Культура Византии

Византия занимает особое место в истории европейской культуры. Ее культура возникла в государстве, существовавшем с конца IV до середины XV в. со столицей Константинополем (ныне Стамбул) после раздела Римской империи на две части – восточную и западную. Своё название государство получило позже; сами византийцы гордо называли себя ромеями. Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской империи, состоит в том, что она возникла и существовала в своего рода пограничной ситуации. Византия была частью античного мира, но именно там, в Византии, возникла и достигла наивысшего расцвета православная ветвь средневековой культуры. Для культуры Византии характерны одновременно торжественная пышность и духовность, изящество формы и глубина мысли. К особенностям византийской культуры можно отнести:

1) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;

2) сохранение традиций античной цивилизации, послуживших впоследствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса;

3) крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества;

4) формирование православия, повлиявшего на философско-богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей.

В трудах византийских мыслителей раннего периода – Василия Кесарийского и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией. Среди философов развернулись ожесточенные бого­словские споры. Ставился вопрос о смысле человеческого существо­вания, месте человека во вселенной, о его возможностях. В этих спорах выразилась идейная борьба между антропологическим максимализмом, считавшим возможным растворение человеческой природы в божественной и тем самым поднимавшим человека до невиданных в античном мире высот, и антропологическим минимализмом, всецело подчинявшим человека божеству и низводящим человечество до крайней степени самоуничижения. В мироощущении европейского средневековья укоренилась вторая концепция, для Древней Руси более приемлемой оказалась первая, Византия же продемонстрировала постепенную эволюцию от первой ко второй.

Мыслители Византии энергично выступают за использование всего лучшего, что было дано человечеству античной культурой. Христианские богословы, писатели, проповедники заимствуют из сокровищницы греко-римской культуры простоту и разнообразие философской мысли, гераклитову диалектику, аристотелевскую логику, умело используя практичность и красноречивость античной риторики. Во всех сферах знания, в литературе, искусстве наблюдается удивительное смешение языческой мифологии и христианской мистики. В художественном творчестве все сильнее заметно соединение мистицизма с жизненностью бытового колорита, набожности с деловым практицизмом.

Опираясь на традиции античной эстетики, византийцы видели в искусстве в первую очередь инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека. Музыка, живопись, архитекту­ра, словесные искусства выступают в понимании византийских мыслите­лей посредниками постижения истины, являются источниками нравственного совершенствования человека, способствуют снятию негативных эмоций и ведут в конечном счете к духовному преображе­нию. Музыка для византийских мыслителей была ничем иным, как призывом не допускать в жизни ничего немузыкального, нестройного, несозвучного. Музыка, таким образом, представлялась мыслителям некоторым камертоном, по которому должен быть “настроен” образ человеческой жизни. Искусство осмысливалось как крайне важный в человеческой жизни нравственно-эстетический феномен. Психологичес­кий аспект византийцы усматривали не только в музыке, но практически во всех искусствах. В византийской художественной культуре были слиты два начала – пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особен­но ярко это проявилось в архитектуре церквей и соборов Византии.

Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классичес­кого типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую – внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика в Древнем Риме использовалась для создания массивных зданий чисто светского назначения. В Византии – это исключительно храмовые постройки, прямоугольные в плане и вытянутые в длину, разделенные на три, пять и более продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной – вход. Другой тип конструкции храма – крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, а четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.

Примером редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский Собор Святой Софии. Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внутри поражает объёмом, невесомостью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего, купола. Беломраморное кружево капителей, инкрустация из цветного мрамора изысканных нежных оттенков, мерцание многоцветных мозаик, превосходная акустика, лучи солнца, озаряющие подкупольное пространство, оставляя в полумраке боковые пределы, – всё это свидетельство удивительного мастерства византийских зодчих и художников. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

Славилась Византия не только архитектурными шедеврами, но и другими видами изобразительного искусства. Главные формы византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы; книжные миниатюры, которые также весьма почитаемы. Мозаика– вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты; получила особую значимость в художественной культуре Византии. Византийские мастера умели использовать живописные эффекты смальты, очень точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Они учитывали также законы оптического слияния цветов при восприятии мозаичных панно с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах Равенны, города на побережье Адриатики, некогда столицы Королевства Остготов, потом крупного культурного центра Византии. Здесь в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодориха, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V-VII вв. того переломного времени, когда на перепутье истории встретились Рим и Византия, античность и средневековье. Мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V столетия, украшен внутри удивительными мозаиками: из густой мерцающей синевы выступают задрапированные на античный лад фигуры христианских мучеников, расстилаются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами. Здесь же в Равенне, в церкви Сан-Витали, находятся величественные красочные мозаичные изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитами.

В Византии формируется иконопись, христианская станковая культовая живопись, дававшая церкви возможность оказывать мощное идеологическое воздействие на широкие слои населения страны и приносящая немалые доходы. Но именно здесь, в Византии, происходит и первое столкновение государства и церкви, нашедшее отражение в иконоборчестве. Иконоборчество– в широком смысле социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон. В более узком и жизненном значении – борьба военной землевладельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Констан­тинополя за ограничение могущества церкви. В основу иконоборческой эстетики было положено представление о невозможности отражения единого верховного божества реалистическими средствами, характерное для иудаизма и ислама. Борьба завершилась победой иконопочитателей, однако фактически был достигнут компромисс между государством и церковью: церковные иерархи были подчинены императорской власти. Византийский император стал признанным главой православной церкви.

