ВВЕДЕНИЕ. Историко-философское введение.
Пряхин М.Н.
Основы риторики
Часть первая.
Историко-философское введение.
тексты лекций для студентов первого курса
по направлению «журналистика»
и специальности «связи с общественностью
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Характеристика курса. 5
Структура курса. 5
Риторика в системе тривиума. (К проблеме определения понятия «риторика») 6
«Журналист»: определение понятия в свете риторической теории. 12
Риторический минимум - ориентир в преподавании журналистики. 14
Раздел первый. Историко-философское введение. 15
"Софисты - творцы античной риторики". 15
Протагор. 17
Горгий. 20
Исократ. 24
Демосфен. 25
Критика софистики Сократом. 26
Риторика Аристотеля. 30
Римская риторика. Цицерон. 35
О трактатах Цицерона. 42
После Цицерона. 46
Квинтилиан и итоги античной риторики. 47
Риторика и гомилетика. 49
ВВЕДЕНИЕ
Риторика ( от греческого слова - το ρητοριον – ораторское искусство; ρεσις – речь, изречение, слово, сентенция, очевидно, восходящее к ρεω – течь, в переносном смысле – стремиться, устремляться) в общепринятом смысле искусство красноречия, ораторское искусство. Термин часто употребляется в ироническом смысле как синоним краснобайства, пустословия. Существуют десятки определений риторики, которые разделяются на три группы.
1. "Искусство убеждения" - определение, свойственное античной традиции. Известно определение Аристотеля: "способность находить убеждения относительно каждого данного предмета"
2. "Искусство говорить хорошо" таково определение, пришедшее к нам из древнего Рима.
3 "Искусство украшения (речи)» - определение, бытовавшее во времена европейского Возрождения.
В наиболее общем виде риторика - искусство речевого воздействия. Одно из самых удачных определений принадлежит М.В.Ломоносову:
"Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и писать и тем преклонять других к своему об оной мнению". Такое понимание соединяет достоинства всех трёх основных групп определений.
Возникновение риторики как особого искусства (умения) и науки об этом искусстве относится, очевидно, к шестому - пятому в.в. до Р.Х. когда развивается судопроизводство в античных городах-государствах Греции. Умение говорить эффективно, неопровержимо не является, конечно, порождением именно того времени; красноречие - обязательная часть всякой национальной культуры. Но если говорить о риторике в её современном европейском понимании, то это, прежде всего, красноречие, основанное на использовании письменности. От обычной человеческой речи слово ритора отличается своей искусственностью, неестественностью. Вместе с тем она отличается огромной силой, противостоять которой трудно: речь не от сердца, а от ума. В основе риторического слова лежит предварительно обдуманная, написанная и даже отрепетированная речь. Это текст письменный, но выдаваемый за живой, устный. Недаром творцы риторики как науки - греческие софисты в большинстве случаев занимались логографией, то есть зарабатывали на жизнь в качестве наёмных сочинителей речей для судебных процессов. Они готовили обвинительные и защитительные речи для спорящих сторон. Те в свою очередь заучивали текст наизусть и произносили его в суде (профессиональных юристов античная Греция не знала, и потому судившиеся должны были на судебном заседании выступать самостоятельно).
Риторику можно назвать наукой о грамотной речи. Ораторская речь - это процесс явного или неявного чтения (произнесения) предварительно написанного тем или иным образом текста.
Речь дописьменной эпохи имеет другую природу - живое слово, не знающее почти момента обдумывания, молчаливого фиксирования. Оно безыскусно, сердечно, искренно.
Речь грамотного человека несколько риторична; у детей или простых людей более жива. Крайности проявления риторики - это абсолютно искусственная речь: например, чтение доклада на официальном собрании; оратор тут предстаёт скорее как говорящая машина. Противоположный полюс речевого поведения - говорение в момент озарения или исступления, когда речь взволнованно льётся как бы сама собою. В обычном повседневном нашем обиходе мы находимся между двумя этими полюсами.
Профессиональные риторы (например, теле- и радиожурналисты), по сути своей чтецы-исполнители чтобы не уходить от золотой середины, заботятся о "разговорности" своей речи; а тот, кто говорит экспромтом, памятует о том, чтобы говорить "как по писаному".
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 600;