Культура эпохи Возрождения
Ринашименто– так по итальянски звучит название нового периода в истории европейской культуры, связанного с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов античности. В русском искусствознании для обозначения эпохи Возрождения принято использовать равнозначное французское слово Ренессанс.Свое название эпоха получила из-за широкого интереса к античному наследию. Процесс распространения античных веяний пережили многие страны Европы, но начался он в Италии, на той же территории, где античность завершила своё существование. Как ни одна другая эпоха, Возрождение богато причудливо переплетенными, противоречивыми и, казалось бы, несовместимыми началами.
Но начиналось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем более не повсеместно. Родиной Возрождения была, несомненно, Флоренция (“Афины Италии”). И это не удивительно. Именно во Флоренции в 1293 г., как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьма демократическая. Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников – ткачей, меховщиков. Многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. На удивление много было юристов – адвокатов, стряпчих, нотариусов. Флорентийские банкиры финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета – золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе.
Именно во Флоренции, а чуть позже – в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называлигуманистами. Сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы; науками, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность теологии – науке, изучающей божественное. Это не значит, конечно, что гуманисты чуждались теологии – напротив, они были знатоками Писания, патристики (работ отцов церкви), но главным направлением их деятельности была филология. Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь скульптуру. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, возрождая античное искусство. Но, как часто бывает в истории, особенно истории искусства,возрождение каких-то давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового. Само слово “возрождение” появилось позже слова “гуманизм” – в трудах живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джордже Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.
Всю культуру итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа, из которых каждый имеет свои художественные, идеологические и психологические особенности. Каждый этап фиксирует определённое ее состояние и настроение:
XIII в. – дученто – проторенессанс, предвозрождение;
XIV в. – треченто – раннее Возрождение;
XV в. – кватроченто – высокое Возрождение;
XVI в. – чиквиченто – позднее Возрождение.
Но всякая периодизация условна. Редко творчество и судьба какого-то большого художника укладываются в рамки одного конкретного периода.
В предренессансную пору, т.е. в XIII в., повсюду в Европе еще доминирует готика. Но в творчестве некоторых мастеров Флоренции уже просматриваются новые черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта-Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры. Крупнейший живописец дученто – Чимабуэ не порывает со старыми традициями плоскостного письма, но стремится к индивидуальной характерности образов. На грани дученто и треченто – два великих имени: поэт Данте Алигьери и живописец, ученик Чимабуэ, Джотто ди Бондоне. Данте в “Божественной комедии”, Джотто в монументальных фресках создали галерею ярких образов, глубоко индивидуальных и психологически достоверных. Эта психологическая достоверность каждого образа – черта ренессансного искусства.
Данте, а также его младшие современники – Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо – стали создателями итальянского литературного языка. Их творчество обычно рассматривается как образец раннего гуманизма. Книга новелл “Декамерон” Джованни Бокаччо имела огромный успех у современников. В простых по сюжету историях отражена вера автора в то, что человеческое достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в доблестных деяниях, что человеческая природа не должна подавляться аскетизмом церковной морали, что ум, сметливость, мужество всегда помогают выстоять в жизненных невзгодах.
“Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их… На заре нового времени были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века”, – пишет в работе “Смысл истории” Н. Бердяев. “Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, которым мы обязаны современной культурой, а именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и к научному прошлому людей, снятие оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эффекту…То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки”, – таково восприятие сущности эпохи Фридрихом Ницше. Хорошо известна позиция Фридриха Энгельса по поводу Возрождения: “…величайший прогрессивный переворот из пережитых до того времени человечеством…”. И хотя не все в наши дни так однозначно положительно оценивают эту эпоху (см. А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения), но нельзя не признать провозглашенного ею гуманизма – философского мировоззренческого направления, основанного на признании ценности человеческой личности, на утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый и как важнейшая часть природы, и как наиболее совершенное её творение. Гуманистическая этика возвеличивала и человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой, деятельной творческой личности. Ярким примером такого универсального человека был Леонардо да Винчи (1452-1519), ставший первооткрывателем не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных областях науки. Он был талантливейшим живописцем, разработавшим теорию световоздушной перспективы в живописи, скульптором, поэтом и музыкантом, создателем проектов землеройной машины, подводной лодки, летательных аппаратов и т.д. Значение всеобъемлющей деятельности Леонардо да Винчи, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. Один из первых исследований этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: “Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом – это чудо...”. Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научных исследований и в то же время – это произведения высокого искусства. Великий ученый настаивал на тесной связи науки и искусства с жизнью. Леонардо по праву считают предтечей современного экспериментального естествознания.
