Экономический, духовный и политический аспекты свободы

Экономический аспект предполагает, во-первых, свободу трудовой дея­тельности. Человек должен иметь возможность проявить свои интеллек­туальные и физические способности по созданию материальных и духов­ных ценностей. Иначе говоря, он должен иметь право трудиться, ибо именно в труде человек становится действительным творцом истории. Во-вторых, только свободный труд, т. е. труд на себя и на общество, труд без эксплуатации и без принуждения, приносит настоящее удовольствие человеку. Если человек даже получает достаточно финансов для удовле­творения своих потребностей, но зависит экономически от частных или государственных структур, то трудно такого человека назвать свободным. В-третьих, экономическая свобода позволяет человеку воспроизводить свои физические силы, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, ис­пользовать свободное время для физического и духовного совершенство­вания.

Духовный аспект свободы связан, во-первых, с овладением духовными ценностями и, во-вторых, с возможностью самому их создавать. Знание литературы, искусства, науки и т. д. помогает человеку чувствовать себя

Гете И. В. Избр. филос. произв. М., 1964. С. 458. 78


раскованным и полноценным гражданином. Человеку необходима свобо­да для производства духовных ценностей. Это значит: 1. Быть экономиче­ски в состоянии посвятить себя интеллектуальной деятельности. Без эко­номической независимости трудно рассчитывать на творческую незави­симость. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Нельзя не вспомнить в этой связи Лукиана из Самосаты, этого, по выражению Эн­гельса, «Вольтера классической древности»: «Единственное дело истори­ка — рассказывать все так, как оно было. А этого он не может сделать, ес­ли боится Артаксеркса, будучи его врагом, или надеется получить в на­граду за похвалы, содержащиеся в его книге, пурпурный кафтан, золотой панцирь, нисейскую лошадь»1. Ни одно государство не финансирует тех представителей творческой интеллигенции, которые выступают против него. В буржуазном обществе, например, человек свободен писать что угодно и о чем угодно, но если он затрагивает интересы господствующе­го класса, то никто его публиковать не будет. 2. Писать по велению души и сердца, писать правдиво и отражать в своем творчестве объективные процессы. 3. Не быть контролируемым со стороны цензуры или других государственных учреждений. Главный цензор человека — его совесть, его нравственные принципы и нормы. Добродетельный человек никогда не станет писать сочинения, в которых проповедуется насилие, алчность, антигуманизм и другие пороки человечества. Он никогда не будет писать пасквили даже на своих врагов. Духовная свобода — это подлинное насла­ждение для человека, стремящегося проявить себя не в накопительстве, а в интеллектуальном творчестве.

Политический аспект подразумевает следующие политические свобо­ды: свобода слова, свобода избирать и быть избранным, свобода созда­вать политические партии и т. д. Политические свободы проявляются в зависимости от экономических свобод, социального положения инди­вида, от традиций и обычаев, от общего уровня общества, от уровня по­литической культуры народа, а также от конкретно-исторических усло­вий. Основная характеристика политической свободы, на мой взгляд, со­стоит не просто в свободе слова или в свободе выбора того или иного кандидата на государственную должность, а в том, чтобы человек оказы­вал реальное воздействие на политическую жизнь общества.








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 730;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.