Керамика эпохи неолита. Эпоха неолита Японии представлена культурой Дземон, хронологические рамки которой определяются, по данным исследований

Эпоха неолита Японии представлена культурой Дземон, хронологические рамки которой определяются, по данным исследований, от 10 до 2,5 тысячи лет назад (Ancient Japan, 1992). Главная особенность культуры Дземон состоит в непрерывности и последовательном развитии ее традиций на протяжении многих тысяч лет. Этому способствовала, прежде всего, географическая изоляция Японского архипелага и отсутствие сколько-нибудь активных контактов с населением соседних территорий. Культура Дземон подразделяется во времени на несколько периодов: начальный, ранний, средний, поздний и финальный. Каждый из периодов характеризуется определенными чертами материальной культуры, хозяйства, социальной структуры общества. Общей тенденцией развития культуры Дземон являлась ориентация на отрасли прибрежной присваивающей экономики – рыболовство, морское собирательство, охоту. Ресурсы моря использовались наиболее активно в период среднего Дземона, 7–5 тысяч лет назад. В это время климатические условия в бассейне Японского моря были особенно благоприятны. Среднегодовые температуры воздуха и морских вод на несколько градусов превышали современные показатели. Морская и сухопутная флора и фауна давали первобытным обитателям Японских островов огромное разнообразие и изобилие пищи. Люди культуры Дземон жили в поселках на морских побережьях, близ озер и рек. Сотни таких поселков – точнее их остатков – раскопаны японскими археологами. Основным транспортным средством в эту эпоху были выдолбленные из дерева лодки наподобие каноэ. Из камня, кости и дерева изготовлялись все необходимые орудия труда, приспособления для охоты и рыбной ловли. Из растительного сырья плели сети, циновки, корзины. И конечно, важнейшим предметом хозяйственной утвари была керамическая посуда. На каждом археологическом памятнике культуры Дземон исследователи находят огромное количество целых и разбитых сосудов (Ancient Japan, 1992). Коллекции дземонской керамики являются обязательным украшением всех историко-культурных музеев Японии.

В эпоху неолита в Японии, как, впрочем, и в большинстве районов мира, изготовление керамической посуды было одним из обычных, повседневных видов трудовой деятельности. Это было так называемое домашнее производство, которое еще не было отделено от других хозяйственно-бытовых обязанностей и занятий. На более ранних этапах, вероятно, в каждой семье, в каждом доме изготовляли посуду для собственных нужд. Впоследствии, по мере усложнения хозяйственной жизни, развития технологий и производств, в частности технологии гончарства, начинается постепенный процесс выделения особо искусных мастеров, изготовлявших керамическую посуду не только для себя и своих семей, но и для соседей по поселку, а возможно, и для жителей других деревень.

Посуда начального и раннего Дземона была еще весьма примитивна по технологии изготовления и по форме – емкости с прямыми или чуть расширяющимися к устью стенками, с грубой шероховатой поверхностью, обожженные в костре при низких температурах. Однако каждое изделие украшалось орнаментом. Наиболее распространенным видом декора были оттиски веревки, с помощью которых создавались различные узоры. Само название "Дземон" происходит от японского слова "дзе", что и означает "веревка", "шнур". Керамика, украшенная веревочными оттисками, стала своего рода визитной карточкой неолитической культуры Японии. Эта традиция, возникнув еще на самых ранних этапах истории японской керамики, сохранялась на протяжении многих тысячелетий.

Широкое использование веревки для декора керамических сосудов – не случайное явление в культуре Дземон. Древние обитатели Японских островов были весьма искусны в мастерстве обработки растительных волокон. Плетение, изготовление веревок и шнуров, ткачество в эпоху неолита являлись, как и гончарство, самыми обычными и необходимыми видами деятельности в каждом поселке, в каждом доме. При раскопках археологических памятников культуры Дземон исследователи часто находят остатки плетеных из прутьев корзин, рыболовных сетей, циновок, тканей, всевозможных веревок и шнуров. Существовало несколько десятков различных способов витья веревок и вязания узлов. Соответственно, и веревочно-шнуровые отпечатки на поверхности сосудов также чрезвычайно разнообразны. Японский ученый С.Сугияма посвятил специальное исследование веревочным узорам на керамике Дземон, реконструировав на их основе древнюю технологию витья веревок (Сугияма, 1942).