В живописи Леонардо воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил. Вечную прелесть и поэзию материнства находим в картине “Мадонна с цветком”, неповторимое настроение в “Мадонне в гроте” и “Благовещении”. В мир реальных страстей переносит самая замечательная из монументальных росписей Леонардо – “Тайная вечеря”. Шедевром является портрет Моны Лизы (“Джоконда”), отражающий человеческую значимость и загадочность модели. За Леонардо да Винчи и его младшими современниками прочно укрепилась слава титанов Возрождения – общепринятое определение величайших художников итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, подчеркивающее степень их значимости и соответствие идеалам эпохи. Для образов, запечатленных кистью этих мастеров, характерна гармония тела и души, эмоциональным миром и разумом, человеком и природой.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма с наибольшей полнотой воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). В картинах, фресках, графике Рафаэля, отличающихся благородной простотой и гармонией, сочетанием реального и идеального, отразилось чувство красоты и радости земного бытия. Величайшее творение Рафаэля – “Сикстинская мадонна”. Прославлением духовной деятельности человечества стали росписи Рафаэля в станцах Ватикана. Во фреске “Афинская школа”, где художник изобразил всех знаменитых философов античного мира, утверждается мысль о необходимости гармонии и согласия между различными представителями философской мысли, между людьми.
Удивительным разносторонним мастером был Микеланджело Буонарроти (1475-1564), скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Идеал человека приобретает в его искусстве возвышенно-героические, титанические черты. Вазари (ученик Микеланджело) писал, что гигантская статуя Давида, выполненная Микеланджело, “отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских”. Пятиметровый Давид – величественный и прекрасный юноша – воплощение героической личности, человек, каким он должен быть. Художник Суриков, восхищаясь более поздней статуей Микеланджело, изображающей Моисея, писал, что Моисей скульптурный ему показался выше окружающей натуры. Фрески Сикстинской капеллы... ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около 660 квадратных метров, на потолке и стенах. Потребовалось более четырех лет труда, сверхчеловеческого напряжения. Микеланджело создает полный драматизма мир, наполняющий душу и восторгом и смятением. А фреска “Страшный суд” рождает ощущение грядущей мировой катастрофы. Купол собора св. Петра – венец архитектурного творчества Микеланджело. Здесь, как и в совершеннейших созданиях его кисти или резца, – бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов.
Североитальянская школа с центром в Венеции славилась богатством и насыщенностью цветовой гаммы. Языческое преклонение перед физической красотой сочеталось с интересом к духовной жизни человека. Венецианская школа живописи достигла расцвета в творчестве выдающихся художников Джорджоне и Тициана Вечеллио. Гармоническая связь человека с природой – важная особенность творений Джорджоне (картины “Сельский концерт”, “Спящая Венера”). Тициан (1477-1576) принадлежит к величайшим мастерам высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, а также мощное мастерство колориста придают его произведениям громадную силу. Работы “Даная”, “Венера с зеркалом”, “Венера Урбинская” и многие другие отражают свойственный Тициану восторг перед красотой жизни.
Как уже говорилось, фундаментальным принципом новой ренессансной культуры становится антропоцентризм, сменивший средневековый теоцентризм. Творческим началом бытия стал не Бог, а человек. Перемена была поистине разительной: вместо столь характерной для изначального христианства заботы верующего о мире вечном, потустороннем на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земному счастью и прижизненному преуспеванию. Именно в ренессансной культуре идея о безграничном могуществе человека постепенно стала эквивалентом идеи вседозволенности.
Алхимия, астрология и магия охватили общество и отнюдь не по причинам общественного невежества. Это было результатом всё той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Священная инквизиция не случайно получает расцвет в эпоху Возрождения. Охота на еретиков и ведьм, коллективные психозы, жестокость и моральная деградация являются такими же признаками позднего Ренессанса, как и великие научные и художественные свершения. Всё это – части единого целого, стремление индивида к максимальному самовыражению. Типичными чертами представителей Возрождения становятся жажда приключений и авантюризм, о чем свидетельствует, в частности, знаменитая поэма Лудовико Ариосто “Неистовый Роланд” (1532). Стихийный индивидуализм здесь уже не связан с какими-либо возвышенными платоническими теориями. Солнечное, гармоничное гуманистическое мировоззрение обернулось вдруг обратной стороной. Титанизм и индивидуализм привели к тому, что итальянское Возрождение прославилось, помимо творений великих художников и поэтов, своим коварством, вероломством и жестокостью, авантюризмом и разгулом страстей.
Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Неоднократно издаются декреты, запрещающие священникам “ради денег делаться сводниками проституток”. Писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок, а в Милане герцог Галеаццо Сфорца услаждает себя за столом сценами содомии. И таких примеров можно привести множество. Неудивительно кратковременное возвышение попытавшегося бороться за восстановление нравственных идеалов монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы. Объясняя отцу своё решение уйти в монастырь, Савонарола писал, что его побудило к этому “страшное ничтожество света и испорченность людей: разврат, нарушения святости брака, обман, высокомерие, нечестие… проклятия и кощунства всех родов дошли в свете уже до того, что не находишь в нем более честных людей… Я не мог выносить злобу ослепленных народов Италии, где угасли все добродетели и торжествует порок. Этот свет мог мне дать только глубочайшую скорбь”.
