Культура эпохи эллинизма
Александр, сын Македонского царя Филиппа, еще в юности вкусил плоды высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а придворным художником — последний великий скульптор классики Лисипп. Практически ничего не известно о том, как именно воспитывал Аристотель своего питомца, но, возможно, что, видя в себе воплощение идеи синтеза наук, он хотел через Александра осуществить идею синтеза культур. Масштабом познаний Аристотеля был весь мир, “ойкумена”, таким же должен был стать и масштаб царствования Александра. Примерно так воспринял сам царевич свою историческую миссию: и Македония, и Греция стали для него лишь частью мирового пространства.
Первоначально его увлекала вовсе не идея захвата чужих земель. Александр был полон решимости устранить все националистические предрассудки. В задуманном им царстве не должно было быть ни побежденных, ни победителей. Восток и Запад были двумя различными мирами. Именно Александр впервые попытался слить их воедино. Судя по всему, Александр Македонский был уверен, что не только завоевывает и покоряет, но и исполняет великую миссию приобщения азиатских народов к высокой культуре Эллады, что на основе древнегреческой религии, языка и художественной культуры ему удастся создать мир, лишенный конфликтов и противоречий. Александр победил Восток, а Восток победил Александра, переделав его на свой лад. То же самое произошло и с греческой культурой. Несомненно, что некоторые ее черты действительно оказали влияние на местные религиозные культы и виды художественного творчества. Даже языком общения стал древнегреческий, но только упрощенный, получивший название “койне”, “общая речь”. Но и азиатская культура повлияла в не меньшей степени на древнегреческую. И все же то, что в результате получилось, заслуживает особого внимания как первый в истории эксперимент по подчинению в области культуры теории практике, по созданию общемировой культуры. Мысль о том, что каждый человек — это прежде всего гражданин мира, превратилась из абстракции в конкретику. Наступила эпоха эллинизма— синтеза, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур.
Мир не был избавлен от конфликтов и проблем. Наоборот, после скоропостижной кончины Александра его сподвижники, диодохи, разделили между собой огромную империю. Образовалось четыре эллинистических царства, начавших жестокую борьбу за первенство. В дальнейшем на протяжении почти целых трехсот лет, пока эллинистический мир не был практически полностью поглощен Римской империей, постоянно шел процесс брожения: образовывались, возвышались, а потом и исчезали под натиском противников или стихии все новые и новые государства. Богатейшее в свое время Родосское царство погибло в результате землетрясения, а крупнейшие культурные центры: Пергамское царство, Антиохийское царство и Птолемеевский Египет были побеждены римлянами. Таким образом, атмосфера напряженности, беспокойства, неустойчивости и постоянной борьбы стала типичной для эпохи эллинизма в целом. Лучшие, оригинальные творения пластического искусства очень точно передают эмоциональное напряжение, отражают динамику борьбы или трепетную нервозность времени. Такова знаменитая Ника Самофракийская, выдающийся скульптурный памятник эпохи эллинизма, пятиметровая статуя крылатой богини победы, как бы объятой порывом сильного ветра и готовой в любую минуту взлететь. Это и 150-метровый рельефный фриз Пергамского алтаря (алтаря Зевса), крупнейшего скульптурно-архитектурного комплекса эпохи эллинизма, запечатлевший апофеоз сражения между богами и гигантами. Это скульптурные группы “Лаокоон” и “Фарнезский бык”, передающие борьбу людей со смертельной опасностью.
В централизованно-бюрократических государствах эпохи эллинизма непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя. Мощь государства подавляла инициативу и активность. Рядовой гражданин уже не мог заниматься политикой, принимать участие в решении государственных проблем. Это стало считаться привилегией сильных мира сего. Изменяются отношения между личностью и государством — возрастает отчуждение между ними. В результате человек стремится уйти в себя, в глубину своих переживаний. Духовную культуру эллинизма отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений в изоляции от больших общих идей. Человек начинает фокусировать внимание лишь на частной жизни. Спасаясь от противоречий и нестабильности внешнего мира, он ищет убежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Строятся роскошные дома, дворцы, виллы, стены которых украшаются фресковыми росписями или рельефами, изображающими идиллические виды природы. Украшением частных домов и двориков становится и скульптура, воспроизводящая древнегреческие каноны красоты, но в более миниатюрном, “одомашненном” виде. Входит в моду мелкая пластика. Особым спросом пользуется Танагрская статуэтка, изображающая неприхотливые сценки из обыденной жизни: мирно беседующих женщин, танцующих или сидящих в задумчивости девушек и т.д.
Появляется и декоративная скульптура, предназначенная для украшения парков, которые теперь кажутся гораздо более приятными местами для времяпровождения, чем улицы и площади. Именно тогда создаются такие знаменитые сейчас творения, как Венера Милосская и Аполлон Бельведерский. В то время это были вполне заурядные образцы скульптуры, выполненные в точном соответствии с классическими традициями. Сейчас же эти работы воспринимаются как образцы утонченной и элегантной пластики, восхваляющие человеческую красоту.
