Система ценностей носит глубинное, сущностное назначение, в котором содержится и биологический характер, направленный на выживание личности и вида, воспроизведение себе подобных.
Но нормы и способы проявления носят социальный характер, так как присущи сообществу существ, имеющих разум-воображение, который способен отвлекать их от природной, инстинктивной линии.
Ценности следует рассматривать как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п.
Природа и функции ценностей заключаются в следующем:
· ценности трактуются как порождаемые культурой,
· позволяющие соединять прошлое-настоящее - будущее;
· семиотизировать (т.е. находить знаковые эквиваленты) пространство человеческой жизни,
· наделяя все его элементы аксиологической значимостью;
· задавать системы приоритетов;
· обосновывать смыслы, стратегии жизни, поступки, решения и т.д.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество, и хотя они служат эталоном для всех людей, но индивиды могут следовать им или наоборот отвергать их. Культурные нормы и ценности тесно связаны друг с другом, однако, если нормы - это правила поведения, то смыслы ценностей сводятся к абстрактным понятиям о том, что такое Добро и Зло.
Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности, которыесформированы и закреплены жизненным опытом индивида в результате процесса социализации и социальной адаптации. Благодаря им человек способен отделять существенное от несущественного, следовать определенным нормам и правилам, осознаваемым как некие рамки бытия, которые создают иерархию индивидуальных предпочтений. Ценностные ориентации образуют систему определенного восприятия условий бытия в актуальной (здесь и сейчас) и в долгосрочной перспективе, формируют целевую и мотивационную программы, определяют уровень притязаний и престижных предпочтений; обеспечивают целостность и устойчивость личности, представления о должном в соответствии с критериями значимости.
Ценностные ориентации раскрываются через оценки, которые человек дает себе и окружающим, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности, структурировать жизненные ситуации, иначе говоря, они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве норм своего поведения. Например, одни люди - приверженцы ценностей коллективизма, другие – ценностей индивидуализма. Ключ к пониманию ценностных ориентаций следует искать в интерсубъективных отношениях людей, предполагающих самоопределение человека в разных проявлениях культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам, которые далеко не всегда согласуются между собой.
Рекомендованная литература:
1. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка.-М.1998. Часть 1, главы 1,Ш.
2. Степанов Ю.С.Константы.Словарь русской культуры. М. 2001. С.903-949.
3. Лотман Ю.М.Семиосфера.- СПб.2001 .С.396 - 399
4. Эко У. Имя Розы. М. 1989.
5. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб. 2002
6. В.фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. М.1985.
7. Каган М.С. Философия культуры//жизнь слова в культуре, СПб.1996
8. А.Соломоник .Семиотика и лингвистика. М., 1985
9. Язык и наука конца ХХвека.М.1995.
10. Жолковский А. Умберто Эко. Отсутствующая структура// Вопросы философии.1970 №2
11. Иванов В.В. Огонь и роза. Введение к «Имени розы»// иностранная литература 1988, №8
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Представления о знаковом знаке по Ф. де Соссюру и Ч.С. Пирсу.
2. Культура как знаковая система. Знак как мифологема культуры.
3. Пять основных типов знаковых знаков и знаковых систем. Охарактеризуйте каждую систему.
4. Трехмерное пространство языка (синтактика, семантика, прагматика)
5. Сущность и виды знаков (от знака сигнала до знака символа). Символ как пароль культуры.
6. Функциональные и конвенциональные знаки.
7. Естественные вербальные и невербальные языки.
8. Искусственные языки (кино, театра, музыки, изобразительного искусства).
9. Представления о герменевтике как понимании текстов в соотнесении их с опытом современности. Законы интерпретации текста. Культура понимания - культура интерпретации в процессе коммуникации.
10. Понятие картины миры, культурной картины мира и языковой картины мира. Что представляет собой понятие культурного кода.
11. Система ценностей и их функции. Что означает выражение: ценности трактуются как порождаемые культурой, позволяющие соединять прошлое-настоящее-будущее, они семиотизируют пространство человеческой жизни.
Практические задания:
А. Предложите Вашу критическую интерпретацию культурологического текста
1. Стихотворения В. Соловьева.
«Нет, силой не поднять тяжелого покрова
Седых небес…
Все та же вдаль тропинка вьется снова
И тот же лес.
И в глубине вопрос - вопрос единый
Поставил Бог.
О. если б ты хоть песней лебединой
Ответить мог.
Весь мир стоит застывшею мечтою,
Как в первый день.
Душа одна, и видит пред собою
Свою же тень».
2.Музыкального произведения по Вашему выбору.
3.Картины любимого Вами художника.
4. Известного архитектурного сооружения.
Б. Используя представления о тексте и его смыслообразующих механизмах (денотат и коннотация), проведите анализ выражений: «секонд хенд люкс» или «осетрина второй свежести»
Лекция №3
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 652;