Вопрос. В отличие от позитивистских взглядов основателей социологии, представители классической социологии предлагает исследовать общество как особую социальную
В отличие от позитивистских взглядов основателей социологии, представители классической социологии предлагает исследовать общество как особую социальную реальность, не сводимую к физическим, химическим, биологическим субстанциям.
Представителем классической немецкой социологии был Макс Вебер.
МАКС ВЕБЕР [MAX WEBER ] (1864-1920)
Деятельность немецкого ученого Макса Вебера оказала глубокое влияние на современную социологию. Вебер был выдающимся исследователем. Он внес огромный вклад в развитие социологической теории. Он работал в таких областях, как методология, социология религии и организации, стратификация и политическая социология.
Макс Вебер был самым старшим из семи детей, родившихся в семье влиятельного немецкого политического деятеля. Мать воспитала в нем глубокую веру в кальвинизм. Хотя в семье часто происходили ссоры между родителями, в доме царила вдохновляющая, высокоинтеллектуальная атмосфера. Время от времени в нем бывали ведущие немецкие ученые. К моменту поступления в университет Вебер уже прочитал произведения немецких писателей-классиков и труды великих немецких философов. В 1891 г., вскоре после получения степени доктора наук, он занялся ежедневным упорным трудом и в течение нескольких лет написал несколько важных книг и статей. В 1886 г. он согласился занять должность профессора экономики в Гейдельбергском университете, но через несколько лет был вынужден уйти в отставку после тяжелого нервного потрясения.
Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. В этом отношении его взгляды противоречат точке зрения Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. Вебер считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов.
Таким образом, он полагал, что ученые в области социальных наук должны исследовать мотивы поступков людей и значения, которые они придают собственному поведению и действиям других. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных человеческих общностей.
Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например, забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково.
Занимаясь изучением религии в течение длительного времени, Вебер показал, что ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. Он описал, как вера побуждала кальвинистов к жизни, исполненной труда и бережливости; оба эти качества способствовали развитию современного капитализма. Статья, в которой Вебер впервые предположил эту взаимосвязь, названная"Протестантская этика и дух капитализма", была лишь первой его работой о религии. В дальнейшем он провел обширные сравнительные исследования конфуцианства даосизма, индуизма, буддизма, иудаизма. В них Вебер выявлял взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями.
Кроме того, Вебер был сторонником строго объективного подхода к социологии. В этом отношении он не разделял точку зрения Конта и Маркса, которые считали, что ученый одновременно должен быть реформатором или революционером. Хотя ценности неизбежно оказывают влияние на выбор объектов исследования, ученые, по мнению Вебера, должны придерживаться нейтрального отношения к этим объектам.
Вебер был основателем «понимающей» социологии и «теории социального действия.»
В чем специфика социологического подхода к исследованию поведения индивида?
По-мнению Вебера, лишь то поведение можно считать социальным, которое отвечает ряду требований:
а) поведение должно быть ОСМЫСЛЕННЫМ, ибо только его можно понять (в отличие от биологической клетки или сумасшедшего). Поэтому социология должна быть «понимающей».
б) поведение должно быть не просто действием, а СОЦИАЛЬНЫМ действием, т.е.
1) быть ориентированным на поведение другого человека,
2) быть обусловлено определенными мотивами, целью.
Не является СОЦИАЛЬНЫМ:
ü действие подражательного плана (массовый психоз)
ü действие, ориентированое на вещественные предметы (например, ремонт машины).
1. ВИДЫ социального действия:
· целерациональное - рациональное по отношению к цели;
· ценностно-рациональное - рациональное по отношению к ценности;
· аффектный поступок - эмоциональная реакция;
· традиционный тип поведения - привычка, обычаи, обряды.
Каждое их низ обладает различное степенью рациональности.
Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными(осознанными).
Социология должна изучать целерациональные действия, но они встречаются в чистом виде редко.
2. Вебер разрабатывает категорию РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ применительно к бюрократии (рациональная бюрократия сможет решить проблемы капиталистического общества.).
В работе “Протестантская этика и дух капитализма” выработанная Вебером методология анализа социальных явлений получила наиболее отчетливое выражение. Здесь социолог показывает логику развития процесса рационализации общества - процесса, определяющего сущность перехода от аграрного общества к индустриальному. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, и именно изменения в духовной сфере (возникновение протестантской этики как процесс рационализации христианства) оказываются исходными, определяющими, делают возможным возникновение новых (буржуазных) социально-политических и экономических структур. Вебер, таким образом, намечает альтернативный марксову способ анализа общества, при котором экономическая сфера жизнедеятельности утрачивает свою детерминирующую роль и оказывается в положении детерминируемой духовной сферой. Однако в работах Вебера основные понятия (“идеальный тип”, “социальное действие”) разрабатываются как внутренне противоречивые, что нашло отражение в перипетиях последующей теоретической судьбы его социологической концепции. Социология Вебера оказала решающее воздействие на формирование основных альтернативных школ современной социологии, на рубеже 70-80-х годов вновь возросший интерес к Веберу получил название “веберовского ренессанса”, но и до сих пор его теория служит источником полемики и конфронтации по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания.
