В. Иванов. История этики средних веков


 

Средневековье формировало этику общины, но в недрах общинного сознания формировались и истоки индивидуализма, творчества, предприимчивости. Постепенно к XVI в. в цехах происходит ослабление диктата большинства, складываются предпосылки для конкуренции между отдельными цехами в разных городах, в разросшихся городах — между мастерами, открывающими собственные мастерские. Уже в ХП-ХШ вв. формируется профессиональное самосознание купечества, чей труд невозможен без индивидуализма и предприимчивости. Рост городов, налаживание экономических связей происходили именно благодаря распространению торговли. Именно в городах, за крепостными стенами, на площадях, постепенно становящихся стационарными крытыми рынками, формировалась культура торговли. Под надзором полиции происходила купля-продажа, денежными штрафами наказывались ложные весы и меры, продажи фальшивых товаров, спекуляции в околорыночном пространстве, скупка и завышение цены. Нечестные купцы могли подвергнуться и расправе толпы, и церковному проклятию.

И все же купечество получало широкие возможности для обогащения. -«Неуемная жажда прибыли уживалась... в сознании купцов с чувством меры, которое воспринималось современниками как одна из "прекрасных добродетелей" и нередко сочеталась со стремлением оградить себя от убытков — со стремлением к "безопасности"» (Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995. С. 84-85). Среди достоинств купеческого сословия отмечается автором цитируемого труда и практичность, и тяга к образованию. Грамотность, умения писать и считать, необходимые для составления запросов, подписания договоров, ведения расчетов и бухгалтерских книг были существенным условием профессионализма средневекового купца. Именно купцы овладевали иностранными языками, вооружались и культивировали крепкую физическую форму для защиты себя и своего достояния. Купцы с их товаром становятся объектом настоящей охоты, в которой принимают участие пираты, даже короли. И такая «предприимчивость» была весьма распространена. Короли Неаполя, Франции, Дании отправляли своих адмиралов для ограбления венецианских галер, плывущих во Фландрию. Корсары получали не только покровительство высочайших особ, но и суда, снаряжение. В. Зомбарт, в частности, отмечает, что в XVI в. английские морские разбойники сотнями захватывали французские суда. На каперство правительством выдавались особые патенты, и получить их могло частное лицо, бывшее в состоянии снарядить судно для захвата неприятельских купеческих кораблей и товаров с целью навредить торговле неприятеля. От каперов, правда, требовалось соблюдение правил войны, но захваченные ими суда и товары призовой суд в конечном итоге передавал в их собственность. Только в 1856 г. этот промысел объявляется вне закона (см.: Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1924). В России свод законов «Русская правда» определял ответственность купца за утрату чужих денег или товара «в зависимости от того, случалась такая пагуба от Бога или по вине самого купца». (Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. С. 47). Утраты вследствие нападения, кораблекрушения или иной катастрофы не наказывались (как это происходило в иных случаях) продажей в рабство или другим наказанием.

Феодалы устраивали специальные преграды — цепи через реки, мосты на суше, устанавливали бесчисленные таможни, целью которых были сборы с купцов, составлявшие в отдельных случаях свыше 2/3 стоимости товара. «Выработка трезвой... линии поведения, жесткость и твердость, делающие будущего купца способным к риску, связанному с его профессией, — таковы цели и принципы воспитания. При этом сознание риска и желание безопасности... толкали его к поискам заступничества у Бога и святых, выражением чего являются вводные формулы — инвокации... торговых соглашений... и практика пожертвований... в пользу бедных» (Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. С. 86- 87). Купечество нуждается в подсчете не только денег и товара, но и времени. В XIV в. в Италии — во Флоренции и Венеции на средства городских общин возводятся башни с часами, инициатива этого принадлежит купечеству. Купечество объединяется в гильдии, в XIV в. (существует до 1669 г.) в Северной Европе оформляется Ганза — торгово-политический союз, в котором состояли до 160 городов, контролирующий торгово-экономические отношения и формирующий их этику.

Вынужденные перевозить товар через территории различных княжеств, купцы вступают в соглашения с отрядами рыцарей, платят им за сопровождение «конвойные деньги».

 

 








Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1552;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.