Нравственность. Право.
Ключевые слова: обычаи, стандарты и стереотипы, архетипы, традиции. Нравственность, нравственные нормы, полюсы нравственных отношений. Динамика нравственности, эволюция нравственности, кризис нравственности, совесть как культурный фактор. Право как система социокультурных норм и отношений. Право как минимум морали, право и закон, право и сила. Этические идеалы и соответствующие им нормы поведения.
Человек - существо нравственное.
« Нравственность не что иное (или не более), как подчинение обычаям, каковы бы они не были, обычаи – традиционный способ действий».
Ф.Ницше.[57]
Социокультурные регулятивные парадигмы выступают как формы и способы регуляции человеческого поведения, задаваемые культурой данного общества. Фактически любые регулятивы призваны программировать определенные действия в рамках конкретных условий, представляя собой информационные блоки, состоящие из предписаний, запретов, разрешений и рекомендаций, и служат для устойчивого функционирования системы.
Программы поведения человеку реализуются культурой в разных формах, будь то:
· язык, который содержит нормы и правила речи, способствующие выражению мыслей;
· формы морали, права, политической жизни, определяемые обществом;
· обычаи, ритуалы, как выражение существующих в обществе традиций;
· образцы поведения, получаемые в результате воспитания, образования, воздействия окружающей информационной среды;
· общественные институты, регламентирующие отношения между людьми (семья, школа и т.п.);
· общение с предметами окружающей среды, которое нормировано в правилах обращения с ними.
Можно привести множество других регулятивов, которые создают культурное пространство обитания индивидуума. Человек в силу своих возможностей осознанно или бессознательно осваивает только некоторую часть из них.
Культура социальных отношений определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обуславливающими поведение и взаимодействие людей в обществе.
Социокультурные нормы представляют собой общепринятые, ожидаемые, характерные для большинства (соответствующие доминантной культуре) формы поведения. Причем важно понимать, что эти нормы не являют собой образцы предписанных указаний и распоряжений, а поддерживаются обычаями, традициями, общественным мнением, многие из них относятся к категории «неписанных».
Культурные нормы возникали на самых ранних этапах развития человечества, образуя систему правил, регулирующих, например, разделение сфер труда, организацию коллективных действий, условий быта. Важнейшими становятся стандартизированные комбинации норм - обрядов, ритуалов, церемоний -соответствующих определенным жизненным ситуациям. Особое место в архаичных обществах занимали табу (запреты), связанные с охотой, страхом перед болезнями, смертью. Фактически табу разного рода сопровождают всю историю человечества, и в настоящее время существует вера в сглаз, домовых, оберегов, порчу и т.п., накладывающих определенные табу на поведение современного человека.
Табу на ранних стадиях развития общества являлись универсальной системой регламентации общественной жизни.
К древним нормам нравственности можно отнести обычаи и традиции как определенные общепринятые стереотипы поведения в общественной жизни [58], которые человек впитывает в себя с «молоком матери», они незаметно превращаются в привычку, образ мышления, хотя носят принудительный, обязывающий характер в рамках семьи, субкультуры. По мере расширения своего общения человек приобретает представления о нравственности целого общества, сознательно разделяя их требования или осознанно игнорируя их.
Культурные нормы определяют уровень профессионального мастерства, начиная от занятий древнего человека до современных высокоточных технологических поведений во всех сферах современного производства, искусства, быта. Следование культурным нормам выступает как необходимое условие организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка.
Основными формами такой культуры являются нравственная и правовая культура, наряду с ними существует политическая культура.
Георг Ф. Гегель впервые обратил внимание на особенность области нравственности, права и политики как сферы «объективного духа», полагая, что в этой сфере духовное начало проявляется в общественной жизни людей, воплощаясь в нравственные, правовые и политические нормы общественных отношений. И. Кант сформулировал некий главный закон человеческого существования, определяющий те или иные поступки людей, независимый от смены общественных состояний, прогресса. Он известен как «категорический императив»[59] или правило, определяющее форму морального поступка. Согласно Канту, нравственное чувство является некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей.
Поступай так, как если бы правило, из которого вытекает твое действие, должно было посредством твоей воли быть всеобщим законом.
Безусловно, нравственный закон является особой формой выражения инстинкта самосохранения. Зарождение человеческого общества повсюду связано с формированием правил, регулирующих отношения людей в обществе, регламентированных той или иной системой нравственности.
Следовательно, нравственность - явление не случайное, она выражает сущностную сторону человека, и тем самым и культуры. Природа, обделив человека автоматически действующими инстинктами, сохранила его как существо общественное. Для его существования стала необходимой система норм и правил поведения, общеобязательных для любого конкретного сообщества людей. Система правил, которые человеческое сообщество вырабатывает осознанно для сохранения себя как такового, для обеспечения продолжения рода.
Легко видеть, что распад, деградация общества начинается и сопровождается, прежде всего, деградацией нравственности. Истинная функция нравственности - сохранение коллективных связей (то, что у пчел и муравьев делает бессознательный инстинкт, у человека делает нравственность). У каждого общества есть свой «декалог» (десять заповедей), то есть своя система нравственности, без коей немыслима жизнь ни одного человеческого общества. И в основных чертах они схожи у разных народов. Ортега-и-Гассет говорит жестко: « Там, где нет норм, там нет и культуры»[60]. Иными словами, для поддержания жизнеспособности общества необходим некий наименьший знаменатель культуры, который выражается в определенном минимуме средств выживания, связанных с соблюдением определенных норм совместного сотрудничества и взаимодействия, а также признания общей системы ценностей. (Примером может служить солидарность советских людей во время Великой Отечественной войны: на фронте, в быту, в чудовищных испытаниях Ленинградской блокады, Сталинградской битвы).
Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных нормативов поведения, основная ценностная форма общественного сознания, выступающая в качестве оценки человеческих поступков.
Тем не менее нравственность предполагает относительную свободу воли. Человеческое существо двойственно по природе: ничто не происходит в нем без борьбы, общественный инстинкт человека ослаблен даром воображения, который порождает индивидуалистические, разрушительные для общества тенденции, ставящие под угрозу само существование человека. Противостояние этим тенденциям выражается в нравственности, выступающей консолидирующей силой, призванной охранять общество от распада и разложения.
В.С. Библер отмечал, что нравственность как явление разумное необходима там, где обнаруживается, что одна и другая возможность данного поступка морально возможны и в то же самое время морально запретны, принятие решения принадлежит человеку и определяет его этические позиции.
Ф.Ницше анализируя корни морали, подчеркивает, важность подчинения человека обычаям и традициям как устоям формирования образа жизни сообщества во всех его проявлениях, социальной регуляции деятельности общества.
Употребляя слова мораль, этика, нравственность в ситуациях их подобия, следовало бы выяснить, каково соотношение этих терминов.
Они близки по смыслу, но возникли в разных языках. Для разъяснения некоторых особенностей их возникновения обратимся к культурологическому словарю.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 852;