Тиджания ал-Хадж Омара и его последователи

 

Сын марабута-тукулёра из Подора в Фута-Торо (область в современном Сенегале) создал могущественную империю, подоб­ную тем государствам, что сложились в ходе других движений фульбе и тукулёров за обновление ислама в конце XVIII — на­чале XIX в. в Западном и Центральном Судане (ср. гл. IV, 2.1). И в этом случае провозглашение «священной войны» против «не­верных» ознаменовало новую фазу политических завоеваний, ук­репления государства и ломки социально-экономических устоев. Религиозно-политической основой движения служили мусульман­ское братство и религиозный орден Тиджания, которые, действуя с территории Северной Африки, основывали в Западном Судане школы и опорные пункты (завийи).

В то время Тиджания была далеко не единственным мусуль­манским обществом в интересующем нас регионе. Параллельно ей существовало множество религиозных, отчасти мистических школ и объединений духовных лиц, например Кадирия в Томбукту, влияние которой достигало Канема-Борну. Однако религиозные школы и ордены проявляли себя только в периоды серьезных об­щественных потрясений. Натиск капиталистических колониальных Держав заставил эти организации изменить содержание своей де­ятельности. Резко антиколониальную позицию заняли Тиджания ал-Хадж Омара и последователи марокканской ветви ордена в Фесе. Этому способствовали некоторые демократические черты их внутренней структуры и вероучения.

Хадж Омар присоединился к братству Тиджания во время па­ломничества в Мекку и вскоре главой ордена был назначен его представителем в Западной Африке. Облеченный этим почетным саном, он в сопровождении большой свиты нанес обставленные с большой торжественностью визиты шейху Борну, блистательному правителю могущественного государства Сокото султану Белло и правителю Масины Секу Хамаду. Побывал он и у альмами Фу­та-Джаллона. И альмами и остальные правители сначала встре­тили Хадж Омара дружественно, щедро одарили его и предоста­вили ему материальные средства, необходимые для организации войска. Однако прочно сидевшие на троне правители фульбе и тукулёров недолго сохраняли расположение к ал-Хадж Омару. Их отношение к нему кардинально изменилось, когда к братству стало присоединяться огромное множество ученых людей и солдат из различных районов и оно в результате превратилось в полити­ческую и военную угрозу.

После того как Хадж Омар организовал боеспособную армию и закупил у английских купцов в Сьерра-Леоне огнестрельное ору­жие, правитель Фута-Джаллона в Гвинее запретил ему пересту­пать границы своей страны. Это обстоятельство и опасность фран­цузского завоевания, которую ал-Хадж Омар осознал во время посещения Сенегала, побудили «обновителя» в 1850 г. построить в Дингирае, на восточной границе Фута-Джаллона, большой воен­ный лагерь и крепость. Дингирае стал штаб-квартирой военного братства Тиджания и плацдармом для покорения многочислен­ных соседних областей. «Священная война» была объявлена не только языческим государствам и племенным объединениям Каар-та и Сегу, но и мусульманским соперникам — теократиям Фута-Джаллона, Фута-Торо и, наконец, правящей мусульманской вер­хушке фульбе из Масины.

К 1861 г. Хадж Омар покорил огромную территорию от верх­него течения Сенегала до Томбукту, ему были вынуждены подчи­ниться государства бамбара в Каарте и Сегу. Войска Хадж Ома­ра выиграли многочисленные сражения с альмами Фута-Джалло­на и правителями Фута-Торо в Сенегале и с боями продвигались на запад. Только Секу Хамаду, основатель государства Масипа, сначала успешно отражал его натиск.

