Принцип реального исполнения

Принцип реального исполнения выражается в требовании исполнения обязательства в натуре. Должник обязан совершить в пользу кредитора именно те действия, в которых последний заинтересован. М. И. Брагинский предлагает все имущественные меры понуждения к реальному исполнению обязательства подразделить на меры, обеспечивающие реальное исполнение обязательства и меры, выражающие реальное исполнение обязательства. Первые косвенным образом обеспечивают исполнение обязательства, к их числу относятся способы обеспечения исполнения обязательства, некоторые меры процессуального характера (наложение судебных штрафов, арестов на имущество и денежные средства должника). Меры, выражающие реальное исполнение обязательства, напрямую обеспечивают исполнение обязательства.

Одна из мер, выражающих требование реального исполнения обязательства, предусмотрена в ст. 396 ГК РФ. Так, в соответствии с ее положениями, при ненадлежащем исполнении обязательства возмещение убытков или уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре. Напротив, если исполнение по обязательству не начиналось, то возмещение убытков или уплата неустойки полностью освобождают должника от исполнения обязанности в натуре. Объясняется это тем, что при ненадлежащем исполнении обязательства неустойка и убытки определяются исходя из неисполненной части обязательства, и поэтому они лишь частично компенсируют потери кредитора от нарушения обязательств. Если же обязательство должником вообще не исполнено, то неустойка и убытки исчисляются исходя из полного объема обязательств. В этом случае уплата неустойки и возмещение убытков полностью компенсируют кредитору его потери, а значит, интересы кредитора удовлетворяются и без исполнения обязательства в натуре (Н. Д. Егоров). Следует иметь в виду, что положения ст. 396 ГК РФ носят диспозитивный характер, и действие принципа реального исполнения обязательства может быть расширено, сужено, либо совершенно отменено в законе или договоре. Так, в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. В соответствии со ст. 396 ГК РФ принцип реального исполнения не применяется, если кредитор отказался от принятия исполнения ввиду утраты к нему интереса, а также, если стороны заключили соглашение об отступном.

Действие принципа реального исполнения равным образом обеспечивается посредством положений ст. ст. 397, 398 ГК РФ. Так, согласно ст. 398 ГК РФ в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение или оперативное управление или в возмездное пользование кредитору, кредитор вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передаче кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Очевидно, что право отобрания вещи должно принадлежать и кредитору, имеющему имущество на ином вещном праве, например, на праве самостоятельного распоряжения. Думается, что правом отобрания вещи должен обладать и тот кредитор, которому вещь передается в безвозмездное пользование. Перечисленные в ст. 398 ГК РФ обязательства имеют единую черту – все это обязательства по передаче вещи. Именно обязанность должника передать вещь кредитору дает последнему праву требовать отобрания вещи. При этом как передается вещь: возмездно или безвозмездно и на каком праве кредитор будет ею владеть после предоставления ему этой вещи, в сущности, не имеет значения для применения положений данной статьи. Представляется, что кредитор вправе требовать передачи ему индивидуально-определенной вещи, если была нарушена обязанность передать вещь во всех без исключения случаях. В противном случае был бы нарушен один из принципов гражданского права – принцип равенства.

Если по поводу одной и той же вещи существует несколько обязательств по ее передаче, кредитор вправе требовать отобрания вещи лишь тогда, когда вещь еще не передана другому лицу в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление. Очевидно, что в этом проявляется принцип приоритета вещно-правовых полномочий над обязательственными (А.С. Комаров). Однако данный принцип выдерживается не до конца. Если следовать содержанию данной нормы право отобрания вещи сохраняется у лица и тогда, когда в силу соглашения другой кредитор уже стал ее собственником, однако вещь еще не была ему передана.

Следуя буквальному толкованию данной нормы, право отобрания также сохраняется у кредитора, если вещь была передана другому лицу в возмездное пользование. Это было бы справедливо, если бы сталкивались интересы кредиторов в разных обязательствах, например, интересы одного, вытекающие из договора купли-продажи вещи и интересы другого, вытекающие из договора аренды. Как известно, смена собственника не ведет к прекращению обязательства, основанного на договоре аренды. В таком случае интересы обоих кредиторов не нарушались бы. Если же между собой сталкиваются интересы двух арендаторов, одному из которых вещь уже передана в пользование, то налицо пробел закона. Очевидно, что в такой ситуации интересы кредитора несомненно нуждаются в защите.

