Культура как мир знаков и значений. Язык и культура.
Человек в контексте культуры.
Ключевые понятия: Понятие знака и знаковой системы. Культура как процесс выработки, упорядочения, передачи, использования и утрачивания информации. Язык и культура, сущность языка, понятие культурного кода. Различные языки - различные культурные картины мира. Виды языков. Знак – символ - образ.
Символика религиозного языка. Культура как текст. Интерпретация смыслов текстов. Герменевтика как теория и практика толкования текстов. Культурная компетенция. Культурная самоидентификация. Понятие ценностных ориентаций (природа, смысл, функции ценностей).
Информационно-семиотическая концепция культуры сближает позиции функциональной концепции культуры как системы удовлетворения потребностей (Б.Малиновский) и идеационального понимания культуры как области идеального, содержащего продукты духовного творчества человека.
Среди определений культуры мы выделяли представление о ней как всей совокупности ненаследуемой информации, как общей памяти человечества или каких-либо социумов, национальных, классовых и др. Стремление человека к выживанию, самосохранению, очевидно, лежат в основе поведения отдельной личности, так и всемирной истории. Человек в борьбе за жизнь выступает как потребитель материальных ценностей, а с другой стороны, как аккумулятор информации. Таким образом, информация является одним из условий существования человечества. Битва за выживание – это битва за обладание информацией.
Культура, как говорил Ю.Лотман, это не склад информации, а чрезвычайно сложный механизм, который хранит информацию, вырабатывая постоянно наиболее выгодные формы и компактные способы, получает новую, зашифровывает и дешифрует сообщения, переводит их из одной системы знаков в другие. Иначе говоря, культура – знаковая система, определенным образом организованная, т.е. подчиняющаяся сумме правил, ограничений, налагаемых на систему. Знаки выступают в качестве некого посредника в социальных взаимодействиях и коммуникации.
Если обратиться к рассуждениям русского философа А.Ф. Лосева [34], то он определенно высказывает следующие основные положения о знаке и его природе, постулируя:
· Знак А существует тогда, когда есть неА, от которого А чем-то отличается, например, характеризуется как Б;
· просто знак сам по себе не существует;
· знак относится к знаковой сфере;
· знаковая сфера – к информации;
· информация является сферой сообщения или содержания сообщения;
· именование знака функционирует как акт обозначения.
Следовательно, между знаком и обозначением существует определенный процесс – акт обозначения.
· Знак предполагает наличие иного незнакового носителя.
· Всякий знак предмета есть смысловое отражение предмета.
Французский лингвист Фердинанд де Соссюр(1857-1913) рассматривал языковой знак в общем виде как неразрывное свойство двух сторон – означаемое (понятие) и означающее (конкретный, реальный предмет, акустический образ). Иными словами, означаемое будет представлять собой абстрактное значение знака, т.е. его смысловое, сущностное содержание, которое делает его неповторимым по смыслу среди других знаков. Например, мы представляем, что такое означаемое « птица». Видимо, это представитель животного мира, который не только летает, но и обладает рядом других признаков, например, перьями, клювом, ногами определенного строения и т.д. Но будет ли это петух, или страус, или соловей - эту информацию мы сможем почерпнуть из конкретного значения, определяемого неповторимыми свойствами данного знака как отдельного явления, т.е. означающего. Ф.де Соссюром был предложен механизм, с помощью которого люди ориентируются и получают смысл окружающего мира.
Важнейшим свойством знака является его исходная произвольность.[35] Согласно представлениям Ф.де Соссюра для понимания знаков следует отвлечься от эволюции знака и ситуативных текстов его использования. Хотя исследования его были посвящены в основном языку, но де Соссюр полагал, что таким образом можно мыслить себе науку, изучающую жизнь знаков внутри общества, представляя лингвистику как часть этой общей науки. С позиций Ф.де Соссюра язык служит организации, конструированию реальности, но одновременно через коммуникацию обеспечивает доступ к реальности. Суть социальных и культурных явлений неразрывно связана со значением и знаком. Знак представляет собой наименьший элемент коммуникации внутри языковой системы. Это может быть слово, фотография, звук, образ на телеэкране, жест, элемент одежды. Совокупность знаков может рассматриваться как текст. Значение текста образуют знаки и система связывающих их отношений.
