Глобализация– это начинающиеся в условиях капиталистического общества процессы усиления взаимозависимости между регионами и странами, которые принимают всеобщий характер.
Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом.
Большинство социологов разделяют мнение Норберта Элиаса, согласно которому социология возможна лишь как социология мирового сообщества.
В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племен, царств, империй и кончая еще относительно недавно наиболее широко распространенной формой - национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность, которая нс пересекалась и была несоизмерима с остальными.
Современное общество являет собой совершенно иную картину.
В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба:
– политические и военные блоки (например, НАТО),
– коалиции правящих групп (например, «Большая семерка»),
– континентальные или региональные объединения (например, Европейское сообщество),
– всемирные международные организации (в первую очередь ООН и ее специализированные подразделения).
– контуры всемирного правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными учреждениями (например, Европейский парламент, Международный трибунал или Интерпол), и признаки растущей политической однородности.
– началась т.н. «третья волна демократизации», о которой писал Самуэль Хантигтон в своей знаменитой работе «Третья волна».Волны демократизации, на его взгляд, пришлись на 1828–1926 – 1-ая волна; 1943–1962 – 2-ая волна; третья – с 1975 года. Она прошла над миром, не затронув только жесткие авторитарные и тоталитарные режимы.
Благодаря 3-ей волне демократизации в большинстве стран мира появились такие типичные для демократии институты как парламенты, выборы, активные предвыборные кампании, активное общественное мнение и др. Процессы демократизации в Латинской Америке, южной Европе и посткоммунистических странах свидетельствуют о том, что парламентская демократия становится поистине «универсальной, доминирующей политической формой на земном шаре»
– формируется концепция «глобальной истории». На первое место выходят не государства, регионы, области, а наднациональные и надгосударственные образования. Проще говоря, в глобальном мире история протекает иначе: у нее формируются новые движущие силы, новые механизмы и новые направления, и это нельзя игнорировать.
События в одной стране влияют на другие страны (финансовый кризис в США; контракты РФ с Ираном в области атомной энергетике.
В экономической сферепроявляется УНИФОРМИЗАЦИЯ
– капитализм с ХV века (теория «мировых систем» И.Валлерстайна ) становится «мировой системой». Крах плановой системы социализма вместе с распадом мировой системы социализма (в СССР и странах Восточной Европы)
– наднациональная координации и интеграции (ОПЕК, ЕС);
– региональные и мировые экономические соглашения
– глобальное разделение труда
– трудовая деятельность и образ жизни ряда социальных групп (менеджеры, финансисты, ученые, спортсмены и др.) оторваны от конкретного места (города, страны)
– увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.
Штаб-квартиры ряда подобных корпораций находятся в конкретных странах (например, «Ниссан» или «Тойота»), другие утратили национальные корни и действуют по всему миру, используя местные субсидии и т.д. (например, «Пепси-Кола», «МакДональдс», «Дженерал Моторс»).
Это новые могущественные силы в мировой экономике. С кончиной планово-командной экономики рынок, похоже, становится «универсальным», единым экономическим механизмом, охватывающим весь мир. Отметим молниеносность, с которой финансовые рынки реагируют на события в отдельных, даже наиболее географически удаленных странах
–
Вкультуре доминирует тенденция к единообразию – ГОМОГЕНИЗАЦИИ:
– складывается общий язык. Идея международного языка ЭСПЕРАНТО не прижилась. Зато английский язык берет на себя роль средства профессионального общения в науке, технике, бизнесе, в области компьютерной техники, транспорта, а также роль средства межличностного общения в путешествиях или туризме.
– средства массовой информации, в частности ТВ, Интернет превращают нашу планету в «большую деревню» Глобальный Gemeinschaft(Маклуэн)
– унификация вкусов, потребительского рынка, моды. Миллионы людей, которые становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же социокультурному опыту: спортивные соревнования, футбольные матчи, олимпиада, рок-концерты, автомобили, стили одежды, архитектура, музыкальные хиты, фильмы, к.идут одновременно в десятках стран и т.д.
– проявляется феномен «кока-колизации»: одни и те же потребительские товары распространяются повсеместно в разных странах
– унификация обработки информации: одни и те же программы, используемые во всем мире, становятся единым образцом организации и обработки данных и информации
– миграции, временная работа за границей, туризм обеспечивают непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.
В массовом сознании:
– формируется региональная идентичность, когдапонятие «мы»выходят за рамки отдельного национального государства. Например, «МЫ – европейцы». В сознании людей в разных странах зреет мировая солидарность. Это связано, в первую очередь, с идеей естественных прав человека, которые имеют универсальное значение в отличие от политических или социальных прав.
– с другой, стороны, формируется локальная идентичность, или оборонительное сознание, направленное на защиту самобытной культуры, традиций, образа жизни. В связи с этим, Мишель Маффесоли пишет о рождении «племенной культуры».
«Глобальность является в сущности неизбежной проблемой современного мира»
Она несет с собой как опасности, так и надежды, и люди должны это осознавать:
1. рост неравенства между различными странами и регионами мира и возникновение стран «третьего мира»
2. появились глобальные проблемы современности.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 3969;