Временем расцвета мастерства изготовления керамики были периоды среднего, позднего и финального Дземона. Формовочная масса для сосудов готовилась из глины с добавками специальных примесей – песка или шамота (мелко дробленой керамики). Эти добавки улучшали качество массы, препятствовали усадке (деформации) сосудов во время сушки на открытом воздухе или возле огня. Гончары культуры Дземон лепили свои сосуды вручную, способом кольцевого налепа. Жгуты или ленты глиняной массы укладывались кольцами одно на другое. Места соединения колец тщательно заглаживались. В процессе лепки сосуду придавалась нужная форма: стенки тулова суживались или расширялись, к устью могла присоединяться специальная лента, образующая шейку. Формы посуды становятся особенно разнообразны в периоды позднего и финального Дземона. Наряду с емкостями простого контура изготовлялись сосуды в виде вазы, с округлым туловом и высокой узкой шейкой, популярны были чаши и миски, появились сосуды с резервуаром-чашей на поддоне-ножке.

Исключительное внимание уделялось декору керамической посуды. В период среднего Дземона родился оригинальный и не имеющий аналогов в других районах мира стиль украшения сосудов рельефными налепными деталями. Для керамики этого времени характерно сочетание простых форм и сложного, даже вычурного, декора (рис.2). Верхняя, устьевая часть емкостей украшалась причудливыми узорами из глиняных жгутов, спиралей, лент, колец. Иногда в эту композицию вплетались детали в виде стилизованных изображений животных или человеческих лиц. Очень часто налепные элементы размещались и на стенках сосудов, предварительно покрытых сплошными веревочными оттисками. Исследователи керамики Дземон выделяют типы сосудов "кацудзака", "атамадай, “умэтака”, отличающиеся особой пышностью декора. Существует мнение, что эти сосуды использовались в каких-то ритуальных церемониях – например в обрядах поклонения первобытным божествам.

В период позднего Дземона декор керамики становится более строгим, изысканным. На смену затейливым "скульптурным" деталям приходят прочерченные геометрические узоры, сочетающиеся с изящными оттисками тонкого шнура. В оформлении внешнего облика сосудов большую роль начинает играть качество обработки поверхности. Керамика позднего и особенно финального Дземона нередко имеет отполированные до зеркального блеска стенки. В ряде случаев для отделки сосудов использовали красную краску на основе охры – минерального железистого пигмента.

Техника обжига посуды оставалась на довольно примитивном уровне даже в периоды среднего, позднего и финального Дземона. Обжигательным устройством служил обычный костер, позволявший достигать температуры 700–800°С при использовании особой системы укладки топлива и рациональном режиме обжига. Костровый обжиг происходил на открытом воздухе, при свободном доступе кислорода, окислявшего содержащиеся в глине соединения железа и вследствие этого окрашивавшего керамику в теплые цвета (желтый, оранжевый, красно-коричневый).

Мастерство работы с глиной в эпоху неолита не ограничивалось только изготовлением керамической посуды. Древние обитатели Японских островов с большим искусством выделывали из глины украшения и мелкую скульптуру. В период среднего Дземона были популярны керамические серьги в виде кольца с ажурным "плетеным" узором внутри. Такие серьги археологи находят при раскопках погребений – они лежат у височных костей черепа.

Керамические фигурки "догу" – одно из самых ярких явлений неолитической культуры Японских островов в периоды среднего и позднего Дземона. Эти фигурки высотой в среднем от 12 до 30 см, изображают в стилизованной манере людей. Иногда изображения напоминают фантастических существ или инопланетян – таковы, например, "догу" с неестественно огромными глазами, в головном уборе-"шлеме", в одежде, очень похожей на космический скафандр (рис.3). Как полагают исследователи, керамические "догу" имели особое, возможно магическое значение для людей культуры Дземон. Такие фигурки археологи находят обычно в погребениях или жилищах.








Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1145;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.