Общая характеристика французского рококо

Рококо (франц. rococo — вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес, грот, пещера) — оригинальный художественный стиль, конкретно-исторически выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII столетия и получивший развитие в ряде других европейских стран.

Основным декоративным мотивом стиля «рококо» стала раковина в форме причудливого завитка с двойным s-образным изгибом. К началу XVIII в. слово «рокайль» (сокращенно иронично - «рококо») обрело широкое значение. Им стали называть все странное, причудливое, извивающееся, вычурное, неспокойное. Так родилось название нового стиля.

При всей своей относительной самостоятельности рококо есть не что иное, как фаза развития барокко. У этих внешне таких разных стилей очень много сущностно родственного.

__________________ Лекция 93. Стиль рококо в архитектуре Франции XVIII в._____________________

Стиль «рококо» всему материально вещному и телесному парадоксальным образом придал духовное значение, создавая ощущение воздушной легкости, эфемерности, проявляя тончайшие нюансы сокровенных чувств и мыслей.

Идейной и эмоциональной основой художественного стиля стал гедонизм (гр. hedone - наслаждение), а формой - интимная и игривая грация. Мимолетные, неуловимые, изменчивые движения человеческой души к божественному Духу нашли свою визуализацию в стилевом жанре «каприз» (франц. caprice - причуда), тесно связанном с барочным «каприччи».

Рококо - это соединение жизнелюбия и пессимизма, радости и тоски. Стиль демонстрирует, что искомая встреча человека с Абсолютным началом - это не более чем удачное мгновение единения, которое всегда с вожделением ожидается, но в момент призрачного явления зачастую не замечается человеком, принося разочарование.

Девизом эпохи рококо стал «счастливый миг», а главными темами живописи - сцены эротического соблазнения богами (Дианой, Венерой) людей и очаровательного влечения их возбудившихся тел и душ в сказочно прекрасный мир вечной любви.

Старость и смерть как категории не существуют для рококо. Вместо них в этом стиле господствует «ранняя весна» женской красоты и эротической силы. Впервые в истории искусства произошла легализация обнаженного женского тела в откровенно эротическом сюжете.

Богини Олимпа, снизойдя в облик раздетых и полураздетых светских дам, подчас с известными чертами конкретных высокопоставленных особ, демонстрировали свои прелести в пикантной обстановке для того, чтобы, в угоду рококо, прельстить, соблазнить, заразить и в конце концов преобразить человеческие души, уведя их из обыденного профанного Дольнего мира в чудесный сакральный Горний мир.

Сюжетные ситуации подыскивались такие, чтобы служить невинным поводом для откровенной эротики. Широкое распространение получили всевозможные «купания», «утренние туалеты», «летние удовольствия». Популярность приобрел античный сюжет «Диана и Актеон», а также темы, связанные с подсматриванием людей за божественными откровениями эротически соблазнительного характера.

В архитектуре рококо проблемы зодчества сузились в основном до задач оформления небольших интерьеров.

Если прежде сферы деятельности архитектора, скульптора, живописца и рисовалыцика-орнаменталиста были разобщены, то в искусстве рококо они соединились. Причем главным мастером стал не зодчий, а рисовалыцик- орнаменталист, декоратор с бригадой помощников-исполнителей.

Французское архитектурное рококо получило два направления своего развития. Одно из них можно назвать «сдержанным» или «утонченным», другое направление французского рококо позволительно назвать «пышным».

__________________ Лекция 93. Стиль рококо в архитектуре Франции XVIII в._____________________

2. Своеобразие «пышного» варианта рококо

«Пышное» рококо в архитектуре Франции создавалось, в большинстве случаев, архитекторами вышедшими из Фландрии и учившимися в Италии.

Здесь зодчие производили нередко успешные попытки распространить формы рококо не только во внутренних помещениях, но и на фасадах зданий. Более того, они желали сочленить в интерьерах и экстерьерах рокайльные и барочные элементы в единое рокайльно-барочное целое, а также мечтали придать национальному французскому рококо общеевропейский характер.

Архитектурные творения этого направления тяготеют, с одной стороны, к барочной роскошности и торжественности, к выразительности и динамике композиционных форм, а с другой стороны - к рокальной камерности и интимности произведения.

Дворец Станислава Лещинского во французском городе Нанси (1750- е), построенный по проекту архитектора Эммануэля Эре де Корни, по праву считается одним из главных градостроительных памятников «пышного» рококо.

Особенностью данного памятника является его градостроительное значение, поскольку дворец организует с помощью площади окружающее городское пространство, фиксируя узловую точку города. Основные средства организации пространства - барочно-рокайльные архитектурные формы, обильно украшенные рокайльным орнаментом. Это относится и к оформлению самого дворца и к устройству и внешнему виду самой площади, организованной с помощью решетки.

