Предпосылки культуры.
Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует.Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:
- средством утоления жажды,
- способом получения электроэнергии,
- средством транспортировки грузов,
- религиозным символом,
- санитарно-гигиеническим средством,
- местом развлечения, игр, отдыха,
- границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д.
Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры.
Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст.
В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это — языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления.
Итак, вывод: культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она – искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений – среда.
Черты культуры.
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, илипервокирпичики.
Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.
Совокупность первых создает особую форму культуры — материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называютартефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Они — тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника — галстука.
Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.
культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.
Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.
Сделаем вывод: культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им – артефакты, ибо это искусственно созданные вещи и идеи.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 819;