному исчезновению» (Тард Г. Социальные законы. Личное творче­ство среди законов природы и об­щества. Спб., 1906. С.16)

 

1. ПОВТОРЕНИЕ

 

«Научное познание так сильно чувствует необходимость опереться на сходства и по­вторения, что, если их нет под рукою, оно – повторяю - в ожидании действительных, создает воображае­мые; с этой точки зрения знаменитую метафору о социальной орга­низме нужно причислить к массе тех символических построений (концепций), которые принесли такую же временную пользу. В начале каждой науки, как и каждой литера­туры аллегория играла громадную роль. В математике, например, мы имеем ал­легорические мечтания Пифагора и Платона ранее солидных обобщений* Архимеда» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди за­конов природы и общества. Спб., 1906. С.40-41)

 

«…вся наука живет подобиями, контрастами или симметриями и гармониями, т.е. по­вторениями, противоположениями и приспособлениями..» (Тард Г. Социальные этюды. Спб., 1902. С.78)

 

«..едва ли мир планет или чаща девственного леса менее богаты разнообразием, кажущихся отступлений и неожиданностей, чем история человечества, если заглянуть в её недра» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906. С.12)

 

Г. Тард распространяет принцип повторения на все явления природы: «Действительно, все * в физическом мире сводится или не сегодня - завтра будет сведено к колебатель­ному движению; все здесь принимает более и более характер волнообразного распро­странения точно также, как относительно живого мира все более и более убеждаются в том, что воспроизводительная способность, свойство передавать по на­следству самые ничтожные особенности индивида, присуща самомалейшей клеточке» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.10-11)

 

«… всякое малейшее завоевание в области знания подтверждает ту мысль, что все сходства происходят от повторения. Это общее положение, я думаю, можно разбить на три нижесле­дующие тезиса:

1. Все сходства, какие только наблюдаются в мире химическом, физическом, астроно­мическом (атомы одного и того - же тела, волны одного и того же светового луча, кон­центрические круги притяжения, фокусом которых является всякое небесное тело), на­ходят единственное объясне­ние и возможную причину в периодических и главным об­разом колебательных движениях.

2. Все сходства органического происхождения, замечаемые в мире живых существ, яв­ляются результатом наследственной передачи, размножения внутренне - органического и внешне - орга­нического. Аналогии и гомологии всякого рода, открываемые сравни­тельной анатомией между различными видами, и гистологией между различными со­ставными частями тела, объясняются в настоящее время именно родством видов и род­ством клеточек.*

3. Всякие сходства социального происхождения, замечаемые в мире общественном, представ­ляют прямое или косвенное следствие подражания во всевозможных его ви­дах: подражания-обычая или подражания-моды, подражания-симпатии или подража­ния-повиновения, подража­ния-обучения или подражания-воспитания, подражания сле­пого или подражания сознательного и т.д.» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.13-14)

Самое интересное, что в основе этого мира «повторений» лежит, по мнению Г. Тарда, в мире «гипофизическим», в «нуменах», которые некоторые называют энергией и непо­знаваемым. Он отдает предпочтение энергии: «Энергия есть наиболее распространен­ное название этой тайны» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С. 151)

 

2. ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ

Конкуренция существует во всех формах культуры: война – социальное, конкуренция – хозяйственная, спор – идеологическая: «..противоположение – борьба в человеческих обществах к её главных видах: войне, конкуренции и споре, очевидно, подчиняется тому же закону развития: путем перемежающихся и увеличивающихся «умиротворе­ний», которые чередуются с возобновлением раздоров также более обширных и централизованных; и так вплоть * до конечного, хотя бы относительного, соглашения или мира» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906. С.78)

«..противоположение в его двух главных видах открывает и все больше и больше вы­двигает свою чисто второстепенную и посредническую роль; как ритм, противополо­жение служит непосредственно повторяемому, косвенно же обусловливает появление перемен (вариаций) и исчезает, когда эти последние появляются; как борьба – оно хо­рошо только тогда, когда вызывает приспособление..» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906. С.83)

 

3. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

 

ПОДРАЖАНИЕ

 

«Социальное состояние, как и состояние гипнотическое, есть не что иное, как сон, сон по при­казу и сон в деятельном состоянии. Не иметь никаких идей, кроме внушенных, и считать их са­мопроизвольными – такова иллюзия, свойственная как сомнамбулизму, так равно и социаль­ному человеку» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892 с.77-78)

