Керамика японии 7–15 веков

Ко второй половине 6–началу 7 века относится образование в Японии раннего феодального государства с централизованной императорской властью. Выделяются три последовательных периода ранне-государственной истории страны: Асука (552–646 гг.), Нара (647–
794 гг.) и Хэйян (794–1185 гг.). Периоды получили название по имени городов, сменявших друг друга в качестве столицы. Хэйян – старинное имя современного Киото, там с конца 8 века по конец 12 века находился императорский двор. К концу 12 века центральная власть значительно ослабела, и начался длительный период феодальных междоусобиц, продолжавшийся до середины 16 века.

В истории Японии 7–15 веков происходили важные события, оказавшие влияние на различные стороны жизни общества. В период Асука в Японии в результате межгосударственных контактов с Китаем и Кореей началось распространение идей буддийской религии и связанных с ней культурных стереотипов. Оживленные экономические и торговые связи с этими странами привели к проникновению на острова новых веяний в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, ремеслах. В период Хэйян, напротив, эти связи становятся менее активны, и усиливается тенденция к расцвету национальных культурных традиций. В начале 15 века в результате политических интриг военно-аристократического клана Муромати Япония стала номинальным вассалом мощной китайской империи, управляемой династией Мин. Это способствовало росту китайского влияния на японскую культуру.

В большей или меньшей степени особенности социально-экономического, политического, культурного развития страны отражались на динамике, традициях и инновациях гончарного ремесла, обслуживавшего потребности всех слоев населения.

Решающее значение для деятельности гончаров-ремесленников имело наличие в конкретном районе месторождений высококачественного сырья – в первую очередь, глин. В зависимости от этого в Японии формировались локальные центры гончарства. Одними из самых древних были керамические мастерские Акахада, расположенные недалеко от столичных городов Асука и Нара на юго-востоке о-ва Хонсю. В японских летописях 9 века отмечается существование керамических мастерских на севере о-ва Кюсю, в провинции Тикудзэн. Старейшие центры японского гончарства находились также в провинциях Бидзэн и Овари на о-ва Хонсю. В окрестностях Киото (Хэйян) уже с 7 века функционировали крупные мастерские, производившие керамику и кровельную черепицу. Здесь, однако, пользовались в основном привозным сырьем (Ксенофонтова, 1980).

Добыча и обработка глины и минеральных примесей для формовочной массы осуществлялась с помощью очень простых инструментов – лопат, кирок, молотков, корзин, сит и т.п. Обработка глины включала такие стадии, как дробление, просеивание, фильтрование, отмучивание (отстаивание в емкостях с водой) и промешивание. После того, как глинистая масса была подготовлена к работе, начинался процесс формовки изделий. Гончарный круг ручного типа был известен еще в период Кофун и продолжал применяться в последующее время, получив, вероятно, некоторые усовершенствования. Ручной круг сохранился в японском гончарстве до конца 19–начала 20 века, и по описаниям и рисункам этого времени можно представить, как он выглядел в древности (рис. 6). Согласно данным исследователя японского гончарства Р.А. Ксенофонтовой, традиционный ручной круг "...состоит из верхнего диска диаметром 54 см. С нижней стороны диска по центру укреплен узкий цилиндр или четыре рейки. Цилиндр с диском надевается на ось, укрепленную в яме глубиной около 52 см с вертикальными стенками. При этом острие конуса на верхнем конце оси упирается в специальное гнездо под диском.... Мастер, сидя перед станком на краю ямы и опустив ноги вниз, правой рукой сообщает диску вращательное движение и в процессе его вращения обеими руками формует изделие. Инерционная сила вращения ручного станка небольшая, и вращается он неравномерно" (Ксенофонтова, 1980:46).

Нет точных данных о том, когда и как в Японии появился ножной гончарный станок. Можно только предполагать, что к 14–15 векам он уже был известен в керамическом производстве.

В гончарстве Японии 7–15 веков сохранялись и архаичные, уходящие корнями в прошлое приемы ручной формовки глиняных изделий. Вообще своеобразие японского гончарства во многом определяется тем особым значением, которое всегда придавалось традиционной ручной формовке. Согласно канонам гончарного мастерства ручная формовка была показателем наивысшего искусства в изготовлении керамики. Изделия, выполненные вручную, ценились выше, чем те, что были сформованы на круге. Один из основных вариантов в группе приемов ручной формовки, получившей общее название "тэ-дзукури", основан на кольцевом налепе. Этот способ был известен еще в неолитической культуре Дземон и в культуре Яей. Другой вариант "тэ-дзукури" – формовка стенок емкости путем вытягивания их руками и шпателем из толстой глиняной лепешки-диска, служащего дном для будущего сосуда. Есть еще один вариант ручной формовки для изготовления сосудов четырехугольной формы: пласт глины раскатывается и просушивается, затем в нем вырезается основание будущего сосуда и полоски-бортики, которые при помощи жидкой глины приклеиваются к основанию.

Обжиг керамических изделий в японском гончарстве 7–9 веков осуществлялся в печах типа "ана-гама" (ямная печь), более совершенных по своей конструкции по сравнению с предшествующим периодом Кофун. Ана-гама сооружалась "... на склоне холма, где вырывали яму и, наполнив ее керамикой, сверху укрывали землей. При этом оставлялось два отверстия: одно из них, в нижней части печи, использовалось в качестве топки, второе, в верхнем конце, служило для выхода дыма. Печь фактически находилась под землей: ее длина была около 600 см, ширина – 150 см, высота – более 120 см при наклоне холма в среднем на
20–30°" (Ксенофонтова, 1980:63).