Именно решетка площади дворца Станислава Лещинского играет наиболее важную роль в формировании особого пространства синтеза рокайльных и барочных форм, создавая ощущение триумфа и торжественности и одновременно - камерности и интимности пространственной среды.

Удивительный эффект создает подобное сочетание интимности и торжественности, градообразующего значения и интимной функции. Ансамбль дворца и площади как репрезентант «пышного» рококо демонстрирует торжество личного пространства в городской среде, превращая целую часть города в качестве общественной среды в интимное пространство погруженности во внутренний мир человека, мир причудливых форм и игривых мыслей.

Данный вариант стиля действительно приобретет интернациональный характер и получит свое особое развитие в барочно-рокайльной архитектуре Германии и Австрии.

3. «Салон Принцессы» Отеля де Субиз в Париже как репрезентант «утонченного» или «сдержанного» варианта рококо

Особенностью «утонченного» варианта стиля «рококо» в архитектуре Франции является сочетание рокайльного интерьера зданий, отделанного с высоким вкусом, тонкостью и изяществом, с фасадами, выдержанными в

__________________ Лекция 93. Стиль рококо в архитектуре Франции XVIII в._____________________

строгих формах классицизма.

Образцовым архитектурным творением «утонченного» рококо является «Салон Принцессы» (1705) отеля де Субиз в Париже, созданный зодчим Жерменом Бофраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (архитектор Пьер- Алексис Деламер выступил автором парадного двора и классицистического фасада здания). Здесь стиль проявился в наиболее законченной форме.

Во-первых, облик интерьера таков, что сразу настраивает на отрыв от всего кристаллизованного и ограниченного. Углы стен помещения живописно закруглены. Вместо карниза, ограничивающего плоскость стены от потолка, появилась падуга - плавный полукруглый переход, самым пластичным образом связавший вертикали стен с горизонталью потолка и сделавший незаметной для глаза зрителя тектонику интерьера.

Более того, падуга декорирована тонким позолоченным рельефом, имитирующим ветви деревьев. Этот лепной орнамент рокайля, будучи атектоничным, максимально усилил живописность падуги. Белый и нежный серо-зеленый цвета создают в «Салоне» атмосферу безмятежности. Вся орнаментика характеризуется изяществом и легкостью.

Во-вторых, панели интерьера, имеющие арочные очертания, чередуются с высокими зеркалами и окнами, придающими небольшому по размерам помещению дополнительную глубину.

Вообще мотив зеркала как символа призрачности, игрового погружения, соединения иллюзии и реальности, в искусстве рококо приобрел ведущее значение. Многочисленные зеркала, отражаясь одно в другом, создают впечатление бесконечно глубокого зыбкого пространства. Горящие свечи мириадами искр призваны были усилить это впечатление.

В-третьих, центр интерьера под одним из зеркал занимает невысокий камин, покрытый мраморной плитой со стоящими на ней часами золоченой бронзы. Это своего рода «алтарь» помещения, символизирующий грот, пещеру, открытый зев божественной матки с призывно горящим внутри огнем.

Сочетание зажженного камина, часов и зеркала обязательно для рококо в качестве сопоставления временного и вечного в призрачном пространстве наблюдения человека за собой и погружения в себя.

В-четвертых, все детали «Салона» ориентированы на создание определенного настроения.

Именно в эпоху рококо представление об интерьере как о едином художественном ансамбле получило наиболее полное осуществление. Художники стиля с равной тщательностью работали над лепным декором стен, зеркал, мебели, камина, канделябров, рисунками тканей, формами дверных ручек. Каждый даже самый искусный элемент интерьера обретал значимость только в том случае, если удачно становился частью единого целого.

Именно по этой причине живопись рококо сугубо декоративна. Она теряется в музейных помещениях, ибо предназначена для определенных интерьеров, убранных в едином стиле.

__________________ Лекция 93. Стиль рококо в архитектуре Франции XVIII в._____________________

Не исключение и живопись «Салона Принцессы». В пространстве между окнами и потолком помещены декоративного характера картины художника Натуара, рассказывающие о Психее, которая в греческой мифологии олицетворяла собой душу, дыхание. Иллюстрируется история Апулея о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с бесконечной любовью.

В-пятых, несмотря на небольшие габариты помещения композиция «Салона» построена так, что делает принципиально невозможным охват взором сразу всех его форм. Ясная неясность изменчивого облика, частичная приоткрытость, загадочность, женственность - характерные особенности интерьера рококо. Даже если тщательно изучить каждый предмет помещения и просмотреть все орнаменты рокайля, всякий раз окажется нечто, непременно ускользнувшее от освоения.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1216;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.