Знаки архитектурного языка произведений поздневизантийского времени
Знаки архитектурного языка произведений поздневизантийского времени, созданных константинопольской школой:
Камерность. Индивидуализм, ставший определяющей чертой мироотношения, проявился, в частности, в типе заказчиков - отдельных аристократов. В результате интерьеры дробятся на отдельные разобщенные помещения, очень небольшие и различные по форме. Культовое здание уже рассчитано не на большие массы народа, а для уединения прихожан в индивидуальных молельнях, в делании индивидуальной молитвы к Богу. