Особенности развития барочной архитектуры в Испании XVIII в.

Испанская архитектурная традиция в целом представляет космоцентрический вариант стиля «барокко».

____________________ Лекция 92. Барочная архитектура Испании XVIII века______________________

В Испании эпоха барокко приходится на вторую половину XVII - первую половину XVIII столетия, причем испанская барочная архитектура, испытывая сильные римское и парижское влияния, в отличие от итальянского и французского зодчества, сводилась исключительно к церковным постройкам. Помимо двора, наиболее значительные заказы поступали от религиозных орденов и многочисленных религиозных конгрегаций, то есть монашеских объединений, следующих общему уставу.

Барочная самостоятельность испанских архитекторов сильнее всего проявилась в планировке и декорации фасадов культовых зданий, а также в оформлении церковных интерьеров.

В то время как в большинстве европейских стран ремесло архитектора классифицировалось как инженерное или фортификационное искусство, в Испании преобладало представление о зодчем как члене религиозного братства, получившем духовные наставления в родной обители. Можно сказать, что в деле строительства культового здания зодчий играл роль духовно-художественного руководителя. Степень почтения к положению архитектора нашла отражение в религиозных текстах, называвших Бога-Отца «высочайшим зодчим».

Придворные архитекторы имели достойное положение в испанском обществе. Тип профессиональной подготовки зодчих эпохи барокко в Испании основывался на теоретических выкладках Витрувия и Альберти и являлся результатом всестороннего обучения, которое дополнялось практическими навыками, приобретавшимися во время работы под началом старших и более опытных мастеров. Обычно только представители аристократии и духовенства могли получить такое образование.

2. Деятельность братьев Чурригера. Стиль «чурригереск» в испанской барочной архитектуре

Рубежом XVII - XVIII вв. датируется деятельность архитекторов и скульпторов семьи кастильских зодчих, принадлежащих фамилии Чурригера. Братья Хосе Бенито, Хоаким, Мануель, Альберто и Мигуэль Чурригера явились создателями оригинальной архитектуры, именуемой стилем «чурригереск». Семья Чурригера, уроженцев Барселоны, первоначально поселилась в Мадриде, а затем обосновалась в Саламанке, украсив этот кастильский город архитектурными сооружениями и скульптурно- декоративными работами. Вообще, деятельность братьев Чурригера дала настолько мощный импульс развитию барочной архитектуры Испании, что название «чурригереск» зачастую употребляется по отношению ко всей архитектуре испанского барокко XVIII в.

Как правило, постройки, исполненные в стиле «чурригереск» просты, даже традиционны в своей объемной композиции. Во всей красе стиль «чурригереск» проявляется в пышной и виртуозной декорации храмовых фасадов, заполняя их поверхности вычурной орнаментикой, включающей в себя, во-первых, изогнутые, волнообразные и разорванные карнизы, во-

____________________ Лекция 92. Барочная архитектура Испании XVIII века______________________

вторых, витые и каиделябровые колонны, в-третьих, гирлянды, в-четвертых, раковины, в-пятых, консоли, в-шестых, занавески, в-седьмых, виноградные лозы, в-восьмых, медальоны, в-девятых, гербы, в-десятых, ленты, в- одиннадцатых, волюты, в-денадцатых, круглые, овальные либо трехлепестковые отверстия.

Старший из братьев Хосе Бенито Чурригера (1665-1725) считается самым известным мастером, определившим главные особенности стиля «чурригереск». Однако произведений Хосе сохранилось немного, а сам характер его творчества оказался более приверженным традиции по сравнению со смелыми новшествами его младших братьев.

На рубеже XVII - XVIII столетий Хосе Бенито Чурригера воздвиг ретабло или, иначе говоря, алтарь в церкви доминиканского монастыря Сан Эстебан в Саламанке (1693), по праву считающееся шедевром стиля «чурригереск». Это роскошно декорированная своеобразного пространственного решения постройка, в которой нашли широкое применение позолоченные мавританские колонны, обвитые виноградными лозами. Безупречное чувство пропорций связывает это алтарное сооружение с внушительным пространством храма.

Известно, что ретабло церкви монастыря Сан Эстебан в Саламанке стало прообразом многих алтарных сооружений не только в Испании, но и в Латинской Америке.

Для творчества двух младших братьев Чурригера - Хоакина и Альберто - характерно большое количество самых разных произведений. Их заказы в Саламанке были в первую очередь связаны с Новым собором, который принадлежал к числу поздних готических храмов Испании.

В 1714 г. Хоаким Чурригера был назначен главным архитектором Нового собора. Он стал создателем храмового купола, а также творцом ансамбля хора с рядами резных, украшенных скульптурой скамей.

Альберто Чурригера в Новом соборе занимался внутренним убранством храма, украшением его капелл и алтарей.

Позолоченный алтарь или ретабло «Христос сражений» (1720-е), находящийся в Новом соборе Саламанки, принадлежит к лучшим творениям Альберто Чурригера. Здесь предмет священного культа - деревянное раскрашенное распятие, которое, согласно легенде, сопровождало Сида Кампеадора во всех его битвах - помещено на ступенчатом пьедестале в углубленной нише, таинственная сумрачность которой усилена необычайной щедростью сияющего золотом скульптурного декора.

В Кастильи с деятельностью братьев Чурригера теснее всего было связано творчество архитектора Педро де-Риберы, крупнейшего мастера мадридского барокко. Почти за 20 лет деятельности мастер украсил испанскую столицу своими постройками - церквами, дворцами, театрами и фонтанами.

Многие здания Риберы сохранились фрагментарно или в измененном виде, но, к счастью, уцелели лучшие столичные памятники мастера, среди которых Приют для престарелых Сан Фернандо (1722). На фоне строгой

____________________ Лекция 92. Барочная архитектура Испании XVIII века______________________

стенной плоскости фасада из красного кирпича контрастно выделен огромный, богато украшенный резной портал из серого камня. Его декор причудлив, по барочному полон движения, построен на перетекающих овальных и закругленных формах. Портал, ломая линию карниза, поднимается выше крыши и завершается эффектным трехчастным разорванным фронтоном. В нише на уровне второго этажа размещена статуя кастильского короля Фердинанда Святого, который в 1248 г. отвоевал Севилью у мавров; стоящий на коленях мальчик протягивает королю ключ от города. Многочисленны и затейливы детали убранства. Края портала словно задрапированы складками тканей, перевитых лентами. Скульптурная резьба кажется наложенной на каменную плоскость. Однако обилие декоративных форм не нарушает единства целого.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1853;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.