Позднее Ролан Барт распространил эту модель на всю сферу знаковых систем в науке и культуре, независимо «от границ и материала: образов, жестов, музыкальных звуков, предметов и всех возникающих здесь сложных ассоциаций…»[36]. В известной степени тем самым использовав взгляды Ф. де Соссюра в качестве основы философского кредо постмодернизма, в идеологии которого важнейшим стал отрыв знака, текста от обстоятельств, причин его возникновения, а так же проявилась свобода его интерпретации.
Несколько раньше на другом континенте один из основоположников семиотики, выдающийся американский культурантрополог, Чарлз Сандерс Пирс[37] (1834-1914) пришел к выводу, что можно и должно рассматривать в представлении о знаке три позиции:
· предметное значение знака – это обозначение предмета;
· смысловое значение знака – это то, что понимает под ним пользователь данного знака, то есть тот, кому он адресован;
· экспрессивноезначение знака – эмоции человека, использующего знак в определенном контексте.
Знак обозначает данный предмет как обозначаемый им объект, но знак может иметь смысл и вне наличия данного предмета. Таким образом, знак имеет несколько форм его значения, реализующихся в предметном (обозначение), смысловом (образ), экспрессивном (эмоции) проявлениях. Согласно Пирсу, а это приобретает особое значение для культурологии, знак возникает исключительно с возникновением интерпретанта.
Современная семиотика предлагает рассматривать динамический момент становления знака, который основан на неограниченной подвижности смысла (означаемого) и включает в себя множество всегда специфических ситуаций восприятия. Значит ли это, что культурные смыслы всегда конвенциональны[38] и бесконечно релятивны[39]? В качестве примера можно рассмотреть то же самое понятие «стол» и его конкретные реализации: от обеденного стола до пня или скатерти на поляне, если они выполняют заданные функции, присутствующие в понятии «стол».
Конвенциональность может возникнуть на основе определенной объективации тех или иных сторон феномена, выступающего предметом договоренности и закрепления смысла этой конвенции в стандартной форме для данного культурного контекста или знаковой системы. В то же время семиотика отвергает «наивный релятивизм», согласно которому «что угодно» может означать «что угодно». Примеры такого рода релятивизма мы можем наблюдать в использовании некоторых слов, обозначающих практически все, что угодно, в зависимости от воображения употребляющего (литературная иллюстрация - лексикон Элочки-людоедки, а также некоторые современные слова-амебы, типа «прикольный», «тащиться», «крутой»). Не менее любопытно получившее в последние годы распространение слов сниженного регистра, или абсцентной лексики, интернетно-блоговского сленга, конкретное значение которых трудноописуемо, так как они могут обозначать одновременно для их пользователей все, что угодно и часто служат экспрессивной оценкой знака.
На самых ранних стадиях становления культуры знаковые структуры были максимально сращены с конкретными мысленными образами. Всякая знаковая структура, определившись в границах значения, начинает существовать автономно от породивших ее образов. Так, слово «дерево» означает не только конкретную сосну или ольху, а в том числе и знаковую систему вне зависимости от реального объекта, подчиняющуюся определенным законам языка (сравните: деревянный пол и деревянный рубль).
Становление семиотики проходило по 2-м направлениям: от американского эксцентричного гения Ч. С.Пирса с его триадическим пониманием знака до француза Ф. де Соссюра, сформулировавшего двуединость знака, с одной стороны, и его произвольность, с другой. Пересечение этих двух линий породило представление о языке как о средстве общения и одновременно как о самой деятельности общения. Онтологически это иллюстрируется при рассмотрении семиотической функции культуры, которую мы неразрывно связываем ее с информативной и коммуникативной функциями культуры.