Проповеди Савонаролы на время возымели действие, но слишком всесильными были его враги. Обвиненный в заговоре против папы Савонарола был казнен. Его проповеди и труды, тем не менее, произвели неизгладимое впечатление на многих представителей культуры. Известно, что горько сожалел о казни Савонаролы известнейший флорентийский художник Сандро Боттичелли, посвятив его памяти грустно-просветлённую картину “Рождество”. Заветам Савонаролы был верен до самой смерти великий Микеланджело.
Наиболее яркими научными открытиями эпохи Ренессанса традиционно считают гелиоцентрическую систему Коперника и учение “О бесконечности, Вселенной и мирах” Джордано Бруно. Но всё это было передовым и революционным для последующих веков, а мировосприятию Возрождения явно противоречило. Ренессанс беспредельно возвеличил человека, а Коперник и Бруно, превратив Землю лишь в песчинку мироздания, вместе с тем показали и человека несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. Бруно к тому же был сторонником атомистической теории. Атом и бог для него тождественны. Вселенная и природа являются для него воплощением бога. Взгляды Бруно были осуждены церковью, а сам он сожжен в Риме в 1600 г.
В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николо Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но подверглась серьезным уточнениям. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации. Его “Мандрагора” – одна из лучших комедий XVI в., а “Сказка о Бельфагоре” не уступает рассказам Бокаччо. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий политический памфлет “Государь” (“Князь”). Макиавелли считал нужным отделить политику от христианской морали, которую он считал общественно вредной и даже безнравственной, ибо именно христианство “сделало мир слабым и отдало его во власть негодяям”. Однако в “Государе” реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, в том числе и от гуманистической. Указывая на практическую невозможность для “нового государя” обладать всеми общечеловеческими добродетелями, “потому что этого не допускают условия человеческой жизни”, Макиавелли вместе с тем отмечал и относительность добродетели вообще. Противоречия между общечеловеческой моралью и политикой осознавались им как трагические противоречия времени.
Почва, на которую попадают ренессансные веяния, очень разнообразна. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая новые тенденции, вместе с тем видоизменяют многое в соответствии со своей местной и национальной традицией. В Италии расцвели все виды искусства. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия, театр достигли высочайшего развития. Но в 1530 г. начинается феодально-католическая реакция (контрреформация), и этот год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI в., а иногда и на часть XVII в.
В рамках эпохи Возрождения был и ещё один переворот в области христианской религии. Речь идет о Реформации – широком общественном движении в странах Западной и Центральной Европы XVI в., связанном с борьбой за обновление католической церкви. В Германии в первой половине XVI в. окончательно оформился протестантизм, и это во многом объяснялось всё тем же возрожденческим свободомыслием. Реформа Мартина Лютера в равной степени была предопределена как “антипапскими”, антикатолическими выступлениями ещё во второй половине XIV в. священнослужителей Джона Виклефа (Англия) и Яна Гуса (Чехия), так и распространением в образованных кругах Германии гуманистических идей. Именно гуманистическое движение, гуманистическая литература способствовали расшатыванию авторитета католической церкви, особенно римской курии и, в конечном счете, победе протестантизма.
В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим авторитетом пользовался нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466 – 1536), называвший себя “гражданином Вселенной”. Его произведение “Похвала глупости”, в котором он остроумно, с тонкой иронией описывает недостатки и пороки современного ему общества, занимает выдающееся место в литературе XVI в. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видит лживость, пошлость, пустой формализм и, прежде всего, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский так же, как и другой представитель немецкого гуманизма, писатель-сатирик Иоганн Рейхлин, автор памфлета “Письма тёмных людей”, к Реформации не присоединились, но именно их рассуждения о приоритете личной веры над церковными обрядами во многом подготовили Реформацию.
Всевозможные злоупотребления католического клира, выкачивание из Германии и вообще Северной Европы денег в пользу папской казны, пренебрежение пап-итальянцев к “северным варварам”, неприятие института индульгенций, наконец, стремление упростить и удешевить богослужение – все это немаловажные причины успеха Реформации. Впрочем, как и личность Мартина Лютера (1483-1546) – не только вдохновителя и “отца” Реформации, организатора новой церкви, но и талантливого богослова, проповедника, оратора, публициста, поэта, музыканта и политика. Протестантизм, ставший с того времени одним из трех наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, в настоящее время представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформациейи единых в основополагающих моментах. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище). Вместе с тем он выдвинул принципиально новые принципы: спасение личной верой, священство всех верующих, а не только священнослужителей, исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает “посвящение” на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Произошли изменения и в культе. Протестантизм упразднил многочисленные таинства, оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати т.д. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, протестантизм отказался от монастырей и монашества, предельно упростив богослужение, которое стало вестись только на родном языке. Лютеранство стало первоначальной формой протестантизма,но вскоре появились и другие разновидности, такие, например,как англиканство и кальвинизм.
Для истории культуры, для истории искусства наиболее значимые моменты протестантизма – это:
1) идея личной связи человека с Господом без посредничества священника, что, несомненно, повышало самостоятельность человеческой личности;
2) перевод всего богослужения на родной для верующих язык. (Начало этому положил англичанин Джон Виклеф, который перевёл Библию на английский язык. Мартин Лютер перевел большую часть Библии на немецкий язык и начал читать проповеди только на немецком).
