Керамика конца 1 тысячелетия до нашей эры – первой половины нашей эры

В третьем веке до нашей эры в древней истории Японских островов происходят очень важные события, связанные с появлением нового населения и новых культурных традиций. Неолитическая культура Дземон сменяется культурой Яей. Существует мнение, что племена Яей проникли на Японские острова с материка – вероятнее всего, с юга Корейского полуострова. Многие исследователи полагают, что именно племена Яей стали той этнической и культурной основой, на которой сформировалась японская нация. В процессе освоения островов люди культуры Яей потеснили племена Дземон к северу, а в некоторых районах, видимо, частично смешались с ними. Культура Яей свидетельствует о более высоком уровне развития общества по сравнению с культурой Дземон. В это время на Японских островах появляются изделия из бронзы и железа и навыки металлообработки, начинает развиваться
рисоводство и разведение домашних животных – эти новшества пришли с материка вместе с племенами Яей (Ancient Japan, 1992).

Гончарство культуры Яей также характеризуется прогрессивными чертами и своеобразием эстетических стандартов. Если керамика Дземон изготовлялась вручную, то мастера Яей уже использовали простейшее вращающееся устройство для формовки сосудов. Это не был еще настоящий гончарный круг, но даже обычный деревянный диск, посаженный на вертикальную ось и приводимый в движение рукой гончара, позволял ускорять процесс формовки и получать изделия с более симметричным, правильным контуром стенок. Керамика Яей отличается довольно тонкими стенками, а также разнообразием и сложностью форм. Изготовлялись сосуды в виде ваз, кувшинов с очень узким высоким горлом и ручками, бутылей, кубков, плоских тарелок, чаш на поддоне. В культуре Яей четко выделяется посуда разного назначения – столовая, кухонная, тарная, ритуальная. Каждой категории соответствовали определенные формы и размеры сосудов.

Декор керамики отличался простотой и изяществом. Особое внимание уделялось обработке поверхности: стенки сосудов часто окрашивались охрой в красный цвет, лощились до зеркального блеска. В большинстве случаев сосуды не орнаментировались, лишь иногда скромный узор из прочерченных прямых или зигзагообразных линий, отпечатков штампа-гребенки украшал стенки изделия.

Техника обжига керамики Яей была более совершенна, чем в гончарстве культуры Дземон. Температура обжига достигала 800–900 °С, тепловая обработка была достаточно длительной и равномерной. Вероятно, в это время уже использовались специальные обжигательные устройства печного типа. Высокое качество керамики Яей позволяет предполагать существование печей для обжига, хотя до сих пор их остатки не были обнаружены при раскопках древних поселений.

Керамика окружала людей культуры Яей в повседневной жизни и сопровождала их в загробный мир. Умерших хоронили в огромных керамических контейнерах-гробах яйцевидной формы, состоящих из двух половин, плотно пригнанных друг к другу. Покойника помещали внутрь в позе спящего, с согнутыми ногами и руками.

В конце 3 века нашей эры начался следующий этап истории древней Японии, получивший название Кофун. Этот период продолжался до середины 6 века и был отмечен дальнейшим развитием экономики и культуры древнего населения Японских островов. В период Кофун усложняется структура общества, складываются предпосылки образования государства. Наиболее многочисленные и интересные археологические памятники культуры Кофун – это курганные могильники. В начале периода Кофун высокая насыпь кургана имела круглую форму, а позднее стала оформлятьcя в виде круга c отходящим от него длинным клиновидным отсеком. Форма таких курганов получила в японской археологии образное название "замочной скважины". Размеры курганов были прямо пропорциональны социальному статусу погребенной в нем особы. Самые большие курганы, принадлежащие верховным правителям Кофун, находятся в префектуре Осака, на равнине Кавати. Курган правителя Нинтоку имеет длину 480 метров, высоту 35 метров, общую площадь 110, 950 квадратных метров, общий объем 1, 405, 866 кубических метров (Ancient Japan, 1992).

Неотъемлемым элементом погребального ритуала являлись своеобразные керамические скульптуры – "ханива". Ранние ханива имели форму цилиндров, полых внутри, высотой около 1 метра, часто с треугольными отверстиями в стенках. Такие цилиндры устанавливались по кругу в центре кургана. Возможно, внутрь цилиндров помещали какие-то осветительные приспособления, которые горели в темное время
суток.

Искусство изготовления ханива усложнялось со временем. В конце 4 века появилась традиция делать ханива в виде людей – мастера придавали им различные позы, выражения лиц, прорабатывали детали костюма (рис. 4). Керамические скульптуры изображали воинов, всадников, крестьян, музыкантов и танцоров, знатных дам в парадной одежде, служителей религиозного культа. Внутри такие ханива, как и более ранние цилиндры, были полыми. Высота фигур достигала полутора метров. В
6 веке ханива стали изготовлять в виде животных – собак, кошек, лошадей, птиц, рыб. Также ханива могли иметь форму лодок, колесных повозок, домов. Именно эти ханива устанавливались в самой верхней, центральной части курганной насыпи, символизируя перемещение покойного из мира живых в царство мертвых. На более нижних уровнях кургана размещались в определенном порядке фигуры животных и людей – вся эта керамическая "процессия" сопровождала душу покойного в загробный мир (Baker, 1995).

Керамическая посуда периода Кофун во многом продолжала традиции керамики Яей, но вместе с тем стала значительно разнообразнее. Использование гончарного круга более совершенной конструкции позволяло добиваться исключительной тонкостенности, изящества и легкости изделий. Одной из самых характерных форм керамики Кофун являлась небольшая тарелочка или уплощенная чашка с высокими краями и крышкой. Тарелки и чаши с крышками как разновидность столовой посуды были характерны для японской бытовой культуры в последующие столетия и сохранили свое значение по сей день. Очень популярны в гончарстве Кофун, как и в предшествующий период Яей, были сосуды в виде резервуара-чаши на поддоне, назначение которых связано, вероятно, с культовыми церемониями.

Гончары периода Кофун применяли два различных режима обжига керамики – окислительный и восстановительный. Окислительный обжиг в условиях открытого доступа кислорода позволял получать изделия яркого оранжевого, красно-желтого цвета. Керамика такого типа носила название "хадзи" – это был наиболее распространенный и доступный вид посуды. Восстановительный режим обжига более сложен технически – он требует изоляции обжигаемых изделий от воздушного потока и от газов, вырабатываемых горящим топливом. Эти условия могут быть обеспечены только в печах достаточно сложной конструкции. Восстановительный режим окрашивает изделия в ровный серый цвет вследствие особых химических реакций соединений железа в составе формовочной массы. Категория серой посуды периода Кофун называлась "суэ", или "суэки". Археологами установлено, что керамика "суэ" встречается в погребениях знатных членов общества, тогда как "хадзи" более характерна для захоронений простых людей.








Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 989;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.