Характеристика курса.
Риторика как наука делится обычно на общую риторику и частные риторики.
Общая риторика знакомит с понятиями терминами науки о грамотной речи. Частные – такие, как, например, судебная, деловая, торжественная – это свод правил речевого поведения для специалистов той или иной области деятельности.
Предлагаемый курс лекций «Основы риторики» - это общая риторика, хотя в ней учитывается специфика журналистского образования в РУДН. Он призван подготовить студента к освоению специальных дисциплин, таких, как «Практическая риторика», «Работа журналиста в газете», «Радиожурналистика», «Тележурналистика». Эти дисциплины можно назвать частными риториками.
Структура курса.
Курс "Основы риторики" состоит из трёх разделов. В первом, который называется "Историко-философское введение", рассказывается о зарождении риторики в древней Греции, о философском обосновании свободы слова софистами, о становлении риторической античной традиции и об итогах античной риторики вплоть до Квинтилиана. Особое место отведено рассмотрению гомилетики - науки о христианской проповеди, рассказывается о конфликте между риторикой и гомилетикой. Раздел даёт целостную картину двух взаимосвязанных и противоборствующих направлений в европейской речевой культуре - риторического, основанного на рассудочной, письменной речи, и гомилетического - основанием которого является живое искреннее слово.
Во втором разделе, который называется "Классический риторический канон» говорится о созданном в античности своде правил порождения текста и современном его понимании.
Третий раздел лекций, который называется "Диалогика", знакомит студентов с правилами организации плодотворной дискуссии и основами спора.
Риторика в системе тривиума. (К проблеме определения понятия «риторика»)
В практике преподавания риторики сталкиваешься с неоднозначностью толкования самого понятия «риторика». Известно множество определений этому слову. Каждое время по-своему понимало, что изучает риторика и что именно надо преподавать. Произвольность толкования давало творческую свободу каждому учителю, но вызывало недоумение у учеников. Такое положение неизбежно приводит к необходимости какой-то унификации понятий. Что же изучает риторика как наука, чему учить?
Известная аксиома гласит, что явление может быть правильно понятым только в том случае, если известно его происхождение. Обычно происхождение этой науки и практики связывают с победой демократии в древней Греции. Риторика возникла для обслуживания демократических процедур (выборы, суд, совещания и т.п.). Всё происходило как бы постепенно. И такого объяснения, на первый взгляд, достаточно.
Но в каждом, казалось бы, плавном и постепенном процессе есть некоторые «взрывные» точки, моменты перехода количества в качество. То же и в истории становления изучаемой нами науки. Вполне допустимо говорить не о постепенности, а об одномоментности её возникновения, о существовании, некоторого «исходного феномена» риторики.
Этот момент достаточно чётко обнаруживается в истории древней Греции. Имеется в виду важнейшее событие - введение писаных законов при осуществления правосудия - реформу, осуществлённую в Афинах в 621 до н.э. Драконом[1] и имевшую далеко идущие, можно сказать, катастрофические последствия. По требованию демоса, который был в постоянном противостоянии с родовой аристократией, законы были впервые записаны на каменных таблицах и выставлены на главной площади Афин. Прежде существовавший в живом, устном предании, закон в буквальном смысле «окаменел» и стал мёртвой буквой.
До этого времени суд при вынесении приговора руководствовался обычаем, завещанным предками. Естественно, что ареопаг, состоявший из представителей коренных жителей Афин, аристократов, выносил решения, не отвечавшие интересам демоса. Судилища были вопиюще несправедливыми ещё и потому, что среди судей процветало взяточничество. Так что толкование обычного права, понимание справедливости были зачастую произвольными. Для наведения порядка и были выдвинуты требования записать закон с тем, чтобы утвердить его (сделать его твёрдым, неизменным) и уравнять перед ним всех граждан. Что и было сделано Драконом, занимавшим в это время должность архонта, то есть высшего должностного лица, происходившим из аристократов-эвпатридов. Видимо, государство уже стояло на пороге гражданской войны и для её предотвращения была сделана крупная уступка демосу, получившему таким образом равные гражданские права.
Теперь всякий мог пожаловаться и указать пальцем на статью закона, которая была нарушена его обидчиком. В суде стороны вступали в открытое словесное состязание. Каждый должен был защищать себя сам, так как не существовало ещё наёмных адвокатов. Виновный, в соответствии с этим чрезвычайно суровым законодательством, обычно приговаривался к смерти (даже за такой, казалось бы, пустяк, как кража овощей у соседа). Начались процессы и многочисленные казни. Народ ужаснулся этому нововведению, за которое так ратовали прежде. С тех пор и появилось выражение «драконовские меры», то есть чрезвычайно жестокие меры по наведению общественного порядка.
С началом возвеличивания демоса и поражения аристократов, красноречие – прежде всего судебное - становится жизненно важным навыком афинского гражданина: не умевший убедительно говорить в суде подвергал себя риску расстаться с жизнью.
Красноречие «родилось из распри» (Цицерон) именно как орудие борьбы. Момент торжества писаного закона вполне возможно определить как момент рождения риторики как средства физически уничтожать врага посредством слова. На эту отправную по сути точку в истории риторики обычно не обращают внимания её исследователи.
