Эгейская культура
Древнейшая цивилизация на территории Греции носит названиекрито-микенской или эгейской по названию объединяющего ее центры моря. Основными географическими точками этой культуры были остров Крит и города материковой Греции Микены и Тиринф. Культуру острова Крит принято называть минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса),культуру Микен и Тиринфа –элладской.
Время возникновения критской культуры - рубеж III - II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Жители вынуждены были покинуть остров из-за ряда землетрясений, бросив свои жилища. Позже жизнь на Крите возобновилась, ничего великого с точки зрения культурных ценностей создано не было, а великолепные дворцы, построенные древними жителями Крита, пролежали в развалинах до начала нашего столетия, когда по воле судьбы туда попал английский ученый-лингвист А.Эванс. Рассчитывая пробыть на Крите несколько недель (он занимался расшифровкой письменных памятников древнего Крита, созданных с помощью так называемого линейно–слогового письма), Эванс задержался там на два десятилетия. Почти в первозданном виде под насыпью из песка, пыли и щебня открылись его взору дивные строения, красочные фрески, удивительной красоты и качества керамические изделия. Эванс, не будучи сам профессиональным археологом, собрал группу профессионалов, и в результате на карте истории мировой культуры появился неповторимый мир культуры древнего Крита.
Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Первым из них в результате археологических раскопок под руководством Эванса был исследован и восстановлен огромный дворец – город в Кноссе (центральная часть острова). Следуя греческому преданию, Эванс назвал егодворцом Миноса, потому что архитектурное устройство этого дворца поразительнейшим образом напоминало запечатленный в древнегреческих мифах знаменитый дворец–лабиринт. С этим дворцом связаны сказания об отважном Тесее и спасшей его из заточения во дворце–лабиринте Ариадне. Здесь же, если верить мифам, обитал Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Кстати, судя по имеющимся данным, образ быка был особенно притягательным для жителей Крита. В честь него проводились игры и празднества. Его образ запечатлен на фресках и вазах. В образе бога-быка воплощались разрушительные силы природы. Символом же вечного обновления природы, материнства и женственности былаВеликая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.
Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений. Здесь можно найти и великолепные тронные залы для торжественных мероприятий, и помещения более камерного плана. Сохранились разнообразные галереи и коридоры, открытые площадки для игрищ и театрализованных действ, лестницы и веранды. Внутренняя планировка отличалась беспорядочностью, и незнакомцу действительно было легко запутаться. Но, несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными и объемными.
Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались экзотические животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца. Галерея, ведущая в тронный зал, была расписана фигурами юношей и девушек, изображенных в человеческий рост, чинно следующих на очередное празднество. Реальные люди сливались с изображенными. Таким образом, создавалось впечатление бесконечного множества людей и особой торжественности. Тронный зал, стены которого покрыты темно-красной краской, украшают фрески, изображающие спокойно и величаво возлежащих львов. Там же можно увидеть странной формы колонны, расширяющиеся кверху.
Наиболее известная фреска Кносского дворца – “Игры с быком”, изображающая религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов. На спине огромного быка мы видим выполняющего стойку на руках юношу. Рядом изображены две девушки, как бы подстраховывающие юношу. Сюжет фрески, хотя и связан с религиозным праздником, но имеет крайне светское звучание. На Крите религиозные верования никогда не были связаны с чем-либо мрачным и устрашающим. Они лишь помогали сделать жизнь ярче и красочней. Культура Крита отличалась от других культур того периода своим оптимизмом и жизнерадостностью. Здесь никогда не строили крепостные стены, храмы и напоминающие о смерти гробницы. Религиозные обряды осуществлялись на природе. От внешних врагов жителей Крита защищало море. Гробницы же были весьма скромных размеров, а их стены покрывались живописью вполне оптимистичного содержания: например, на одной из них умерший изображен стоящим у входа и приветливо принимающим подношения живых – фрукты, рыбу, цветы.
Вошел в историю изобразительного искусства и еще один шедевр критских мастеров, так называемый “Портрет парижанки”. Он также выполнен в технике фрески. На одной из стен запечатлена группа женщин в нарядных легких платьях, с затейливыми прическами. Но особенно запоминается одно изображение: профильный портрет женщины с огромными глазами, пухлыми изящными ярко-красными губами и весьма радостным выражением лица. Она настолько пикантна и очаровательна, хотя и далеко не классическая красавица, что археологи из группы Эванса окрестили её “парижанкой”, несмотря на то, что в то время, когда была нарисована эта дама, Парижа еще и в помине не было.
Поскольку религия была органичной и неотъемлемой частью жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти- теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром. Критские фрески сохранили образ царя-жреца, прекрасного стройного юноши с приветливо улыбающимся лицом. Воплощен ли был идеал правителя, или же цари-жрецы действительно были молодыми, воплощающими расцвет жизненных сил и человеческой красоты людьми, сейчас наверняка сказать нельзя. Но несомненно, что образы культуры Крита воспевают красоту, молодость и радость бытия.
Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику. Именно на Крите изобрели темную (темно-фиолетовую, почти черную) краску, которой покрывались вазы, становившиеся прочными и влагонепроницаемыми.
Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. В дальнейшем центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура. Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологомГ.Шлиманом (1822-1900). В гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.
Расцвет микенской цивилизации приходится на XV - XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты. Сцены боя украшают даже металлические кубки для вина. Да и сами здания кажутся мрачными и конструктивно простоватыми. В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы-толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея (Агамемнона) в Микенах. Первоначально археологическая экспедиция сочла, что поросший травой холм имеет естественное происхождение. Но при тщательном осмотре было найдено углубление, которое после расчистки от травы и глины оказалось замурованным входом в гробницу. Представляет интерес золотая погребальная маска Агамемнона. Лицо усопшего воспроизведено условно, вне реальных пропорций и индивидуальных свойств. Возможно, ахейцы переняли элементы погребального обряда у египтян, но чисто формально, без осознания сокровенного смысла. Об этом пишет и О.Шпенглер, когда доказывает свою идею о невозможности взаимопроникновения культур.
Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемоелинейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемоелинейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученомуМ. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы - доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.
К крито-микенской культуре обычно причисляют еще и культуру легендарной Трои, находившейся в Ионии, на территории современной Турции. Генрих Шлиман, некогда российский подданный, разбогатевший на торговых операциях во время русско-турецкой войны, неожиданно увлёкся древнегреческими мифами и решил во что бы то ни стало доказать факт существования Трои. И ему это удалось. Благодаря его стараниям Троя из легендарной превратилась в исторически-конкретную. Другое дело, что Шлиман не был профессиональным археологом, да и группа нанятых им наскоро рабочих также не блистала профессионализмом. При раскопках они практически уничтожили тот культурный слой, на котором располагались остатки этой крепости, прокопав сразу до еще более древних культурных слоев. Но сам факт сущестования города, как и факт его длительной осады примерно на рубеже XIII-XII веков до н.э., был доказан. К тому же экспедиция Шлимана нашла уникальную сокровищницу золотых изделий, которая хотя и получила условное название “сокровища Приама”, но, по мнению специалистов, относится к дотроянской эпохе. Этот клад теперь является достоянием Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.
В конце XIII в. до н.э. масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1509;