ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
«Для европейской цивилизации характерна очень высокая степень разнообразия и взаимного наложения культурных ориентаций и структурных образований. Символический плюрализм и гетерогенность европейского бощества очевидным образом проявились в многообразии тех традиций, на основе которых сформировалась собственно европейская культура: иудео-христианская, греческая, римская и различные племенные традиции. В отличие от ислама ей присуще значительное многообразие культурных кодов и ориентаций. Важнейшее значение в этих культурных ориентациях имело утверждение автономии и взаимосвязи мирового, культурного и социального порядков, между которыми существовала тесная соотнесенность. Эта соотнесенность определялась через напряженность соотношений между трансцендентным * и мирскими порядками, которая порождала многообразные и сложные способы ее преодоления: либо через деятельность «земную» (политическую или экономическую), либо «потустороннюю».
Другой важной культурной характеристикой европейской цивилизации был высокий уровень активности и приверженности широких слоев населения наличным культурным тенденциям. Третья состояла в высокой степени относительно автономного доступа к мировому, культурному и социальному порядкам, хотя этот доступ в какой-то степени ограничивался такими институтами, как церковь или политическая власть, претендовавшими на роль посредников, по поводу чего возникало постоянное соперничество.
Четвертая черта состояла в отношении к индивиду как существу автономному и ответственному в отношении к порядкам мироустроения» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М.,1998. С.328-329)
«Наличие множества центров в европейском обществе предотвратило развитие кастовой системы профессий, хотя существовали сильные тенденции в этом направлении. В каждой крупной автономной социальной группе (церковь, королевский двор, различные социальные страты и общности в этих стратах) формировалась своя собственная система ценностей и ориентаций с претензиями на общую значимость. Лица, имеющие высокий статус в одной иерархии, могли низко оцениваться в другой, и наоборот. Этот феномен получил название «статусного несоответствия». Другим результатом такого процесса было постепенное стирание граней между свободными и угнетенными слоями» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М.,1998. С.331)
«Две основные силы – политические элиты и государства, с одной стороны, и общество – с другой, постоянно боролись за свое участие в формировании политических центров и за регуляцию доступа к ним, а также за трансцедентные принципы их обоснования» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М.,1998. С.334)
«Итак, полная кристаллизация структурных тенденций в сочетании специфических культурных ориентации придала европейской цивилизации следующие черты: 1) наличие множества центров; 2) высокая степень взаимопроникновения центров и периферии; 3) относительно слабое соединение классовых, этнических, религиозных и политических критериев и постоянное изменение их структуры; 4) сравнительно высокий уровень самостоятельности социальных слоев и групп по отношению друг к другу и к механизму доступа к власти; 5) высокий уровень сочетания интересов различных статусных групп в рамках целой страны («классовое сознание» и политическая борьба); 6) плюрализм культурных и функциональных (хозяйственных или профессиональных) элит, тесное взаимодействие между ними наряду с более широкими аскриптивными слоями; 7) относительная автономность правовой системы по отношению к другим интегративным системам, прежде всего политической и религиозной; 8) высокая степень автономности городов как центров социальной и культурной активности и формирования идентичности» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М.,1998. С.332-333)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Славный Б.И. Немарксистская политэкономия о проблемах отсталости и зависимости в развивающемся мире. М. 1982.
2. Люксембург Р. Накопление капитала. М. 1934.
3 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. 1999.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 771;