В старину города вырастали сами собой, улицы внутри города были узкими и кривыми, хаотично застроенными. Теперь же начинают придавать огромное значение великолепию строящихся городов. Проводится предварительная распланировка города; улицы прокладываются прямые и скрещивающиеся под прямым углом, причем особенной широтой и роскошью отличаются два главных, тоже скрещивающихся под прямым углом, проспекта. Почин принадлежит тут строителю Александрии Динократу, одному из корифеев архитектуры всех времен. Рядом с этой широко развивающейся светской архитектурой сакральная отступает на задний план. Но новые города должны были иметь и свои храмы. Идеалом и здесь стала пышность: огромные размеры, навеянные архитектурной гигантоманией Востока.
В эллинистический период расширяется сфера применения живописи. Появляются живописный портрет и пейзаж. Известны имена трех наиболее популярных художников: Апеллес, Протоген и Антифил. Апеллес был портретистом Александра Великого и первых диадохов. Благодаря его таланту живописный портрет начинает соперничать со скульптурным. Антифилу суждено было стать одним из первых в истории пейзажистов.
Благодаря знакомству с разноцветным мрамором Азии и Африки возникает новая техника живописи, которой предстояла великая будущность, — мозаика, то есть составление картин посредством сложения мелких разноцветных кусочков мрамора, а позднее - цветной стеклянной пасты, смальты. О качестве мозаики того периода мы можем судить по тем образцам, которые найдены при раскопках в Помпее. Особенно славится мозаичное изображение битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием Ш.
Характерен для эпохи и интерес к театральным представлениям. Но размер театров уменьшается, представления становятся более камерными. Популярностью пользуются в основном комические пьесы. Эллинистическая комедия существенно отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь не общественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров: жадность, подозрительность, эгоизм. Самым популярным драматургом и исполнителем собственных пьес был Менандр, автор комедий“Брюзга” и “Третейский суд”.
Особое место в культуре эпохи занимала литература. Распространено мнение, что эллинистическая литература уступает героически-благородным образцам архаического и классического периодов, что она безыдейна и аполитична. Но это верно лишь отчасти. Литература эллинизма достаточно точно отражает время, которое само по себе было неоднозначным. Произведения авторов предшествующих времен тщательно изучались, систематизировались, да и просто читались. Но появились новые жанры, углубился психологический рисунок образов, было отшлифовано само по себе писательское мастерство. Литература в целом стала играть гораздо более значимую роль в жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпровождением многих людей.
Из литературных направлений пальма первенства была у поэзии. Общепринятым центром поэзии стала Александрия. Высокий интеллектуализм, гражданственность и патетичность авторов прошлого более не казались привлекательными. Читатель хотел простого и обыденного. И этим желанным стало изображение любовных историй. Романтичность, изысканность, эротизм - вот характерные признаки “александрийской” поэзии.
Ее признанным главой был Каллимах, подобно многим, и ученый, и поэт. Эпосом он пренебрегал, не желая тягаться с Гомером. Его коньком были так называемые эпиллии (то есть маленькие эпосы) и элегии, в которых он воспевал чувственные радости. Сборник его элегий носил заглавие “Причины”, так как их объединяло общее стремление выявить причину того или иного явления, обычая, происшествия. Им же была написана популярнейшая в те времена “Кидиппа”, повесть о счастливой любви Аконтия и Кидиппы. И, наконец, он воскресил эпиграмму, найдя и в этой области многочисленных подражателей.
Другим интересным представителем эллинистической литературы был современник Каллимаха, Феокрит, создатель жанра идиллии. Поэтические творения Феокрита описывают незатейливые сценки из сельской и городской жизни, передают чувства влюбленных, но встречаются также и острые эпиграммы на недругов. Идиллическая поэзия Феокрита пользовалась такой популярностью, что этой же тематике стали охотно следовать живописцы и скульпторы. Идиллический жанр утвердился и в живописи, и в рельефной скульптуре.
Из большого числа исторических произведений эллинистического периода частично сохранились только труды Полибия, автора описания войн Рима с Карфагеном и с греческим Востоком. В эту же эпоху зарождается беллетристика. Основоположником литературной повести принято считать Аристида (“Милетского”, как его принято называть), автора сборника, озаглавленного “Милетские истории”. Благодаря ему новелла, задорная и чувственная, стала излюбленной книгой для чтения. Начал формироваться в то время и еще один литературный жанр – роман.
Меняется и содержание философских произведений. Человек все больше углубляется в себя, в свой внутренний мир, стараясь найти возможность выстоять в сложном, изменчивом мире. Формируются два существеннейшие для дальнейшего развития философии и крайне показательные для характеристики сути эллинистической культуры философских направления: стоицизм (стоя) и эпикурейство (эпикуреизм).