 

«Верховным законом подражания является по-видимому его стремление к бесконеч­ному распространению» (Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С.347)

 

1. ВОЛНЫ ПОДРАЖАНИЯ

 

«Все сходства социального происхождения, замечаемые в мире общественности, пред­ставляют прямое или косвенное следствие подражания во всевозможных его видах: подражания – обычая или подражания - моды, подражания - симпатии или подражания-воспитания, подражания сле­пого или подражания сознательного и т.д.» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.14)

 

«Подражания (слова известного языка, мифы известной религии, тайны военного ис­кусства, письмена и т.д.) видоизменяются, переходя от одной расы или от одной науки к другой, напри­мер, от индусов к германцам, или от римлян к галлам, подобно тому как видоизменяются физи­ческие волны или живые существа, переходя из одной сферы в другую» (Тард Г. Законы под­ражания.. Спб., 1892. С.22)

 

«В подражательном распространении социальных фактов существует интерференция, как су­ществует интерференция воли и типов живых существ» (Тард Г. Законы подра­жания. Спб., 1892. С.24)

 

«..в волнообразных колебаниях истории происходят только непрестанные сложения и вычита­ния количеств веры или количеств желания, возбуждаемых открытиями и уси­ливающих или ослабляющих друг друга, подобно интерферирующим волнам» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.70)

 

«Воспроизведение есть свободное волнообразное колебание, волны которого состав­ляют от­дельные миры. Подражание идет дальше: оно действует не только на весьма больших расстояниях, но и через громадные промежутки времени. Она устанавливает богатое последствиями со­отношение между изобретателем и подражателем, отделен­ным друг от друга тысячами лет: между Ликургом и членом * народного конвента, ме­жду римским живописцем, на­рисовавшим фреску на стенах Помпеи, и современным художником, вдохновляющимся ею. Подражание есть воспроизведение на расстоянии» (Тард Г. Законы подражания.. СПб. 1892. С.34-35)

 

«Подражательное лучеиспускание».: «Социальная жизнь состоит из постоянного пере­крещивания лучеиспусканий этого рода и бесчисленных интерференций между ними» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906. С.62)

 

Есть интерференции-соединения и интерференции-состязания.

 

ОТ ВНУТРЕННЕГО К ВНЕШНЕМУ

 

Механизм подражания идет от внутреннего к внешнему. Это ошибочное мнение. Он считает, что при равных «логических» и «телеологических» условиях

«Это движение извнутри наружу, если мы попытаемся формулировать его точнее, сво­дится к следующему: 1) сначала подражают идеям, а потом их выражению; 2) сначала подражают цели, а потом средству. Внутреннее - это цели или идеи; внешнее – средства или выражения» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892 . С.213)

 

ВЫСШИЕ КЛАССЫ

 

Даже идея равенства – это плод аристократии и нивелировка его достоинства при дворе.

 

2. ИЗОБРЕТЕНИЕ

 

«В общественном отношении, все оказывается изобретениями и подражаниями; подра­жания – это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.3)

«…единственно подражания, а отнюдь не изобретения, подчиняются законам в действительном смысле слова» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892 . С.147)

«Всякое повторение, будет - ли то социальное, органическое или физическое, т.е. под­ражатель­ное, наследственное или вибрационное (мы указываем здесь исключительно на наиболее резкие и типичные формы всеобщей повторяемости), возникает из нововведения, подобно тому как всякий свет исходит из известного источника; таким образом нормальное в всякого рода позна­вании представляется вытекающим из случайного» (Тард Г. Законы подражания.. Спб., 1892. С.7)

Эти нововведения имеют характер случайный, но возникнув, они приобретают устой­чивый характер и транслируются далее в истории. Тард дает пример. Римская им­перия пала, а вот определенный тип цивилизации, порожденный Афинами, Римом и Иеруса­лимом, который представляет «…сплетение координированных и комбиниро­ванных начинаний и идей их членов, покорили весь мир» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.21). Но при этом он подчеркивает, что этого бы не случилось, если бы Афины были побеждены Персией, а Карл Мартелл не победил арабов, т.е. если не слу­чилась случайная цепь событий. Но так было угодно случаю «…чтобы из всех типов цивили­зации, из всех лучистых пучков изобретений, какие самопроизвольно возникли в раз­личных точках земного шара, восторжествовал тот тип, к которому принадлежим мы» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.22)