С Реформацией тесно связано и творчество великих немецких художников XV-XVI вв.: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда. В сущности, в Германии эпоха Возрождения и начинается с творчества Альбрехта Дюрера, которого многие называют немецким Леонардо. Альбрехт Дюрер – великолепный портретист, график, разработчик техники офорта (гравюра на меди), создатель графической серии “Апокалипсис”, автор живописных работ “Адам и Ева”, “Мадонна с чётками” и др. Ганс Гольбейн – превосходный портретист, создатель портретов Эразма Роттердамского и его друга, английского гуманиста Томаса Мора, иллюстратор “Похвалы глупости”. Лукас Кранах – также портретист и гравер. Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры, высмеивающие торговлю индульгенциями, монашество, папскую курию и все то, на что впоследствии обрушится Мартин Лютер. Кисти Кранаха принадлежит портрет самого Лютера. Все они художники одного поколения, составившие славу “Северного Возрождения”, культуры Германии, Нидерландов и скандинавских стран XV-XVI вв.
В Нидерландах началом Возрождения можно считать творчество Яна ван Эйка (1390-1441), творца Гентского алтаря и ряда замечательных портретов. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга, прославившего себя лирическими образами мадонн. Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV – начала XVI вв. была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических композиций, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Острый гротеск его знаменитых работ “Корабль дураков” и “Сад наслаждений” сродни “Похвале глупости” Эразма Роттердамского и книге дидактических стихов Себастьяна Бранта “Корабль дураков”.
Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569). Особую славу у потомков заслужил “Зимний пейзаж” из цикла “Времена года” (другое название – “Охотники на снегу”). Одним из последних произведений Брейгеля была картина “Слепые”: пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком. “Слепые”, несомненно, имеют символическое значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых – это жизненный путь всех людей. Таким образом, художник выразил и собственное трагическое мироощущение.
Расцвет испанской художественной культуры – литературы, театра и живописи (Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе Фелис де Вега Карпьо, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон де ла Барка, Эль Греко, Хосе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Родригес де Сильва Веласкес) – наступил несколько позднее. Золотым веком испанской живописи и театра является XVII в., а точнее 80-е годы XVI – 80-е годы XVII столетия. Суровость исторической судьбы испанского народа оказала существенное влияние на специфику мировоззрения испанцев и их идеалы. Из‑за длившейся несколько столетий реконкисты, борьбы с мавританским владычеством, испанская культура отличалась самой сильной приверженностью католицизму, в котором видела духовную базу единения народа в противостоянии иноверцам. Ярко выражены здесь черты патриотизма и народности, поскольку народ был той силой, которая победила мавров. Испания достаточно поздно вступила в русло гуманистических идей и интерпретировала их по-своему. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, реализуются здесь очень конкретно, чувственный мир на удивление мирно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия, например, “Святая Клотильда” Сурбарана.
В Испании ярко и самобытно развивается театральное искусство. Утверждается новый тип театрального действия, создаётся прекрасная, динамичная, наполненная жизненной конкретикой драматургия Лопе де Вега (1562-1635). До сих пор популярны написанные им “Собака на сене”, “Дурочка”, “Учитель танцев”, “Овечий источник”, “Звезда Севильи”. В пьесах Лопе де Вега независимо от того, комедия это, драма или трагедия жизнь бьёт ключом. Знаменитый писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор популярного романа “Дон Кихот”, в котором гуманистические идеи воплощены в традиционной для испанской литературы форме рыцарского романа, также начинал как драматург, написав патриотическую трагедию “Нумансия” и ряд озорных жизнерадостных интермедий. Традиции Сервантеса и Лопе де Вега нашли блистательное развитие в творчестве Тиросо де Молина (“Благочестивая Марта”, “Севильский озорник, или Каменный гость” – первая в драматургии версия истории Дон Жуана) и Кальдерона (“Дама-невидимка”, “Стойкий принц”, “Жизнь есть сон”).
Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в конце XVI в. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения (1541-1614). Эль Греко учился в Италии у Тициана, а впоследствии стал основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей. Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это – прежде всего религиозные сюжеты (“Святое семейство”, “Благовещение”), грандиозные алтарные образа (“Погребение графа Оргаса”, церковь Сан Томе, Толедо), портреты, романтизированые виды Толедо. Неповторимое, ярко индивидуальное творчество Эль Греко имело большое влияние на формирование национальной школы испанской живописи.
Английская культура Возрождения (английское Возрождение) создала в основном выдающиеся образцы философской литературы, поэзии и драматургии. Заслуживает внимания интереснейшее произведение философа и юриста Томаса Мора – философское сочинение об идеальном государстве Утопия, расположенном на далёком острове (“Утопия”,1516). Томас Мор требует передачи собственности индивидов в пользу государства, настаивает на религиозной веротерпимости, возможно меньшем количестве религиозных догм и передаче дела воспитания подрастающего поколения духовенству. Произведение Мора положило начало литературно-философскому направлению – социальной утопии.