Иконоборцы причинили заметный вред культурному развитию Византии VIII-IX вв., уничтожив ряд произведений искусства. Но вместе с тем иконоборческое эстетическое мышление внесло новую свежую струю в образное мышление византийцев: изысканную абстрактную символику, декоративную орнаментику. Заметный след оставила и борьба иконоборцев против чувственного, воспевавшего человеческую плоть эллинистического искусства с его реалистичностью и красоч­ностью. Иконоборческие художественные искания предопределили путь дальнейшего развития искусства Византии, путь глубоко спиритуалисти­ческий и строгий, подготовили победу отвлеченного символизма во всех сферах общественного сознания последующих веков. Литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыка­ются в кругу высших, абстрактных идей. При иконоборческих императо­рах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов – Вриас – был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотичес­ки­ми цветами и деревьями. В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им.

В Византии же был разработан канон декорирования православного храма. В куполе всегда помещалось поясное изображение Христа-Вседержителя, в апсиде – фигура Богоматери Оранты (молящейся) с воздетыми руками; по сторонам от нее, как стражи, фигуры архангелов, в нижнем ярусе – апостолы и т.д. Эта каноническая система была тщательно продумана и связана с типовой архитектурой храма.

Невиданной изощрённости достигали в Византии и художественные ремесла. Процветало искусство эмалей, инкрустаций из драгоценных камней, резьбы по кости. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причем кубики, из которых они набирались, были размером с булавочную головку. С самой выгодной стороны ювелирность византийского стиля сказалась в искусстве книжной миниатюры, особенно в миниатюрах XI столетия. Связано это было сповышением уровня грамотности и усилением роли литературного творчества и книги как таковой.

Для византийской культуры характерен интерес к обобщению накопленных знаний. Были созданы энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, осуществлены важные реформы в сфере пра­ва, общественных отношений и церковной политики. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) “Об управлении государством”, “О церемониях византийского двора” – обширная энци­клопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.

В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквями. Эти различия имели не только социально-экономический, политический и религиозно-догматический характер, не только отражали различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировали устойчивые социально-психологические расхождения. Западной религиозности была свойст­венна глубокая религиозная экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность, приверженность к трансцендентным идеям. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом.

Огромный ущерб нанесли византийской культуре крестовые походы – походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближ­ний Восток борьбу с “неверными” и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы свой четвёртый поход направили против христианской Византии.Захват Константинополя крес­тоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи и обра­зованию недолго просуществовавшей Латинской империи (1204-1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распростра­нения среди греков католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а в 1252 г. монах Бартоломей написал полемический трактат “Против ошибок греков”. Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада. Среди средневековых западноевро­пейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских сокровищ и художественных ценностей.

Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV столетии византийское искусство пережило новый и последний период подъема. Каноническая система поколебалась, искусство потянулось к бльшей свободе и экспрессии. Выдающийся памятник палеологского периода – мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе.

Последние столетия существования Византии характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, нескончае­мы­ми феодальными усобицами и возрастающей турецкой угрозой. Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии – предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического. Общение византийских эруди­тов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннеитальянского гуманизма. Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Необходимо отметить, что понятие “византийский гуманизм” обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых.

Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Аскетизм и отрешенность от жизни нашли своё воплощение в исихастском движении. Исихасты (внутреннее спокойст­вие, отрешенность) – философс­ко-мистическое и общественно-политическое течение, сформировавшееся в Византии в XIV в., основные положения которого были разработаны Григорием Синаитом, Григорием Паламой и Ни­колаем Кавасилой. Оно возникло в среде монахов-отшельников с Афона, которые проповедовали представление о существовании вечного, божественного света, появившегося якобы во вре­мя преображения Христа и проси­явшего им (афонским аскетам) в на­граду за их отшельническую жизнь. Не­обходимым условием восприятия этого божественного света исихасты объявляли мистическое созерцание, спокойное сосредоточение, которое отвлекало бы мысль от всего окру­жающего. Они призывали к строгому аскетизму, полному смирению перед божьей волей. Константино­польский собор 1341 г. поддержал исихастов в разгоревшейся в Византии идео­логической борьбе. Среди византийского духовенства и монашества крепло убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения – исихии – в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем мистическое слияние с божеством и озарение божественным светом. Поддерживаемое господствующей церковью учение исихастов оказало огромное влияние на духовную культуру Византии, получившую распространение как среди феодальной знати, так и в широких народных слоях. Последователями идей исихастов в России были Нил Сорский, Сергий Радонежский.

В XV столетии Византия пала под натиском турок. Собор Святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Но вклад византийской цивилизации в мировую культуру оценивается по достоинству. Прежде всего следует отметить, что Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, и в первую очередь – в Древней Руси.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1301;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.