Цивилизационный подход в страноведении. Цивилизации мира
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis — гражданский) — степень, мера, уровень материального, культурного, научного развития народа, общества; культурно-историческая общность(Современный экономический словарь).
Из этого определения видно два основных толкования термина цивилизация.
В страноведении под цивилизацией понимают прежде всего самобытные одно или многонациональные общности, отличающиеся друг от друга историческими, социально-экономическими, политическими и культурными характеристиками. Первыми цивилизациями в истории человечества были Египетская, Китайская, Критская.
Цивилизации пространственно охватывают крупные культурные суперсистемы. Для страноведческого исследования чрезвычайно важно то, что многие общественно-исторические процессы и особенности стран можно познать только в контексте их принадлежности к цивилизационному полю, частью которых они являются.
Непосредственные основатели цивилизационной теории, рассматривающей развитие стран в связи с их принадлежностью к отдельным цивилизациям — Н. Данилевский (Россия и Европа), известный русский и американский социолог П. А. Сорокин; немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби ( Постижение истории –12 томов с 1934 по1961г.) и некоторые другие выдающиеся историки и философы.
В цивилизационном подходе выделяется несколько основных теоретических проблем:
--- источники зарождения и жизни цивилизации;
---проблемы роста и исчезновения цивилизаций с мировой арены.
П. А.Сорокин отмечал: «Принято считать, что цивилизации, или культурные суперсистемы, в значительной степени определяют основные проявления социокультурной жизни: организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических событий, тенденций и процессов» ().
Н. Я. Данилевский под цивилизацией, или культурно-историческим типом, понимал крупную социокультурную общность людей, которая сформировалась на основе определенных только ей присущих универсальных ценностей.
В приведенных и многих других дефинициях культура выступает в качестве основного признака цивилизации.
В данном случае под культурой понимается система человеческой деятельности, поведения и общения, выступающая условием развития социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Культура жителей севера Украины может отличаться от культуры жителей юга, но все они относятся к украинской культуре, которая отличает их от белорусских жителей. В свою очередь, европейские общности объединяют культурные ценности, которые разграничивают их с японскими или африканскими общностями.
Ещё в период становления цивилизационной теории была отмечена тесная связь цивилизаций с религией. И первые исследователи цивилизационной теории даже главным признаком общностей людей называли религии, прежде всего мировые. Однако это узкий подход, который сложился вследствие огромного влияния, которое оказывает вероисповедание на общую культуру человеческой общности.
Ярким примером такого влияния является разделение сербов и хорватов. Эти нации разговаривают на одном языке, живут в смежных районах, одинаковых природных условиях, но сотни лет исповедуют разные религии: сербы – православие, хорваты – католичество. И как следствие, между ними существуют культурные различия, вызывающие противоречия, порой переходящие в вооружённое противостояние.
Различия в мировоззрении между жителями западной и восточной Украины также в немалой степени вызваны культурными различиями, возникшими из-за влияний на жителей этих регионов соответственно православия и греко-католицизма.
Согласно теории А. Тойнби, динамика цивилизации — от зарождения до разрушения — определяется законом «Вызов—Отклик», по которому прогресс или регресс цивилизации связан с адекватностью Ответа регионального социума на Вызов исторической ситуации.
Механизм действия закона «Вызов—Отклик» на стадии зарождения цивилизации можно было бы сформулировать следующим образом: окружающая среда в широком ее понимании бросает Вызов социуму, а последний через свое творческое меньшинство отвечает на Вызов и находит решение проблемы. Вызовы должны периодически повторяться и тем самым стимулировать творческое меньшинство на адекватные Отклики.
Тойнби выделил пять основных типов Вызовов :
-- “ вызов суровых стран”
-- “ вызов новых земель”
-- “ вызов исторических ударов”
-- “ вызов давления”
-- “ вызов ущемления”
Зарождению цивилизации способствуют наиболее трудные условия. Так, великая китайская цивилизация родилась не на берегах относительно спокойной Янцзы, а на непокорной, бесноватой Хуанхэ, а лишь затем перешла и в долину Янцзы. Не в умеренном поясе современной территории Чили возникли цивилизации Западного полушария, а в области Центральных Анд, где с большой остротой стояли проблемы орошаемого земледелия.
Проблема причин разложения цивилизаций продолжает оставаться дискуссионной. Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, А.Тойнби считал, что основная причина заката и гибели цивилизаций лежит внутри самих цивилизаций. Когда у творческого меньшинства недостает созидательной силы, происходит надлом цивилизации; большинство отказывается подражать меньшинству, происходит распад социального единства в обществе и ничто уже не может остановить распада цивилизации. Вопрос только в его продолжительности.
Человечество исторически существует около 40 тысяч лет. За это время возникли, как утверждают исследователи, десятки тысяч социокультурных образований, но только немногие из них сумели выработать самостоятельные формы высокой культуры, т.е. цивилизации. Одна из теоретических проблем — расхождение ученых в численности цивилизаций. Однако, по современным понятиям, имеется большая степень согласия относительно наличия, по меньшей мере, двенадцати основных цивилизаций, семь из которых уже не существуют. (Табл. 1).
К указанным существующим цивилизациям многие исследователи добавляют православную цивилизацию, обособившуюся от своих прародителей — византийской и западнохристианской цивилизаций.
Таблица 1
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 2952;