Несомненно, что самым известным представителем английского Возрождения был Уильям Шекспир (1564-1616). Он писал поэмы, сонеты, комедии, хроники и трагедии; трудно сказать, что удавалось ему в большей степени, но всё же именно пьесы принесли Шекспиру неувядающую славу, сделав самым популярным драматургом всех времён. Используя сюжеты из итальянской новеллистики, он создал такие неповторимые, глубоко индивидуальные произведения, как “Ромео и Джульетта”, “Отелло”, “Много шума из ничего”. Украшением мирового театрального репертуара являются комедии Шекспира “Двенадцатая ночь” и “Укрощение строптивой”, трагедии “Гамлет”, “Король Лир”, “Макбет”, хроники “Ричард III” и “Юлий Цезарь”. Шекспир ярко отразил конфликт высоких идеалов эпохи Возрождения с жестокой действительностью, порождённой в том числе и этикой всё укрепляющегося индивидуализма.
Во Франции гуманистические тенденции начинают распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был писатель Франсуа Рабле (1494-1553), сумевший в своём бессмертном романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” раскрыть мысли, чувства и переживания своего современника, человека сложной и противоречивой эпохи, через форму традиционных французских сказаний воссоздать реалистичную картину современности. Значительным представителем французской культуры XVI в. был также мыслитель Мишель де Монтень, автор философско-исторического труда “Опыты”. Характерной чертой мировоззрения Монтеня является скептицизм, порождённый жестокостью времени (религиозные войны, истребление гугенотов-протестантов в Варфоломеевскую ночь и т.д.), но это скептицизм, хотя и исходящий из критики жизни, но не впадающий в пессимизм, а утверждающий любовь к жизни. Для него скептицизм – это способ избежать пагубных страстей, метод постижения жизни. Представителями французского Возрождения были также поэты объединения “Плеяда” во главе с Пьером де Ронсаром.
6. Культура Московского государства
(XIV – XVII вв.)
Татаро-монгольское иго, нанеся огромный ущерб русской культуре, не смогло ее уничтожить совсем. Как отметил А. С. Пушкин, “татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля”. Внешние связи русской культуры за это время были почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. Эти города, не испытавшие нашествий и погромов, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры.
Новый этап начинается после победы в Куликовской битве, переломном моменте в борьбе за преодоление татаро-монгольского ига, сыгравшей позитивную роль в процессе восстановления русской культуры. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Наметившийся подъём народного самосознания находит отражение во всех областях культуры. Идея единства Русской земли становится ведущей.
Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в ХI-ХII вв., удалось сохранить. Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях-”книжниках” содержатся в житиях русских святых ХIV-ХV вв. Такие училища существовали, как правило, при церквях, учителями в них были в основном представители низшего духовенства. Начинали обучение с семи лет. Учили чтению, письму, церковному пению и счету. В XV в. такие училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. Миниатюра из жития Сергия Радонежского, на которой изображены 11 детей и учитель, объясняющий урок, дает возможность представить обстановку в училище.
Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. В XIV в. на смену дорогому пергаменту пришла бумага. Изменилась графика письма – вместо строгого “уставного” письма появились так называемый полуустав, а с XV в. и “скоропись”. Книги, предназначенные для индивидуального чтения, назывались “четьи”. Наиболее распространенным типом “четьей” в XV в. стали сборники смешанного состава, которые исследователи называют “библиотеками в миниатюре”. Наряду с переводными патриотическими и агиографическими произведениями в них имелись оригинальные русские сочинения; рядом с религиозно-назидательной литературой соседствовали произведения светского характера – отрывки из летописей, исторические повести, публицистика. Примечательно появление в этих сборниках статей естественнонаучного характера. Так, в одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начала XV в. помещены статьи “О широте и долготе земли”, “О расстоянии между небом и землею”, “Лунное течение”, “О земном устроении” и др. Русская книга XIV-XV вв. сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы прошлого и в распространении современных ей произведений глубокого идейно-политического звучания.
Русская литература XIV-XV вв. унаследовала от древнерусской литературы публицистичность. О росте национального самосознания свидетельствовало возрождение общерусского летописания в конце XIV – начале XV в. Первый общерусский свод был составлен в Москве в начале XV в. (так называемая Троицкая летопись). Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 г.
В основе воинской повести, нового популярного жанра, лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Воинские повести – это светские произведения, близкие к устному творчеству. Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра – “Повесть о разорении Рязани Батыем”. В повести осуждаются феодальные раздоры, в которых видится основная причина поражения русских и в то же время с точки зрения религиозной морали происходящее оценивается как наказание за грехи. Борьба против шведских и немецких феодалов отразилась в светской дружинной повести об Александре Невском, в которой содержалось подробное описание Невской битвы и “Ледового побоища”.
