Самоконтроль.

Нередко совесть отражает искажение нравственных свойств личности в связи с доминированием материальной заинтересованности или удовлетворения амбициозности. К примеру, прагматизм как стремление к достижению своих целей приводит к тому, что забываются обещания, разрываются договоренности, проявляется неуважение и т.д., то есть в основу отношений закладываются представления, исключающие нравственную составляющую реальных отношений.

Совесть в культурном развитии человека приобрела явно выраженную положительную коннотацию, как и категория нравственности.

Русское слово совесть в первом значении означает «разумение, знание, понимание» как данное извне. В. И. Даль определяет слово совесть как нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла, прирожденная правда, в различной степени развития.

Это определение близко к рассуждениям И.Канта, согласно которым «…Сознание внутреннего судилища в человеке (перед которым его мысли обвиняют и прощают друг друга) есть совесть…дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого, разум человека вынуждает его вести это дело как бы по велению некого другого лица».

Кто может утверждать, что не испытал чувства стыда или подавленности, вспоминая о своих постыдных или недостойных поступках, о совершенной ненароком глупости по отношению к кому-то? Эти тягостные воспоминания нередко преследуют нас всю жизнь, становясь тяжкой душевной болью, или неожиданно возникают, причиняя горькие страдания от невозможности что-либо изменить. И самое искренне раскаяние, к сожалению, не дает никаких гарантий, что подобное человек не совершит вновь.

Существуют различные этические или нравственные идеалы и соответствующие им типы морали. Обратим наше внимание к некоторым из них и попытаемся выделить их основные, характеристические черты.

Гедонизм – ригоризм.

Гедонизм - этика удовольствия, наслаждения как высшее благо для человека, как реализация заложенного в нем стремления к наслаждению. Неумеренное стремление к чувственному удовольствию в конечном итоге губит человека, (такие способы получения гедонистического удовольствия как потребление наркотиков, обжорство, сексуальные излишества, приводят к разрушению организма, его преждевременному ветшанию и исчезновению). Несостоятельность гедонизма, его внутреннюю противоречивость показывал Сократ: не обретя ни памяти, на знания, ни правильного мнения, радуясь, ты не знаешь, чему радуешься, у тебя не с чем сравнивать свою радость, вспоминать, что ты ее испытывал. Однообразие радости приводит к тоске и разочарованию.

« Что счастие? Вечерние прохлады

В темнеющем саду, в лесной глуши?

Иль мрачные порочные услады

Вина, страстей погибели души?»

А. Блок

Ригоризм – этика долга, человек, прежде всего, обязан делать все то, что требует от него долг. Выполнять долг не всегда приятно, конкретное понимание долга различно в зависимости от мировоззрения, философских, идеологических позиций человека. Обращаясь к категорическому императиву И.Канта, можно выделить требование долга человека перед самим собой.

« Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности прошедших дней

До их причины…»

Б. Пастернак

Эгоизм и альтруизм.

Эгоизм (от лат. Ego – Я) - этика жизни для самого себя. Счастье каждого человека является единственным добром, даже в ущерб благу других людей.

Альтруизм (от лат. alter – другой) – этика жизни для других. Свои интересы приносятся в жертву возможности что- то полезное совершить для других.В реальной жизни альтруист максимально быстро исчерпывает свои возможности жизни для других, хотя черты характера, присущие альтруисту, несомненное украшение человека.

«О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

безличное – очеловечить,

несбывшееся - воплотить!»

А. Блок

 

Индивидуализм и коллективизм.

Индивидуализм исходит из признания независимости личности, не считаясь с мнением окружающих, личное превыше интересов общества. Предельным выражением индивидуализма является эгоизм. Социальные отношения диктуются общностью индивидуальных интересов и притязаний и поэтому подлежат изменению по мере изменения их во времени. Принадлежность индивидуума к каким - либо объединениям основана на рациональном удобстве, исходя из представившихся возможностей и личного интереса, легко разрываются социальные связи и обязанности. Индивидуалисты обладают большими возможностями в выборе тех, с кем хотели б иметь дело, но при возникновении проблем, они не могут с легкостью обратиться за помощью к окружающим.

Коллективизм основывается на подчиненности личности в мыслях и поступках коллективу. Общественное выше личного, что лишает человека самостоятельности, отстаивания новаций, отличных от принятых представлений. Крайняя позиция - человек – «винтик». Индивид склонен идентифицировать себя с тотально значимой группой, посредством сложнейших взаимных обязательств и ожиданий, не подлежащих обсуждению. Коллективисты платят свою цену в виде экономических и социальных ограничений, пожиная плоды в виде социальной поддержки.

Можно привести примеры противопоставления мужской и женской этики, этики сотрудничества и этики борьбы.

 








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 583;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.