Типология культуры
В основе типологии[24] культур лежит систематизация периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основания, которые выделяются в качестве определяющих.
Исходя из этого, можно выделить несколько типологий культуры, например,
выделяют синхронную и диахронную, структурную, а также типологию культуры по методу «идеальных типов», типологию по коммуникационным основаниям.
В основе синхронной типологии лежит изучение явлений и феноменов культуры в рамках одной какой-либо эпохи «остановленного мгновения», абстрагируясь от генезиса и истории. Практически реализуется в «географической принадлежности» культур.
В основе диахронной типологии лежит смена событий, состояний, фактов, явлений в хронологической последовательности. Практически реализуется в исторической принадлежности культур.
Структурная типология связана со структурно-функциональным анализом выявления каких либо структур в качестве относительно устойчивой совокупности отношений, при этом рассматриваются преимущественно синхронные построения. В 50-х годах прошлого столетия К.Леви-Стросс осуществил перенос конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях получения в ней строгости по типу естественных наук, правда, с меньшей эффективностью.
Метод построения идеальных типов, предложенный Максом Вебером, использовался П.Сорокиным, основан на создании модели конкретного сочетания связей, индивидуальных событий в их культурном значении.[25]
Типология по коммуникационным основаниям содержит смысловой и содержательный аспект социального взаимодействия.
Типология культуры строится на основании нескольких критериев:
- по регионально-этническому критерию (китайская, русская, индийская, западноевропейская, еврейская и т.д.);
- по связи с религией (религиозные, светские);
- по региональной принадлежности (культуры Востока и Запада, средиземноморья, латиноамериканская);
- по принадлежности к историческому типу общества (культуры традиционного, индустриального, постиндустриального или информационного общества);
- по хозяйственному укладу (культура охотников и собирателей, земледельцев, индустриальная культура);
- по сфере деятельности (производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная);
- по связи с территорией (городская, сельская);
- по принадлежности носителя (доминантная, специализированная);
- по уровню мастерства и типу аудитории (элитарная, народная, массовая, маргинальная);
- по типу отношений между участниками коммуникации (межличностная, публичная, массовая, межкультурная).
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 697;