Все, что сейчас составляет суть нашей жизни, было когда-то изобретением, изобрете­нием, которое было для многих спорным. Это подчеркивал Г. Тард: «Все, что мы ныне в общественной жизни видим общепринятым, утвердившимся, вошедшим в обычай, превратившимся в верование, все это составляло сперва предмет горячего спора. Нет самого мирного учреждения, которое не родилось из раздора» (Тард Г. Законы подра­жания. Спб., 1892 . С.173).

«В Вавилоне печатали на кирпичах имя фабрикантов при помощи подвижных шрифтов и в то же время составляли книгу, но никому не пришло в голову соединить эти две идеи и печатать книги при помощи подвижных шрифтов» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.157)

Тард ставит вопрос: что двигает человеком в процессе изобретения. Это стремление достичь удовлетворение каких-либо желаний и достижения уверенности, веры. Потому противоречие между знанием, наукой и верой временны, ибо всякое знание и открытие – это стремление досигнуть большей уверенности. Он считает, что вся деятельность че­ловекаимеет

 

ДИНАМИКА ПОДРАЖАНИЯ

 

3. ОБЫЧАЙ И МОДА

 

Так как Г. Тард считал, что: «Общество – это подражание, а подражание – род гип­нотизма» (Тард Г. Законы под­ража­ния.. Спб., 1892. С.89), - то отсюда следовал его ин­терес к социально-психологическим аспектам культуры. Он утверждает: «Социальное состояние, как и состояние гипнотическое, есть не что иное, как сон, сон по приказу и сон в деятельном состоянии. Не иметь никаких идей, кроме внушенных, и считать их самопроизвольными – такова иллюзия, * свойственная как сомнамбулу, так равно и со­циальному человеку» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.77-78)

Этот гипнотизм формирует устойчивые паттерны социальной жизни, через которые мы понимаем окружающий мир, ведем себя определенным образом: «Всякое естественное явление мы видим сквозь очки, окрашенные в цвет родного языка, национальной рели­гии, господствующих предубеждений, преобладающей научной теории, от чего не мо­жет освободиться никакое самое беспристрастное и хладнокровное наблюдение; всякая органическая потребность чувствуется нами в особой форме, освященной окружаю­щими примерами, посредством которой социальная среда, вызывая эту потребность или, лучше сказать, пробуждая её в нас, тем самым присвояет её себе. Нет ничего, вплоть до потребности в пище, выражающейся в желании есть черный или белый хлеб, такое или иное мясо здесь, и рис или те или другие овощи там; нет ничего, вплоть до половых отношений, обратившихся в потребность жениться здесь и там, с соблюде­нием таких или других священных обрядов, - что не преобразовалось бы, так сказать, в национальные произведения» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.45)

 

Он так описывает действие обычая (традиции – С.Г.): «Нет правительства более мелоч­ного и деспотичного, нет законодательства, строже соблюдаемого и более суро­вого, чем обычай. Под этим я разумею бесчисленное множество воспринятых старых и но­вых привычек, которыми регламентируется частная жизнь не сверху и отвлеченно, как регламентирует её закон, а непосредственно и во всех частностях, и которые обни­мают собою все искусственные потребности, все симпатии и антипатии, особенности нравов и обращения, свойственные в данное время той или другой стране» (Тард Г. За­коны подражания. Спб., 1892. С.312)

 

Но есть еще механизм, который более присущ современным обществам.

 

«Всякая новая мода имеет стремление превратиться в обычай, но это не всегда ей уда­ется, подобно тому, как не всякое зерно дает росток» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.328)

 

«..господство моды связано, - что может показаться весьма странным, - с господством разума и, прибавлю я, с господством индивидуализма и натурализма. Это весьма по­нятно, если принять во внимание, что в настоящее время подражают образцам, ото­рванным от почвы, на которой они создались, между тем как в прежнее время под­ра­жанием скреплялся союз наследственной солидарности между отдельной личностью и его предками» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.329).