Четыре основных памятника, входящие в цикл о Куликовской битве, различны по своему характеру, стилю, содержанию. Наиболее значительным произведением этого цикла является“Задонщина”– историческая поэма, написанная Софонием Рязанцем, яркий образец русской литературы конца XIV в. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель – воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников. Характерная особенность “Задонщины” – ее связь со “Словом о полку Игореве”. Оттуда заимствованы отдельные литературные образы, стилистические приемы, выражения, обороты и даже целые отрывки. Но это не простое подражание, а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, высветившее основную идею автора: несогласие в действиях князей ведет к поражению, объединение же их для борьбы с врагом – залог победы. В “Летописной повести о Куликовской битве” впервые дается связный рассказ о событиях 1380 г. В ней подчеркнуты единство и сплоченность русских сил вокруг великого князя, поход против татар расценивается как дело общерусское. “Сказание о Мамаевом побоище”–наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла. В “Сказании” находит обоснование идея тесного союза церкви и княжеской власти (описание отношений Дмитрия Донского и Сергия Радонежского). Говорится о Куликовской битве и в “Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского”.
Во время татаро-монгольского ига каменное строительство велось только в Новгороде и Пскове. Новгородское зодчество XIII – XIY вв. поражало особой красотой – “красотой силы”. Псковичи достигли больших успехов в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный Кремль – по существовавшей традиции центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями, включающая оборонительные, церковные и гражданские строения. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и строги, почти лишены декоративного убора. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность, сыграли большую роль в московском строительстве в XV-XVI вв.
Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма в духе традиций Владимиро-Суздальского зодчества, чтобы подчеркнуть связь московского и владимирского этапов русской истории. В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Это свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы.
Вторую половину XIV – начало XV вв. называют “золотым веком” стенной живописи средневековой Руси. Успешно развивается новгородская монументальная живопись. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии в 70-х годах XIV в. уже зрелым живописцем. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Для Феофана Грека характерны смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к характеру, внутреннему миру человека. Бурная, темпераментная живопись Феофана – яркое явление в русском искусстве этого времени.
Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV – начале XV вв. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев. Уже смело можно говорить о появлении авторской иконописи– русской иконописи конца XIV- XV вв., основанной на индивидуальности и неповторимости творческого почерка таких ярких мастеров, как Феофан Грек, Рублев и Дионисий. Московские росписи Феофана не сохранились. Но сохранилась потрясающая икона “Преображение” из Преображенского собора Переславля-Залесского.
Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем – Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 г он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем – Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев работал над фресками Спасского собора Андроникова монастыря. Андрей Рублев умер около 1430 г. и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора во Владимире, созданные им совместно с Даниилом Черным. Одна из них – “Шествие праведных в рай”. В этих работах проявились характерные черты рублевского стиля: лирическая умиротворенность и особая внутренняя гармоничность. Считается, что в этом сказалось влияние философии Сергия Радонежского. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем у Феофана Грека. Самая известная работа Рублева – икона “Троица”, написанная им для иконостаса Троицкого собора. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Философский характер творчества Рублева нашел особенно яркое выражение в его “Спасе” из Звенигорода. Крупнейший исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев отмечает, что “в творчестве А. Рублева получает свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся уже в XII веке”.
Важным событием в истории русской культуры XVI в. явилось возникновение книгопечатания. Книгопечатание отвечало государственным потребностям и началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. Первые попытки книгопечатания в России относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. Первые издания были анонимными, т.е. не содержали имен издателей, выходных данных. В настоящее время всего таких изданий известно семь. Новый этап книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. С этого времени книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стали дьякон одной их московских церквей Иван Федоров и его помощник и соратник Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел “Апостол” – первая русская датированная печатная книга. В этой же типографии был издан в 1565 г. “Часослов”. Дело Ивана Федорова продолжали его ученики Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было издано около двадцати книг и все церковно-религиозного содержания.
В первой четверти XVI в. формируется политическая теория Российского государства. Важной вехой в процессе разработки официальной теории великокняжеской власти явилось“Сказание о князьях Владимирских”. В его основе две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников князей киевских на самодержавную форму правления, способствовали укреплению авторитета их власти внутри страны и упрочению международного престижа Российского государства.
Тогда же оформилась идея о Москве как о “третьем Риме”,сформулированная игуменом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима “ветхого” во “второй Рим” – Константинополь, а оттуда – в Москву. Два Рима пали из-за их измены “истинному христианству”. Византия изменила христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г., что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию, не признала Флорентийской унии и потому теперь является мировым центром христианства, “третьим Римом”, “а четвертому Риму не бывать”. Если идея римского происхождения русских государей устанавливала прямую связь между Россией и “Римской державой” и тем самым закрепляла за ней почетное место среди других европейских стран, то идея “Москва – третий Рим” противопоставляла Россию “латинскому” западному миру. Но помимо чисто религиозного смысла, эта идея имела глубокое гражданское значение, свидетельствовала о высоком уровне самосознания молодого государства, набирающего силу и активно разносторонне развивающегося.
