Творчество Кристофера Рена
Время гражданской войны и протектората Кромвеля не благоприятствовало развитию архитектуры, новый этап начался с Реставрацией (1660). Возвращение из эмиграции королевского двора, феодальной знати и крупнейших представителей буржуазии разорвало островную изоляцию английского зодчества для европейских влияний. Блистательная архитектура Франции времени Людовика XIV и Кольбера наложила свой отпечаток на строительство королевских и вообще репрезентативных зданий.
Глубокие изменения всей культурной ситуации, и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и самой личности Кристофера Рена (1632 - XVII23).
Первая постройка мастера - Шелдонский театр в Оксфорде, возведенный на средства епископа Шелдона для присуждения научных степеней и других торжественных университетских церемоний. Повторив принципиальную схему театра Марцелла в Риме, Рен перекрыл его плоским, подвешенным к фермам потолком (его пролет 21м поразил современников), роспись которого изображала открытое небо и тенты античного прототипа. Некоторое нарушение классических канонов следует связывать не с неопытностью мастера, а с барочной свободой, которая получит в его творчестве значительное развитие.
Важным фрагментом биографии мастера была поездка в Париж в 1665 - 1666 гг. Он называл Париж «школой архитектуры, сегодня может быть лучшей в Европе». Главное, что привез Кристофер Рен из Франции - понимание роли архитектуры в развитии нации: «Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть - источник великих деяний в государстве...». Кристофер Рен изучал и восхищался градостроительными решениями Парижа, ансамблем Лувра, организацией вертикальных ориентиров.
Когда в сентябре 1666 г. страшный пожар уничтожил больше половины Лондона, Кристофер Рен был готов предложить королю несколько проектов реконструкции центра города. По большому счету это был первый масштабный проект перестройки, упорядочения Лондона. Если Иниго Джонсу с большим трудом удалось реализовать проект одной площади, да и та осталась не достроена (хозяин земли не одобрил преобразования), то проект Кристофера Рена получил благословление короля и был частично реализован.
Пожар унес 85 церквей, необходимо было срочно восстанавливать храмы. По проектам Рена были возведены десятки храмов. Они представляют собой новую главу в истории английской архитектуры. Они знаменуют расцвет английского классицизма в органическом сочетании с
Лекция 90. Архитектура Англии XVII в.: творчество Иниго Джонса, Кристофера Рена
такими традиционными национальными особенностями зодчества, как противопоставление вздымающихся вертикалей низким объемам и трезвый практицизм планировки. Рен хорошо осознавал требования протестантского культа, рассматривавшего церковь прежде всего как аудиторию для проповедника, а не место для сценически эффектной католической литургии, и четко зафиксировал эти требования в специальной записке. Небольшие, необычайно разнообразные по плану, эти церкви искусно скомпонованы мастером в неправильные и затесненные участки. Характерные для классицизма фасады сочетаются в них с целостностью пространства интерьера. В этом отношении особенно характерна церковь Сен Стивен Уолбурк (1672 - 1687), с ее просторным и плоским куполом, объединяющим все пространство. Часто в главное пространство широко открываются хоры - галереи для прихожан (Сен Брайд на Флит-стрит, 1670 - 1684).
Знаменитые колокольни Рена, частью разрушенные во время Второй мировой войны, поражают разнообразием композиции, и в то же время неизменно отличаются свойственным лишь им одним сложным, легким, учащающимся кверху ритмом. В них, с одной стороны, проявился тот глубокий отпечаток, который наложила готика на национальный характер английского зодчества, а с другой - своеобразная разработка «Темы с вариациями» (каждая из которых имеет вполне самостоятельное значение) - разработка, до того встречающаяся только в ряде палладианских вилл и дворцов.
Наиболее монументальные строения Кристофера Рена уходят в XVIII в. - это собор Святого Павла в Лондоне (1675 - 1711), главный собор протестантов Европы и Ансамбль Гринвичского госпиталя.
Произведения для ознакомления
Иниго Джонс (1573 - 1652): Площадь Ковент-Гарден (1630), Куинс Хаус в Гринвиче (1616 - 1636), Линдсей Хаус (1640), Банкеттинг-Хаус в Лондоне (1619- 1622).
Кристофер Рен (1632 - 1723): Шелдонский театр в Оксфорде (1663 - 1665), Сен Стивен Уолбурк (1672 - 1687), Сен Брайд на Флит-стрит (1670 - 1684), колокольня церкви Сент Мери-ле-Боу (1670 - 1680), Дворец Хэмптон- корт (1690 - 1696), собор Святого Павла в Лондоне (1675 - 1711), Ансамбль Гринвичского госпиталя 1694 - 1728).
МОДУЛЬ № 7. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII В.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1476;