Хотя к армии Хадж Омара присоединилось много людей из обедневших родов и низших слоев населения, даже беглых рабов, сам он вовсе не хотел быть революционером, преобразователем социально-экономических отношений. В завоеванных областях он назначал своих ближайших соратников на должности наместни­ков, губернаторов, сборщиков налогов, военачальников. Они со­ставляли новую аристократию, и осуществлявшаяся ею эксплуа­тация была ничуть не легче, чем при прежней знати фульбе и ту­кулёров. Демократическая струя Тиджании была заглушена и по­степенно иссякла. В результате и все движение утратило свою бое­способность и притягательную силу.

В 1862 г. Хадж Омар предпринял новый поход на восток и после ожесточенных боев занял столицу государства Масина. Когда незадолго до решающего сражения оказалось, что боеприпасы на исходе, Хадж Омар приказал войсковым кузнецам отли­вать в течение нескольких дней по 10 тысяч пуль ежедневно и в результате одержал победу. Казалось, основатель новой империи крепко держит в руках восточную часть государства на Нигере. Но это была пиррова победа. Очень скоро восстание фульбе в Масине обратило в бегство Хадж Омара и его войско, состоявшее из тукулёров. В феврале 1864 г. он при таинственных обстоятель­ствах погиб в горах Бандиагары.

Образ ал-Хадж Омара до сих пор овеян многочисленными ле­гендами. Их и сегодня питают не только религиозные идеи об обновлении религии в результате пришествия Махди, но и бес­смертные традиции антиколониальной борьбы. Именно с ней свя­заны главные заслуги ал-Хадж Омара, ибо он выступил и осно­вал государство в тот период, когда Франция стала на путь ко­лониальных захватов в области Сенегала и Гамбии, когда силь­ные опорные пункты и крепости французских колониальных войск достигали Медины на Сенегале.

Значительная часть верхушки фульбе Фута-Торо в Сенегале заблуждалась относительно истинных намерений французских за­воевателей и приветствовала иноземцев. Уже при попытках рас­пространить влияние Тиджании на фульбе Фута-Торо, на Бамбук, на бамбара Каарты в верховьях Сенегала Хадж Омар и его войско столкнулись с настойчивым продвижением французов. После первых конфликтов и стычек с французскими войсками Хадж Омар понял, сколь велика исходящая от них опасность, и призвал к действию. Он обратился с воззванием к мусульманским купцам, прежде всего в городе Сен-Луи, призывая их прекратить торговлю с европейцами. Он даже атаковал французский форт Медина в верховьях Сенегала, а затем и пост Матам. Но в ито­ге французские войска, имевшие на вооружении артиллерию и скорострельные ружья, одержали верх над Хадж Омаром. Он был вынужден отказаться от западной части основанной им империи.

Начиная с 70-х годов французские колонисты усилили натиск на нигерский Судан с целью его захвата, но в это время выступи­ли их новые серьезные противники — преемники Хадж Омара: Ахмаду в Сегу и Самори Туре, возглавивший в 1870—1875 гг. в верховьях Нигера военный союз, который простирался до лесных окраин Сьерра-Леоне, Либерии и Берега Слоновой Кости. Однако во времена начинающегося раздела Африки и колониального под­чинения континента империалистическими державами любые по­пытки африканских правителей сохранить независимость и суве­ренитет были обречены на провал.

Слишком велик был разрыв между общественными условия­ми жизни европейцев и- африканцев, а следовательно, и их воз­можностями, чтобы военное и политическое сопротивление завое­вателям увенчалось успехом. Тактика отступления в другие рай­оны, практиковавшаяся Хадж Омаром и Самори, приносила пло­ды только на короткий срок. Хадж Омар, время деятельности ко­торого совпало с периодом колониальной политики «свободной» конкуренции, еще мог уклониться от натиска французов; у Самори, выступившего в последней трети XIX в., когда империалистические державы овладели территорией всей Африки, оставались лишь ограниченные возможности сопротивляться колониальным захватам и при этом уцелеть. Наступила эра губернаторов и ко­лониальной полиции, которая принесла с собой коренные измене­ния также в общественном развитии Западной Африки.








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 690;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.