 

ОБЩЕСТВО

 

Г. Тард считает неверным мнение, что общество есть совокупность индивидов, которые оказывают друг другу услуги – это характеризует лишь экономическую сторону общественной жизни: «Если бы отношения сообщественников состояли главным обра­зом в обмене услуг, то не только следовало- бы признать, что животные общества за­служивают это название, но что они-то и суть общества по преимуществу» (Тард Г. За­коны подражания.. Спб., 1892. С.61)

Таким же образом нельзя считать обществом совокупность людей, подчиняющихся общему закону – это будет чисто юридическое понимание общества, так же не подхо­дит понимание общества как совокупности членов, имеющих общую веру – это отражает лишь идеологическую сторону общественного устройства.

Он разделяет понятие «социальной группы» и «социального типа». Социальная группа: «..это – собрание существ поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они, не подражая друг другу теперь, походят друг на друга, поскольку общие им черты являются старинными копиями с одного и того же образца» (Тард Г. Законы подража­ния. Спб., 1892. С.68)

Социальный же тип состоит: «Из известного числа потребностей и идей, созданных многими тысячами изобретений и открытий, накопившихся в течение веков; потребно­стей, более или менее согласных между собою, то есть более или менее содей­ствующих торжеству преобладающего желания, составляющего душу данной эпохи и данного на­рода; из идей и верований, более или менее гармонизирующих взаимно, то есть логически связанных между собой или по крайней мере не противоречащих во­обще друг другу» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.68-69)

 

«…социальная форма мировых повторений – подражание - все более освобождается от биологи­ческой их формы- наследственности» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С. 369)

Принцип фальсификации – это не изобретение К. Поппера, он изобрел «велосипед». Это типичное понимание, известное всегда. Г. Тард смотрит на процесс даже шире К. Поппера, считая: «История общественная, как развитие психологическое, изучаемое в его подробностях, представляется.. рядом последовательных и единовременных логи­ческих поединков» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.159)

«Общественный мир, одинаковая вера в один и тот же идеал или в одну и ту же иллюзию, единогласие, подразумевающее все более широкую и глубокую ассимиля­цию всего человечества, - вод конечный исход, к которому ведут все общественные пе­ревороты, независимо от того, имели они эту цель, или нет. Таков прогресс, т.е. движение мира общественного по путям логическим» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.???

Но при этом возникает эффект утери живости и оригинальности форм, что подчеркивал Г. Тард: «Для того, чтобы распространиться широкой волной и охватить массы, язык неизбежно должен быть правильным и логичным, а вместе с тем утратить живость, об­разность, поэтичность; религия должна быть рациональной и утратить свою ориги­нальность; правительство должно быть деятельным и лишиться доли своего обояния; законодательство должно отличаться более разумностью и справедливостью, чем ори­гинальностью своих форм; наконец промышленность должна развиваться в механиче­ском и научном отношениях и утратить свою самобытность и художественность» (Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С.329)

 

1. МЕНТАЛИТЕТ

 

«Благодаря именно речи, подражание и получает в человеческих обществах этот свой отличи­тельный, в высшей степени многозначительный характер, состоящий, как мы знаем, в том, что сначала усваиваются с величайшей точностью внутренняя интимная сторона известного об­разца, представления и желания, и затем, уже с меньшей точно­стью, схватываются и отражаются внешние стороны, жесты, движения, позы» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892 Изд. Ф. Павленкова с.282)

 

Как писал, в частности, Г. Тард: «Благодаря языку устанавливается порядок, - и порядок отно­сительно удивительно стройный, - в том сумбуре противоречивых видений и галлюцинаций, которые смущают ум первобытного человека. Язык пред­ставляет собой заранее данную соци­альному человеку логическую аранжировку по­добно тому, как пространство и время даны че­ловеку взятому индивидуально» (Тард Г. Социальная логика. Спб., 1901.С.121).