В середине XVI в. все заметнее становится процесс секуляризации (обмирщения)– освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви. Происходит активизация общественной мысли. Одним из оригинальных светских писателей-публицистов был Федор Карпов, дипломат, весьма образованный человек, знакомый с древнегреческой философией и западной литературой. К решению политических проблем он подходил с рационалистических позиций, требуя соответствия всякого учения “естественным” законам. Центральное место в светской публицистике XVI столетия занимает творчество Ивана Пересветова. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он выдвинул программу реформ, затрагивавших различные сферы жизни общества. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, развернувшейся в 60 – 70-х годах. Политическая концепция Курбского изложена им в “Истории о великом князе Московском” и посланиях Ивану Грозному. Идеал Курбского – справедливое управление страной на основе законов. Иван IV, исходя из тезиса о божественном происхождении самодержавной власти, настаивает на ее неограниченном характере.
Во время правления Ивана IV большое внимание уделялось составлению исторических сочинений. В 50-х годах был написан “Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича”. Самым официозным историческим сочинением этого времени была “Книга Степенная царского родословия”. Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний великих князей от Владимира Святославовича до Ивана Грозного.
Большое культурное значение имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление “Великих Четьих Миней”. Макарий поставил цель собрать воедино “все книги четьи, яже в Русской земле обретаются”. Большой коллектив писателей, редакторов, переписчиков более 20 лет трудился над осуществлением этого замысла. В результате был создан грандиозный свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из двенадцати томов большого формата (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для “душеполезного” чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день. Весь материал в этом своде расположен по месяцам. В состав каждого тома вошли жития всех святых, память о которых отмечается в данном месяце, и вся литература, прямо или косвенно связанная с этими святыми.
С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности. Москва становилась общерусским художественным центром.Развернувшееся в ней грандиозное строительство притягивало лучших специалистов. Полностью был перестроен Московский Кремль, ансамбль которого получил окончательное оформление в конце XV – начале XVI в. Вид резиденции “государя всея Руси” должен был соответствовать возросшему значению и авторитету великокняжеской власти. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного итальянцу Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами. Во внешнем облике сочетаются псковские, владимиро-суздальские и раннемосковские черты. Итальянец Алевиз Новый построил Архангельский собор. В Москве и других городах активизируется светское строительство.
Еще в XV в. выявилось стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо-Андроникова монастыря). Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. Шатровый стиль – стиль церковного зодчества, сложившийся в Московском княжестве в XVI в., отличающийся устремлённостью ввысь, торжественностью, нарядностью. В шатровых постройках наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного начала в зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество. Самый выдающийся памятник каменнойшатровой архитектуры – храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. Идея устремленности вверх, подъема, воплощенная в церкви Вознесения, отразила духовную атмосферу первой половины XVI в. Храм Вознесения явился важной вехой на пути к созданию главнейшего памятника эпохи – Покровского собора (1560) на Красной площади в Москве, построенного зодчими Бармой и Постником (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного в одном из его приделов).
В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области военно-инженерной мысли: Нижегородский кремль, кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове; реконструированы стены Новгородского кремля, каменные стены и башни Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и других монастырей. Итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в. стал построенный Федором Конем грандиозный Смоленский кремль (1595-1602), в котором техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления. Борис Годунов назвал этот город-крепость “ожерельем всей Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства.. “.
Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV – начала XVI вв. был Дионисий (ок. 1440-1502 или 1503). Он написал ряд икон, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его работам свойственны утонченный рисунок, изысканный колорит, декоративность. Они пронизаны настроениями торжественной праздничности, светлой радости. Дионисию же принадлежит ряд икон типа “Житие” – центральный образ обрамлён целым рядом небольших сценок, “клейм” чисто исторического содержания (“Митрополит Пётр с деяниями”, “Митрополит Алексий с деяниями”, “Сергий Радонежский с деяниями” и т.д.).
В середине XVI в. в Москве была написана большая, длиной в четыре метра, икона-картина “Церковь воинствующая”,посвященная реальному историческому событию – взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие “победоносного воинства” во главе с царем Иваном Грозным. Среди воинов – князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-военачальники. Впереди на крылатом коне летит предводитель “небесного воинства” архангел Михаил. В центре – фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Навстречу летят ангелы. Войско встречает Богоматерь с младенцем. Идейный замысел этой аллегории – подчеркнуть значение религии и церкви, истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов – как служение православию.
В истории русской культуры со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения. О растущем стремлении к овладению грамотой свидетельствовали широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий и большой спрос на них. Изданный в 1634 г. Букварь Василия Бурцева переиздавался несколько раз и продавался по доступной цене (по 1 коп.). В 1648 г. вышла “Грамматика” Мелетия Смотрицкого, а в 1682 г. – таблица умножения (“Считание удобное”). Потребность в образованных людях приводила к необходимости создания школ, которые могли бы дать более глубокое и систематическое образование. Создаётся целый ряд различных учебных заведений в основном по инициативе частных людей. В 1664 г. в Москву приехал Симеон Полоцкий, ставший учителем царских детей. Широко образованный по тому времени человек, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, книгоиздатель, в 1665 г. он возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре школу. Это была государственная школа, в которой готовили образованных подьячих для центральных правительственных учреждений. Наконец, в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в допетровской России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академиядля подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии. Любопытно, что социальный состав учеников академии был неоднородным, здесь учились представители всех сословий. Весьма пёстрым был и национальный состав учащихся. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения.