Если вещь еще не передана другом лицу на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, то преимуществом в праве отобрания вещи пользуется тот кредитор, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить – тот, кто раньше предъявил иск. Вместо предъявления требования о передаче вещи, являющейся предметом обязательства, кредитор вправе требовать возмещения убытков.

Иначе осуществляется принцип реального исполнения в обязательствах по выполнению работ, оказанию услуг. В обязательствах такого рода невозможно понудить должника к исполнению вопреки его воле. Поэтому в ст. 397 ГК РФ предусматривается, что в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу, или оказать ему услугу, кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену, либо выполнить его своими силами. Кредитор вправе поручать исполнение третьим лицам или выполнять обязательство своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства. В юридической науке высказано мнение о том, что кредитор вправе прибегнуть к исполнению обязательства третьими лицами либо выполнить его своими силами не только в случае неисполнения обязательства должником, но и в случае его ненадлежащего исполнения. Однако в последнем случае такое право возникает у кредитора только тогда, когда требование кредитора о надлежащем исполнении обязательства не было исполнено должником в разумный срок (Н.Д. Егоров). Кроме того, в соответствии со ст. 397 ГК РФ кредитор вправе требовать возмещения должником понесенных необходимых расходов и других убытков.

5. Иные принципы исполнения обязательств: недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, взаимного сотрудничества и др.

Общим принципом гражданского права является принцип разумности и добросовестности. Согласно ст. 10 ГК РФ предполагается, что участники гражданских правоотношений поступают разумно и добросовестно. Данный принцип преломляется в ряде статей ГК РФ, посвященных исполнению обязательств. Например, в соответствии со ст. 397 ГК РФ кредитор вправе поручить выполнение работы третьему лицу за разумную цену и при условии, что в разумный срок обязательство не было исполнено должником. При соблюдении данных требований кредитор впоследствии может требовать от должника понесенных им необходимых расходов и других убытков. Принцип разумности и добросовестности нашел свое отражение в Принципах международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА 1994 г.), где он называется принципом добросовестности и честной деловой практики. Следуя данному принципу каждая сторона обязана действовать в соответствии с принятыми в практике международной торговли добросовестностью и честной деловой практикой, причем стороны не вправе исключить или ограничить эту обязанность.

Принцип экономичности состоит в том, чтобы обязанности сторон исполнялись наиболее экономичным для другой стороны образом.

Принцип взаимного сотрудничества был назван в качестве одного из принципов исполнения обязательства еще в советской правовой науке. О. С. Иоффе называл его принципом взаимного содействия. По его мнению, содержание данного принципа заключается в том, что стороны вправе рассчитывать на такую взаимопомощь, которая не вытекает из их конкретных обязанностей, но становится в силу сложившихся обстоятельств необходимой для другой стороны и может быть оказана другой стороной без ущерба для себя. При этом сторона, нарушившая данное требование, лишается права на применение к другой стороне санкций за такую неисправность, которая могла быть предотвращена оказанием необходимой помощи. В настоящее время принцип взаимного сотрудничества назван в Принципах международных коммерческих договоров 1994 г., на которые обязаны ориентироваться стороны в международном коммерческом обороте. Так, в соответствии со ст. 5.3. Принципов международных коммерческих договоров каждая сторона должна сотрудничать с другой стороной, если такое сотрудничество можно разумно ожидать в связи с исполнением обязательств этой стороны.

Принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства закреплен в ст. 310 ГК РФ. Данный принцип реализуется по-разному в зависимости от характера обязательства, существующего между сторонами. Если обязательство не связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, односторонний отказ от исполнения обязательства, равно как и одностороннее изменение его условий, по общему правилу, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Напротив, если обязательство связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, то односторонний отказ от исполнения обязательства, равно как и одностороннее изменение его условий, по общему правилу, допускается, причем не только в случаях, предусмотренных законом, но и установленных в договоре. Однако, если такое условие включено в договор, оно не должно противоречить закону, либо существу обязательства.

 








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2850;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.