Мусульманское право (шариат).
1) «Обычное право»в современный период, т.е. после достижения странами Африки независимости, признается самостоятельным источником национального права и интегрируется (посредством законодательства и судебной практики) с действующими в этих странах положениями европейского права.
2) Индусское правоимеет своим источниками «Веды» (древнеиндийские памятники II тысячелетия до н.э.), согласно которым общество делится на четыре Варны (касты). Члены различных Варн должны следовать божественно предустановленной для их варны дхарме – закону, обычаю, правилу поведения. Сборники толкования смысла дхарм – дхармашастры (II в. до н.э.- III в. н.э.) рассматриваются как равноценные части единого индусского права. Кроме того, к источникам индусского права относятся нибандхазы (составлены в XΙΙ– XVΙΙ вв.) – сборники комментариев к дхармашастрам.
Дхармашастры и нибандхазы придают большое значение «хорошему обычаю», соответствующему дхарме. В этом смысле обычаи являются источником позитивного индусского права. Причем каждая индусская община, каждая каста и даже каждая семья имеет свои обычаи. Возникающие споры решаются собранием членов касты на основе ее обычаев. В тех случаях, когда нет заранее установленных правил, индусское право рекомендует индивидам и судьям руководствоваться требованиями разума, совести и справедливости.
Модернизация индусского права, начатая Индией в 1947 г., не завершена до сих пор, поскольку не принят предусмотренный Конституцией 1950 г. Гражданский Кодекс, который должен был установить единый для всех жителей страны гражданско-правовой статус.
3) Мусульманское правопредставляет собой правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VΙΙ в.). Шариат («путь следования») – это совокупность предписаний о том, что должны и чего не должны делать верующие. Таким образом, в основе шариата лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – священная книга и основа ислама; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) инджма – общее мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.
В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Поэтому, толкуя названные источники, правоведы сформулировали основные принципы и конкретные нормы мусульманского права.
В качестве общего приема толкования и применения шариата был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Значения кияса как метода и одновременно источника шариата состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы мусульманского права и «найти» в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой нормы и не нарушения тем самым фикции мусульманской доктрины о беспробельности шариата.
Сегодня общая тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права часто прерывается усилением в ряде мусульманских стран фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата. Существенную роль фундаментализм, а значит, и шариат играют в Иране, Афганистане, Пакистане, Судане.
Заметное оживление и усиление исламского фактора и роли традиционного шариата происходит в таких постсоциалистических странах, как Албания, ряд республик бывшей Югославии, а также в некоторых в прошлом советских республиках и автономиях.
Лекция №15. Реализация права. Толкование правовых норм.
План лекции:
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1696;