Большой интерес представляет книга украинского ученого Иннокентия Гизеля “Синопсис”,напечатанная в Москве в 1678 г. Эта книга – первое печатное историческое произведение – содержала краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII в. Она стала одной из самых популярных книг, выдержав в дальнейшем около 30 изданий.
Выдающимся памятником русской литературы является “Житие протопопа Аввакума” – одно из наиболее ярких литературных произведений второй половины XVII в., образец нового литературного жанра – автобиографии. Это произведение глубоко новаторское по художественной форме, неповторимое по индивидуальной манере письма. Страстный защитник старины, Аввакум в литературной деятельности проявил новаторство, отказавшись от условностей и традиций средневековой литературы. Обратившись к традиционному жанру жития, он разрушил его окостеневшие формы, смело ввел народное просторечие в книжный язык. Реалистическое изображение перипетий собственной жизни, русского быта, образный язык, страстное обличение социальной несправедливости, произвола властей и церковных порядков – все это сделало произведение Аввакума одним из самых ярких и значительных памятников русской демократической литературы.
Тогда же произошло возникновение и развитие нового жанра – демократической сатиры, отражавшей настроения народных масс и обличавшей социальную несправедливость. Обличались порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажными судьями, высмеивались неспособные ни к какому труду дворянские дети. Особой остротой отличается “Повесть о Бражнике”, в которой остроумно доказывается, что бражник имеет не меньше прав на “царство небесное”, чем “святые”, которые оказываются не меньшими грешниками, чем бражник. Популярным жанром становится и бытовая повесть (“Повесть о Горе-Злосчастии”, “Повесть о Фроле Скобееве” и др.).
Зодчество XVII в. также обнаружило тенденцию к усилению светских мотивов, к “обмирщению”, отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. “Дивное узорочье” – так сами современники определили суть новых веяний в зодчестве.Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный русскими зодчими во главе с Баженом Огурцовым. Они сумели в архитектурных формах, пышном декоре этого дворца выразить свое представление о прекрасном, воплотить замечательные черты русского народного искусства.
Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские хоромы. Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам живописность и нарядность. Ярким примером такого рода построек служит московская церковь Троицы в Никитниках, возведенная по заказу богатого купца Г. Никитникова. Ее отличают исключительное богатство декоративного убранства. Интересные образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одном из крупнейших торгово-ремесленных центров России. Большинство ярославских церквей превосходили размерами, богатством и обилием убранства столичные постройки этого времени.
Стремление к украшению, нарядности заметно и в архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624-1625 гг. на Спасской башне Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами. Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля. Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьева и других монастырей. Нарядный вид придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви.
Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого “нарышкинского (или московского) барокко” – архитектурного стиля второй половины XVII в., сочетающего внешнюю пышность и декоративность с чёткостью и симметричностью здания. Свойственна этому стилю устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Один из самых замечательных памятников этого стиля – церковь Покрова в Филях. Черты этого стиля проявились и в зданиях общественного характера – в богато украшенном белокаменной резьбой здании Печатного двора и в построенной зодчим М. Чоглоковым Сухаревой башне. “Московским барокко” завершается развитие средневековой русской архитектуры.
Общий для русской культуры XVII в. процесс секуляризации затронул и живопись, в которой всё отчётливее начинают проявляться реалистические тенденции. Художественным центром стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавлял Б. М. Хитрово, тонкий ценитель и знаток искусства. Главой нового направления принято считать мастера Оружейной палаты Симона Ушакова (1626-1686). Своего рода манифестом стал трактат о живописи, написанный им в форме послания к Ушакову художника Владимирова. Выступая против слепого преклонения перед стариной, он утверждал, что искусство должно быть близким к природе и радовать человека, а не подавлять его мрачными образами. В свою очередь Ушаков написал “Слово к люботщателям иконного писания” (1667), где подчеркивал, что “живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы”.
Реалистические тенденции в станковой живописи ярче всего проявились в работах С. Ушакова. Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица. В 1657 г. он написал для церкви Троицы в Никитниках голову Христа в архиерейском уборе – “Спас Великий архиерей”, изобразив живое, тонкое, одухотворенное лицо. Самое известное произведение С. Ушакова – “Спас нерукотворный”, в котором с помощью использования светотени хорошо передана объемность человеческого лица. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет “Троицы”, в которой стремился передать красоту не духовную (как у Рублева), а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.
С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной живописи. Появляются “парсуны”– первый в русской культуре светский жанр изобразительного искусства, прообраз портретной живописи. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике – на доске яичными красками (изображение князя М.В. Скопина-Шуйского). Во второй половине столетия изображения стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича, царевича Федора Алексеевича, князя Репнина, бояр Нарышкиных и др.
До XVII в. на Руси не былотеатра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи – плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. В XVII в. появился придворный и школьный театры. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре в период правления царя Алексея Михайловича. Первое представление – “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) – состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Первые спектакли были созданы пастором Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I. Кроме придворного, в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в русской культуре XVII в. были созданы предпосылки для реформ Петра I.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 956;