Что требовалось от оратора, чтобы победить врага, склонив мнение судей в свою пользу? Тут, видимо, не одно, а по меньшей мере, три умения, которыми должен был обладать всякий попадавший в суд.
1. Умение читать (быть грамотным, знать текст законов).
2. Умение логически доказать обвинение: сообщить о факте преступления, соотнести его со статьёй закона (квалифицировать преступление), и потребовать соответствующего наказания.
3. Умение опровергнуть обвинение: показать ложность обвинения, разоблачить несостоятельность аргументов, показать ошибку в рассуждении противника.
Третье из этих умений, пожалуй, является самым главное.
Но если обвинение (возьмём крайний случай) абсолютно доказано, факт нарушения закона не вызывает сомнения ни у кого из присутствующих, то как можно назвать умение, которое позволит обвиняемому избежать страшной участи? Я бы назвал это умением спорить против очевидного, по-другому наглостью или бесстыдством. Спасая себя, преступник не остановится ни перед какими хитростями, начнёт играть словами, строить всевозможные софизмы…
Видимо, на первых порах применения драконовских законов народ в Аттике ещё не обладал подобными способностями в полной мере. Потому-то, наверное, число смертных приговоров было очень большим. Спустя столетия афиняне с ужасом вспоминали «драконовские меры».
Народное творчество разработало методы борьбы с суровым судопроизводством: граждане поневоле стали грамотнее, логичнее и речистее… Война всех против всех – а это и есть одно из определений демократии – сформировала и особый характер афинского народа. Современники отмечали его поразительную склочность, любовь к пересудам и разговорам.
Но вернёмся к трём жизненно важным гражданским навыкам. Можно предположить, что потребность в умениях читать, говорить, рассуждать – вызвали рождение системы образования из трёх главных предметов - грамматики, риторики и диалектики – классического тривиума. Без знания этого набора из трёх предметов, основы основ свободных искусств (artes liberales), человек не мог быть полноценным гражданином и чувствовать себя в безопасности.
Отношение к этим наукам было неравнозначным. Грамматику и логику (диалектику, философию) общество обычно не считало чем-то предосудительным. Но в риторике сразу увидели опасное ремесло. Серьёзные люди осуждали риторические школы, в которых, как они говорили, юношей учат бесстыдству. Действительно, ритор-софист своё мастерство демонстрировал путём доказательства какого-нибудь тезиса и последующим опровержением только что доказанного. Поэтому в общественном мнении риторика была то же, что и софистика и эристика и вообще полное моральное разложение.
Аристотель, сам преподававший у Платона в академии риторику, сумел отделить от неё логику как науку о правильном рассуждении, о законах мышления. Риторику он обозначил как умение находить доказательства, практику правдоподобной речи. То есть не сумел снять с неё до конца сократовское обвинение в том, что это не более, чем ловкость. В своей «Риторике» великий философ признаёт, что помимо рационального доказательства часто используются приёмы воздействия на чувства слушателя.
В средневековых университетах риторику тоже особенно не жаловали, отводя ей роль вспомогательной дисциплины. Известно осторожное или негативное отношение к науке о витийстве и в последующих веках. Неоднократно говорили и о смерти риторики. Тем не менее, спрос на неё то и дело возникал, особенно в предреволюционные эпохи, накануне общественных катаклизмов.
Риторика являет вид не строгого доказательства, а только правдоподобного, речь не от сердца, а продуманная, искусственная речь деятеля. «Риторика всегда там, где человек сначала думает, а потом говорит» (М.Л.Гаспаров).
Риторика – наука о грамотной речи. Правомерно ли такое определение её предмета? Думается, да. И вот почему.
1. Это особая речь оформляется в связи с введением писаного закона.
2. Риторика опирается на собственно письменный текст. Перо, как известно, лучший наставник в красноречии.
3. Риторическая речь основывается на предварительном продумывании: она «пишется» вначале в уме оратора, обдумывается, редактируется. Это не духовная реакция на слова собеседника. Ритор держит в запасе массу шаблонов и образцов, вычитанных им из книг. Его речь искусственна, искусно грамотна. «Говорит как по писаному».
4. Данное определение не противоречит ни одному из известных определений риторики (умение находить доказательства, говорить хорошо, говорить красиво, эффективно и т.п.).
Итак, риторика – наука о грамотной речи, то есть о той, которая предварительно пишется (продумывается) а потом только произносится. Учить риторике – значит учить обдумывать, писать и произносить речи.
Но эти же три задачи обязательно ставятся и в двух других дисциплинах тривиума, но только там иные предпочтения. Грамматика прежде всего учит правильно писать, но вместе с тем и правильно читать (произносить) текст и думать над его строением. В логике ученик записывает и решает задачи или произносит вслух рассуждение, обращая внимание на соблюдение законов формальной логики. А вот в риторике главное - умение произносить. Поэтому античный тривиум - органическая система, связывающая три неразрывные науки. Их связь можно изобразить в виде трёх пересекающихся кругов. Мы видим, что у риторики есть общие места с грамматикой и диалектикой. А это значит, что в курсе риторики должны присутствовать разделы из этих двух наук. Риторику нельзя освоить без знания основ грамматики, а с другой стороны, без знания основ логики и шире – философии. В этой междисциплинарности заключается трудность изучения и преподавания риторики. От учителя требуется широта знаний, хорошая филологическая и философская подготовка, что встречается нечасто.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 494;