Основные функции культуры
Основная, главная функция феномена культуры - человеко-творческая или гуманистическая. Можно назвать ее функцией социализации, т.е. создание из биологической особи разумного общественного человека.
Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет о необходимости глубокой внутренней работы индивидуума, в котором природой заложено стремление к самоидентификации и совершенству своей неповторимости через социализацию, т.е. приобщение к ценностям и нормам культуры, овладение языком и знаниями. Степень социализации может быть различной, и во многом она зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или она дает свободу развития индивидуальности. Человек-робот и человек- личность – 2 полюса, и гуманизм состоит в ориентации на личность. Востребованность обществом человека как высокоразвитой личности реализуется через систему образования и через возрастание значимости творческого начала в жизни общества, через утверждение принципов гуманизма в человеческих отношениях.
В информационном обществе предполагается создание предпосылок для самоопределения личности и гармонизации отношений между нею и обществом. Это связывается с возможностями распространения (доступа) информации, скоростью ее передачи, возможностями усвоения информации и обмена ею. Образование становится приоритетной областью развития личности, но смысл его состоит не в стандартизации, безликом уравнивании всех, а в направленности на интеллектуальное, духовно развитие личности, индивидуализацию ее. Возникающее противоречие связано с монополизацией генерации информации, использованием массовой культуры, СМИ, предоставляющих широкие возможности для манипулирования сознанием в корыстных целях «культурно-идеологических транснациональных практик глобального капитализма»[31].
Трансляция социального опыта или исторической преемственности или информационной функции. Культура рассматривается как социальная память человечества. Она реализуется в материальных и духовных элементах в виде знаковых систем: преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии. К чему приводит разрыв в исторической преемственности? К аномии[32], потере социальной памяти, явлениям « манкуртизма». Следует помнить, что обмен информацией обогащает все стороны, участвующие в процессе передачи, при этом направляющий информацию не теряет ее для себя.
Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, следовательно, накапливать богатейшие знания о мире, систематизировать их, познавать законы природы, с одной стороны, а с другой – познавать человеком самого себя.
Вопрос «как мы знаем то, что мы знаем», вопрос эпистемологического характера логически связывается с естественными границами человеческого интеллекта. Но природа наградила нас такими внутренними способностями как интуиция или откровения, являющихся мощнейшими союзниками научного знания.
Семиотическая или знаковая функция неотделима от коммуникативной или информационной функции культуры. Семиотическая функция сама по себе представляет определенную знаковую систему культуры. Знаковые системы, к которым относятся словесный язык, специфические «языки» искусства, а также языки естественных наук. Эти знаковые системы являются носителями коммуникативной функции. Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение на сравнительно небольших дистанциях во времени и пространстве, то с развитием техники, коммуникационных связей средств массовой информации коммуникативныевозможности культуры, то есть способность сохранять, передавать, тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли. Люди, которых уже нет в живых, продолжают существовать среди нас духовно, нередко обеспечив свое бессмертие, переходя в разряд коммуникативных связующих в общечеловеческих, цивилизационных масштабах.
Ценностная или аксиологическая[33] функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. На протяжении человеческой истории происходит естественный отбор, классификация явлений и предметов окружающего мира с позиций их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются, появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. Критерием соответствующей оценки выступает нравственное и интеллектуальное содержание. Понятие о «добре» и «зле» у разных народов на разных этапах развития различны, как и системы определения ценностей, однако, все они имеют и некое общечеловеческое ядро, которое благодаря информационным, коммуникационным системам культуры развивается и имеет тенденцию к все более обобщенному осмыслению.
Регулятивная (нормативная) функциясвязана с определением, регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Регулятивная функция осуществляется на разных уровнях, имея определенную иерархическую структуру.
К наивысшим относятся нормы морали, которые, меняясь в ходе истории от народа к народу, тем не менее имеют общие корни, связанные с единством бытия, развивающиеся в направлении осознания индивидуальности и одновременно принадлежности ко всему человечеству, т.е. устремленные в приближении к общечеловеческим нормам морали. Древнейшими социальными институтами, формулирующими нормы морали, являются религии и конфессии, основные моральные нормы которых во многом совпадают (не убий, не соврати, не укради и т.д.). Относятся к разряду не писанных, но императивных. Механизм реализации – вера.
Следующий уровень – нормы права, принципиально основываясь на нормах морами, они конкретизируются и излагаются в конституциях и законах, приобретая юридическую силу, обязательность их выполнения в рамках того с сообщества, в котором реализуются. Различия в нормах права значительны у разных народов, в разные периоды развития их истории. Механизм реализации – запрет и разрешение.
Неотъемлемой частью регулятивной функции культуры являются обычаи, традиции, обряды как устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, передающаяся из поколения в поколение. Механизм реализации – осознанное или бессознательное подчинение, формирование в процессе социализации или аккультурации.
Наконец, на отдельном уровне находятся нормы поведения на работе, общения с другими людьми, закрепленные в правилах воспитания, этикета, личной гигиены, культуры общения, организации труда. Императивны, но механизм реализации зависит от ситуации (безусловного или вероятностного подчинения).
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 765;