Дальнейшее усложнение устройства печи ана-гама происходит в 13–15 веках. Эта печь работала в окислительном и восстановительном режимах обжига, позволяла развивать высокие температуры.

Особой стадией процесса изготовления керамики была обработка и декор поверхности. В 8–9 веках в гончарных мастерских Киото была освоена технология получения трехцветной бело-желто-зеленой и одноцветной зеленой легкоплавкой глазури. Трехцветная глазурь была японским вариантом китайской глазури "санцай", также сочетавшей три цвета. Эта глазурь была популярна в гончарстве Китая во время правления династии Тан в 7–9 веках, а в Японию ее рецепт попал в период Асука. В состав глазури входил свинец, обеспечивавший плавление глазурной массы при довольно низких температурах, 800–900°С.

Однако керамика, украшенная нарядной трехцветной глазурью, не получила широкого признания и распространения в Японии. Гораздо более популярна была посуда, покрытая так называемой пепловой глазурью, образующейся в результате попадания пепла на поверхность керамических сосудов в процессе их обжига. Растительная зола (пепел), являющаяся продуктом сгорания топлива, содержит химические компоненты, которые при соединении с некоторыми минералами (полевой шпат), входящими в состав формовочной массы керамики, активизируют процесс их плавления при соответствующих температурах. Этот в сущности случайный технологический эффект был высоко оценен японскими гончарами и использовался для изготовления особой посуды с естественной глазурью. Глазурь покрывала стенки полупрозрачным зеленоватым, неровно лежащим слоем. Такая посуда, впервые появившаяся в 9 веке (рис. 12), получила распространение в 10–12 веках, в период Хэйян.

В 13 веке была освоена технология получения прозрачной высокотемпературной полевошпатовой глазури на основе опыта производства изделий с пепловой глазурью. Этому способствовали усовершенствования обжигательных печей, позволившие достигать температур 1200°С и выше. Керамика, покрытая полевошпатовой глазурью, носит название "токи".

Также в 13 веке в гончарных мастерских провинции Бидзэн начинается производство керамики типа "якисимэ". Эта керамика изготовлялась из особого рода глины способом ручной формовки, обжигалась при высоких температурах в окислительном режиме и после обжига имела исключительно твердый, прекрасно спеченный, водонепроницаемый черепок. Керамика якисимэ относится к классу изделий с так называемым "каменным" черепком согласно принятой в мировой практике классификации керамической продукции. Для керамики якисимэ была характерна естественная пепловая глазурь, с помощью которой достигался оригинальный художественный эффект. Таким образом, уже в это время сложились те каноны простоты и естественности, которые были присущи искусству керамики Японии во все последующие периоды.

В отличие от гончарства Китая, где, начиная с 7 века, процветало производство фарфора, японские мастера 7–15 веков не были знакомы с технологией изготовления фарфоровых изделий. Фарфор импортировался в Японию из Китая и Кореи, однако не получил здесь особого распространения в рассматриваемый период.

Продукция японских гончаров функционировала, в основном, в бытовой сфере. Помимо кухонной и тарной посуды, в домашнем хозяйстве обязательно имелись керамические емкости для ежедневной и праздничной трапезы. Особенность культуры питания в Японии – в использовании столовой посуды из разнообразных материалов. деревянные и плетеные чашки, тарелки, коробочки имели очень древние исторические корни и, как свидетельствуют данные археологии, были известны еще в культурах Дземон и Яей. В ранне-феодальный период,
7–10 веках, популярной становится лаковая деревянная столовая посуда, однако из-за дороговизны она считалась роскошью, доступной далеко не всем. В богатых домах на торжественных трапезах пища подавалась также в сосудах из полудрагоценных камней, серебряных и медных с позолотой. Керамические емкости составляли лишь часть общего набора столовой посуды. Простые люди, как правило, могли позволить себе лишь недорогие неглазурованные изделия. Зажиточные японцы приобретали столовые сосуды, покрытые глазурью.

Вторая сфера, где использовались сосуды из керамики, связана с буддийским культом. В 13–14 веках, а, возможно, несколько ранее, в Японии в среде буддийских монахов, особенно в секте дзэн, начинает распространяться церемония чаепития. Вначале для этого использовались керамические чашки "ван", специально привезенные из Китая. Вскоре гончары мастерских Сэто на о-ве Хонсю стали изготовлять чайные чашки, получившие название "тяван". Это небольшой, довольно глубокий сосуд с почти прямыми стенками, удобный для держания в руке.

Говоря о керамическом производстве ранне-феодальной Японии, нельзя не отметить такую его область, как изготовление кровельной черепицы. В периоды Асука и Нара в дворцовой и храмовой архитектуре получает распространение традиция черепичных крыш. Черепицу изготовляли в специальных мастерских. Одним из основных центров черепичного производства был Киото, где уже в 7–8 веках была освоена технология черепицы, покрытой свинцовой легкоплавкой глазурью ярко-зеленого цвета. Дворцы и храмы со сверкающими на солнце изумрудной зеленью черепичными крышами выглядели особенно нарядно. Неглазурованная черепица имела серый цвет – результат обжига в восстановительном режиме. Для формовки черепицы применяли особые шаблоны, с помощью которых получали изделия стандартного размера, конфигурации и толщины. Края крыши обычно украшались черепицей с концевыми узорчатыми дисками. Такие диски штамповались в специальных круглых формах с вырезанным на дне орнаментом.








Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1291;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.