ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
Эти общности называют такжекровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на +которой выступает семья.
семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец,
мать, дети).
Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды
объединялись в кланы.
клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
- Этнос –это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, что определяется ощущением комплиментарности(«свой»-«чужой»), и отличающееся своеобразным стереотипом поведения.
племя –более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития — в нации.
народность –этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.
нация –автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены обшим ценностям и институтам.Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них необязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации, классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Таким образом, можнозаключить: реальныегруппы порождают реальные проблемы для общества. Номинальные позволяют решить проблемы хозяйственного плана:
составить нужное расписание транспорта;
рассчитать вакансии для специалистов конкретного профиля и т.д.
Действительно, трудно представить себе, чтобы общество сотрясали противоречия, скажем, между пассажирами дальних и ближних поездов. Но вот проблема беженцев или "утечки мозгов", связанная с реальными группами, выделенными по территориальному признаку, беспокоит не только кабинетных ученых, но и практиков: политиков, правительство, органы социальной защиты, министерства.
4. Между реальными и номинальными группами находятся агрегаты -
совокупность людей, выделенных на основе поведенческих признаков. Это случайное скопление народа.
К ним относят
Толпу
2. Аудиторию, зрителей(радио, телевидения)
3. Публику(кино, театра, стадиона),
Толпа – любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. Автор теории «психологии толпы» Ле Бон выделяет ряд особенностей толпы:
1. усиливает эмоции и дает им свободный выход;
2. люди подверженны деморализации и брутальной (животной) жестокости; отказ от принятых правил морали и обычаев. Проявление низменных инстинктов. Люди готовы убивать, грабить, жечь, ломать, хотя вне толпы они этого бы не сделали.
3. внушаемость и подверженность давлению со стороны лидеров, вождей-самозванцев;
4. «стадное поведение», подражание, психическое заражение, «социальная заразительность» действий в толпе;
5. анонимность;
6. скученность (давка, физический дискомфорт), как следствие драка, оскорбление, конфликт.
Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу.
Различают четыре основных типа толпы:
- случайную,
- конвенциональную,
- экспрессивную,
- активную.
Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиров в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающихся по набережной, зевак, наблюдающих транспортное происшествие.
Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.
Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.
Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставших обычаем. Когда в 80-е годы чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.
экспрессивная толпа собирается для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.
Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок— фестивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.
активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.
Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, или агрессивную толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
Публика – духовная общность, в основе которой лежит сходство мнений. Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог Габриель де Тард (1843 — 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом,публика представляет собой духовнуюобщность
По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже – радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1508;