Стоицизм– этико-философское направление, в основе которого лежит призыв жить согласно с природой и самим собой. Родоначальником стоицизма был Зенониз Китиона, который ок. 301 г. до н.э основал школу в Афинах. В стоицизме нужно различать само философское направление, стою, и определенный жизненный принцип, стоицизм. Сама по себе стоя – достаточно многообразное, даже эклектичное философское течение, объединяющее вопросы религии, логики и этики. Название произошло от портика в Афинах, в котором проводил занятия Зенон. Но особой популярностью пользовалась этическая часть учения, на основании которой человеку предписывалось жить в согласии с природой, которая и является по сути божеством, воплощением добродетели. Человеческий разум стоики рассматривали как неотъемлемую часть природы, а следовательно, жить в согласии с природой для них означало жить сообразно разуму. Все безнравственные поступки – не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Борясь с собственными слабостями, человек проявляет силу воли и сохраняет душевную чистоту. Мир полон пороков и искушений, а задача человека - следовать природным принципам, не подчиняясь велению времени.
К этическому учению стоиков близка этика эпикуреизма. Эпикуреизм– этико-философское направление, в основе которого лежит призыв радоваться обыденному и не впадать в отчаяние. Его основатель Эпикур создал в Афинах в 306 г. школу, получившую название “Сад Эпикура”. Он ввел понятие атараксии (невозмутимость, безмятежность) — идеального душевного состояния, к которому должен стремиться человек. Атараксия достигается избавлением от страха перед богами, смертью, превратностями судьбы. Эпикур говорил: “Живи незаметно!” Его этика была рассчитана на человека, для которого вдумчивое отношение к своим поступкам не является излишней роскошью и ценится им выше, чем сам поступок. Нередко из этики эпикуреизма делают неверные выводы, которые основаны чаще всего на случайных сведениях. Полагают, например, что Эпикур учил чувственным наслаждениям. Действительно, он уделял большое внимание удовольствию, наслаждению, но учил находить их даже в самом малом, в том, что дала человеку судьба, а не страдать от недостатка жизненных благ.
Самой значительной стороной жизни эллинистических государств является, несомненно, научное движение, которое никогда ни до, ни после не было таким стремительным. Содействовало этому в значительной степени создание новых научных центров. Местом, где мудрость Эллады встречалась с мудростью Востока, стала египетская Александрия — столица царей Птолемеев. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие в Александрию, получали бесплатную квартиру и освобождались от всех налогов и повинностей. Афинянин Деметрий Фалерский, принявший приглашение Птолемея I поселиться у него в Александрии, основал там научное учреждение по подобию афинских. Его детище получило названиеалександрийский Мусейон(Museion, то есть “святыня муз”). Это был крупнейший научно-музейный комплекс, созданный в Александрии, совмещавший в себе университет, научно-исследовательский центр и библиотеку (но не музей в нашем смысле слова). Особенно знаменитой была его библиотека, в которой насчитывалось уже при Птолемее II без малого пятьсот тысяч книг.
Научных достижений в эллинистический период было так много, что придется ограничиться перечислением лишь некоторых из них.
В области математики это прежде всего труды Евклида. Его “Начала” в 8 книгах (I-VI - планиметрия, VII-X - алгебра на геометрической основе, XI-XIII — стереометрия прямоугольных тел) стали для всей древности руководством по элементарной математике. Он был основателем александрийской математической школы, из которой вышли Эратосфен, блестящий разносторонний ученый; систематизатор теории чисел и величайший математик древности Архимед Сиракузский. Архимед первым определил отношение окружности к диаметру (число p) и построил на его основании стереометрию круглых тел. Успехи математики не замедлили отразиться на пограничных дисциплинах естественных наук, прежде всего математической географии и астрономии. Эратосфен сумел успешно завершить опыты предшественников по определению окружности Земли, а также заключил мир в изобретенную им систему меридианов и параллелей - ту же, которой пользуемся и мы. Гераклид Понтийский установил факт вращения земли вокруг своей оси, Аристарх Самосский открыл, что Земля вращается вокруг Солнца, то есть сделал то открытие, которое через 1800 лет повторил Коперник и подтвердил Галилей. Гиппарх, величайший астроном Античности, вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца, составил первый научный звездный атлас, в котором нашли свое место до тысячи звезд и т.д.
В области гуманитарных наук начинает лидировать психология, но не в том смысле, который мы ныне присваиваем этому слову: спорят не о душевных явлениях, а — по стопам Платона и Аристотеля — о душе как таковой, духовное ли она существо или материальное, простое или сложное или даже вовсе не существо. Писалось множество трактатов на самые разные темы, связанные со свойствами людей: о гневе, о дружбе, о старости, о печали, о согласии, о благородстве и т.д. Одним из них был трактатФеофраста “О характерах”.
Вопрос о языке не переставал интересовать греков еще со времени софистического движения. Итоги подвелДионисий Фракиец, александрийский ученый II века до н.э., составитель первой греческой грамматики. Эта работа Дионисия - мать всех европейских грамматик, в том числе и русской. Начинает развиваться филология– новая отрасль гуманитарных знаний, разносторонне изучающая письменные тексты.
Одним словом, кипучая деятельность шла во всех областях науки, и новых и старых. Никогда ни до, ни после античный мир ничего подобного не видел. В следующий раз человечество пережило нечто подобное только в эпоху Возрождения.
Значение культуры эллинизма весьма велико, ибо ее традиции лежат в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1462;