М. Вебер:
«Хозяйство и общество»,
«Политика как профессия и призвание»,
«Хозяйственная этика мировых религий».
М.Вебер разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании, основы социологии религии, экономической социологии и социологии труда, социологии города, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и статусных групп, основы политологии и института власти, учение о социальной истории общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института собственности. Все достижения М.Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны.
Благодаря М.Веберу, а также его коллегам Ф.Теннису и Г.Зиммелю немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до первой мировой войны.
Другой представитель классической социологии Эмиль Дюркгейм также видел в обществе отличную от всех других видов особую социальную реальность.
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ [EMILE DURKHEIM ] (1858-1917)
Эмиль Дюркгейм был одним из основателей современной социологии. Он родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином. Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне
Он предлагает исследовать общество через социальные факты, совокупность которых и есть общество.
· Социальные факты - это и есть предмет социологии. Их два вида:
1) морфологические или материальные: плотность населения, наличие коммуникаций, характер поселения людей, денежная система.
2) духовные: коллективное сознание, правила поведения, законы, обычаи, обряды, язык, религия, мораль имеют священный характер. Их характеристика: а) объективность и независимость от человека, и б) могут носить принудительный характер.
В концепции Дюркгейма важное место занимает ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ.
В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что общество
движется от механической солидарности к органической.
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:
1) механической солидарности (доиндустриальное общество);
2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество).
Для ранней стадии, механической солидарности, характерны
жесткая регламентация,
подчинение личности требованиям коллектива,
минимальный уровень разделения труда,
отсутствие специализации,
единообразие чувств и верований,
господство обычаев над формальным правом,
деспотическое управление,
неразвитость личности,
преобладание коллективной собственности.
На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество,
сокращается тирания коллективного сознания
возрастает суверенитет отдельной личности
появляется понятие частной жизни.
на смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация (ее нынешняя форма – промышленная компания)
индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности
место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция
классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами
Рис.14
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис
Идею солидарности Эмиль Дюркгейм противопоставляет идее классовой борьбы К.Маркса через создание профессиональных организаций, объединений. Социализм – это не политический, не экономический вопрос. Это вопрос 1) организации, 2) морали, т.е. СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС.
Он решается за счет:
– уменьшения рабочего дня,
– увеличение привилегий трудящихся,
– увеличение зарплаты
Ибо требования рабочих бесконечны. Необходимо подчинить экономику моральной власти, источником которой выступает не государство, не семья, а профессиональные объединения. Благодаря их авторитету восстановится дисциплина и желания людей будут ограничены.
Э.Дюркгейм:
«О разделении общественного труда»,
«Правила социологического метода»,
«Социологический ежегодник
3 вопрос. – Карл Маркс(1818-1883) разработал совершенно иной, чем западные социологи подход к пониманию общества. Он был сторонником революционного пути изменения общества, тогда как все другие социологи – реформистского. История, в концепции Маркса, развивается как естественно-исторический процесс через смену общественно-экономических формаций. В рамках западной цивилизации Маркс выделяет пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая, в его представлении, наступит в будущем. Каждая общественно-экономическая формация предстает одновременно и как тип общества, и как стадия всемирно-исторического процесса. В основе общества (общественно-экономической формации) согласно материалистическому пониманию истории Маркса лежит способ материального производства в единстве его двух сторон – производительных сил (земля, машины, сырье, здания, капитал), которые служат для производства необходимых материальных благ, и производственных отношений, которые устанавливаются между людьми в процессе производства, создания необходимых благ. В основе производственных отношений лежат отношения собственности между теми, кто владеет и не владеет средствами производства, то есть теми, кто предоставляет эти средства производства, и теми, кто работает и использует их в своей трудовой деятельности. Стараясь справиться с вызовами природе и лучше обеспечить свои потребности, люди развивают производительные силы (совершают открытия, внедряют изобретения). Однако новые производительные силы требуют изменения производственных отношений (например, машинное производство требует большого количества рабочих рук на заводах и фабриках, а этому противоречит феодальный принцип прикрепления крестьянина к земле; ликвидировав этот принцип, общество освобождает массы людей, которые можно использовать в качестве рабочей силы в промышленности. Таким образом, развитие производительных сил неизбежно ведет к изменению способа производства, вместе с которым изменяются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества (политический режим, система институтов, законодательные предписания). Противоречия, которые накапливаются в обществе, разрешаются с помощью социальной революции. Субъектами, осуществляющими смену формаций, являются в представлении Маркса, социальные классы, конфликтующие друг с другом. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет и присваивает неоплаченный труд. Эксплуатацию нельзя реформировать – ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое, коммунистическое. Переход к коммунистической формации, «царству свободы», в концепции Маркса, должен осуществить рабочий класс посредством пролетарской революции. В свете современного исторического опыта ( в том числе, и в нашей стране), эта часть теории Маркса – надежда на полное и окончательное освобождение человечества – оказалась наиболее уязвимой и бесконечно далекой от осуществления. Наиболее важными для социолога работами Маркса являются «Манифест Коммунистической партии» (совместно с Ф.Энгельсом), «Капитал», «Классовая борьба во Франции с 1848по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии. Предисловие».
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1417;