Понимать какую-либо культуру означает умение устанавливать значение используемых в ней знаков и их соотношения - понимать язык культуры и тексты, творимые языками культуры как носителями информации. Иными словами, ориентироваться не только в семиотическом поле, а вернее, в пространстве культуры.
Для упрощения понимания знаковых систем или всего многообразия знаковых средств, используемых различными культурами, можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:
- естественные;
- функциональные;
- конвенциональные;
- вербальные (естественные языки);
- знаковые системы записи.
Естественные знаки являются признаками, принадлежностью, свойством, частью чего-то целого. Они могут многое рассказывать тем, кто может их расшифровывать, умение понимать и декодировать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом культуры первобытной культуры. Систематизацией естественных знаков и их соотношений занимается наука. Например, развитие аналитических и диагностических методов исследования вещества по определенным знакам-признакам позволяет устанавливать его состав, проводить диагностику и идентификацию неизвестных веществ; на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя базируется астронавигация; знание симптомов болезни и их признаки проявления в организме человека сформировало знаковую систему медицинской диагностики. К естественным знаковым системам относятся инстинктивные акты животного мира, основанные, например, на акте распознавания себе подобного, в котором некоторые действия являются регулярно и в типичной форме воспроизводимыми, повторяющимися знаками.
Функциональные знаки могут представлять собой предметы, действия людей, которые возникли в процессе человеческой деятельности. Например, к функциональным знакам относятся предметы городского или сельского быта, т.к. несут информацию об интересах и вкусах хозяев (книги, картины, предметы убранства), о степени состоятельности хозяев, об их взаимоотношениях. К функциональным знаковым системам относятся одежда, мимика, жесты, позы. Имеются вторичные функциональные знаки, исчерпавшие свои прагматические функции, к их числу относятся многие суеверные приметы (пустые ведра у идущей навстречу женщины; подковы над дверью, ритуал противодействия знаку «возвратился – дороги не будет»…). В романе братьев Стругацких «Пикник на обочине» функциональные принадлежности тех или иных предметов, оставшихся на Земле после посещения ее инопланетянами, неизвестны людям, и поэтому наделяются новыми смыслами, доступными землянам, а в результате становятся знаками опасности.
В рамках культурной и социальной антропологии изучаются знаковые системы, соответствующие языку человеческих поз. С одной стороны они могут изучаться как естественные знаковые системы, с другой стороны - как функциональные знаковые системы реакции и поведения человека во время работы на станке, как национальные особенности или положения тела, характерные для данной культуры или табуированные, запрещенные.
Конвенциональные или условные знаки специально создаются для того, чтобы выполнять выделенное назначение, например, красный крест на автомашине; обозначение пешеходного перехода; эмблемы, звезды, полосы, на мундирах и различные приборы для еды в европейских и восточных странах и т.п. В целом конвенциональные знаки можно разделить на 4 типа:
- сигналы как знаки взаимного соглашения или договора в виде извещения или предупреждения;
- индексы как условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный вид (условные обозначения на картах, чертежах; показания приборов);
- образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают, от подобия до изоморфизма, может иметь внешний характер (схожесть во внешнем облике) или касаться внутреннего содержания изображаемого;
- символы- знаки, указывающие на смысл, в наглядной форме передают абстрактные идеи и понятия (эмблемы, гербы, ордена, знамена, «птица-тройка» у Гоголя, «голубь мира» Пикассо и т.д.); или типы картин «memento more» малых голландцев, условные натюрморты Клааса, Сандерса, некоторые прецедентные имена, тексты, в том числе и музыкальные произведения, архитектурные сооружения.
Согласно Ч. С. Пирсу, знаки возможно разделять на индексные, иконические, символические (он фактически ввел понятие знака-сигнала в знаки –индексы).
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1215;