 

Вообще имеет смысл остановится на концепции происхождения языка Г. Тарда особо. Он счи­тал, что язык рождает из религиозных символов, которые обозначали тот или иной материаль­ный фетиш: «..всякий корень в языке есть не что иное, как идол, все еще употребляемый и со­храняемый, а язык не что иное, как вековой остаток доистори­ческого фетишизма, наивных по­следовательно угасающих религий, в некотором роде пепел древних священных огней» (там же Спб.,1901 с.120)

 

«До изобретения письма старость, одна только и владевшая опытом, пользовалась по­этому авторитетом. После изобретения письма, особенно книгопечатания, авторитет этот перестает быть необходимым и переходит к молодым, но к очень ли молодым? Нет. С психологической точки зрения следует отметить, что преимущество, даваемое очень хорошей памятью после продолжительной жизни, преимущество бывшее громадным до изобретения письма, непрерывно падала с тех пор, как начали распро­страняться письменность и книгопечатание, но зато преимущества здравого су­ждения и энергетического характера в соединении с силами молодости настолько же увеличива­лось» (Тард Г. Социальные этюды. Спб., 1902. С.327)

 

2.ТРАНСФОРМАЦИИ ВЛАСТИ

 

Он скептически относится к идеям Г. Спенсера: «По мере того, как общество распро­страняется, растет, совершенствует и усложняет свои учреждения, язык, религию, право, правительство, промыслы, искусства, оно теряет отчасти свои цивилизаторские и прогрессивные стремления…» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.152). Более того, он скептичен в отношении социального фактора: «Организа­ция само по себе ни­чего не создает, ничего не изобретает, ничего не дифференцирует; на только координи­рует и распространяет изобретения» (Тард Г. Социальные этюды. СПб., 1902. С.341)

 

«Власть есть равнодействующая двоякого рода психологических и социальных сил: ве­рований и желаний, идей и потребностей; а идеи и потребности происходят от двух пе­ремежающихся источников – открытия и изобретения, в самом широком смысле слова, из которых появляются время от времени через подражательное распространение но­вые верования и новые желания, новые принципы и новые интересы..» (Тард Г. Социальные этюды. СПб.,1902. С.307)

«В трансформациях политики внешней и внутренней главным образом играет громад­ную роль замечательный по своей случайности ряд изобретений военных и изо­бретений, относящихся к передвижению или к передаче мыслей» (Тард Г. Социальные этюды. СПб.,1902. С.312)

«Вообще, смысл существования политической власти, господствовавшей в данным момент в стране, следует искать в состоянии общественных верований и желаний. И трансформации этой власти объясняются одновременными изменениями и верований, и желаний, изменениями, которые производятся накопляющимися открытиями и изо­бретениями. Отсюда следует, что трансформации эти являются прежде всего «функ­цией» трансформаций религиозных и трансформаций промышленных. Отсюда – боль­шая сложность в развитии политических форм и событий, так как неправильности двух составляющих её рядов еще более умножаются в составном целом» (Тард Г. Со­циальные этюды. СПб.,1902. С.200-201)

Нововведения создают новые ситуации для власти, приводят к её трансформации. К примеру, возникшая благодаря печати гласность создала новую ситуацию для власти, ибо она приоткрыла «тайну», власть перестала быть анонимной. Это подмечает Г. Тард: «Книгопечатание создало страшное могущество прессы, духовную власть новых времен. Даже тогда, когда пресса не * внушает явным образом революционных иди ре­форматорских идей, она непрерывно способствует точностью и быстротой своих све­дений разрушению таинственного характера правительственного персонала. И этим она ослабляет его» (Тард Г. Социальные этюды. Спб., 1902. С.199-200)

 

3. ЭКОНОМИКА.

 

В начале своей работы Г. Тард сетует, что политическая экономия стремится расши­рить свое влияние на все области жизни. Потому имеет смысл говорить не о по­литэкономии, а об эконо­мической точке зрения на явления социальной жизни: «Эконо­мическая точка зрения есть из­вестный способ понимания общественной телеологии, есть понятие, применимое ко всему, - к военным операциям, к администра­тивным функциям, и произведениям искусства, к делам бла­готворительности и т.д. Эта точка зрения или понятие стремится стать все более и более преоб­ладающим в нашу эпоху «подражания-моды», что не помешает ей, быть может, ослабеть со временем пе­ред точкой зрения юридической и моральной, когда вновь возродиться традицион­ный дух» (Тард Г. Реформа политической экономии. Спб., 1899. С.32)

Он утверждает, что не все обусловливается экономической жизнью, по крайней мере, всю свою динамику экономическая жизнь получает из другого источника – из изобре­тений.

«Промышленные изобретения, накопляемые человечеством в течение миллионов лет, могут быть сравниваемы со словарем языков и с научными актами» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892 . С.185)

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1570;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.