СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
1. ГУМПЛОВИЧ Л.(1839-1909)
Людвиг Гумплович, поляк. По образованию – юрист. С 1875 года, предоставив свою работу «Раса и государство» Грацскому университету получил звание приват - доцента и преподавал. Ярый польский националист, провел довольно сумбурную жизнь, покончил жизнь самоубийством – в общем человек трагичной судьбы, противоречивый, со следами психической неуравновешенности.
Основным положением его социологии было банальное утверждение, которое состояло в том, в том, что социальная жизнь представляет собой не организованное нормами и рациональными принципами образование, а есть синергичный продукт группового социально-психического взаимодействия. Основой этого взаимодействия является борьба за существование, которая осуществляется путем насилия одних социальных групп над другими. По Людвигу Гумпловичу именно эта борьба является основным фактором социальной жизни и главным стимулятором общественного развития.
Выдвинув в качестве элементарного объекта социологии социальную группу, Гумплович предлагал принять в качестве предмета социологии рассмотрение системы движений этих групп. Все социальные группы Гумплович делил на «простые» (исходные, первоначальные, примитивные) и «сложные» (группы второго порядка). К «простым» группам относятся все человеческие сообщества, обладающие ярко выраженными антропологическими и этническими признаками типа племен. Ко второй категории «групп второго порядка относятся социальные группы, которые образованы на основе интересов.
Образование государств он объясняет насилием: «Никогда и нигде государства не возникали иначе, как через порабощение чужих племен одним или несколькими союзными и объединенными племенами» (Гумплович Л. Основы социологии. Спб., 1899. С.184). Более того, он считает, что все нормы права – это условность, форма закрепления господства той или иной социальной группы в обществе: «Каждое и всякое право есть не что иное, как упорядоченное неравенство» (Гумплович Л. Основы социологии. Спб., 1899.С.189). все эти мысли типичны для того времени. Л. Гумплович часто вспоминается социологами и культурологами «экзистенциально» мыслящими, и подходящими к истории с точки зрения социальной психологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В.И.Овчаренко, А.А.Грицанов. Социологический психологизм: крит. Анализ. Минск., 1990
2. Гумплович Л. Основы социологии Спб,1899 (370017)
3. Гумплович Л. Социологические очерки Одесса 1899
4. Гумплович Л. Социология и политика М.,1855
5. Болотников А. Социологическая доктрина Гумпловича \\ Под знаменем марксизма. 1926. №7-8.
2. РАТЦЕНХОФЕР Г. (1842-1904)
Густав Ратценхофер являлся сторонником концепции конфликта интересов. Общий стиль его размышлений идентичен мыслям Л. Гумпловича. Ратценхофер также утверждал, что социальная жизнь существует на основе конфликта противоречивых интересов разных социальных групп и индивидов. Все разнообразие интересов он сведит к пяти основным типам интересов: прокреативным - стимулирующим продолжение рода, физиологическим - связанным с питанием, индивидуальным - связанным со стремлением к самоутверждению, социальным - родственным и групповым, и трансцендентным - религиозным. Социология Ратценхофера стала источником американского социально-психологического направления в лице Л. Уорда и А. Смолла.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1008;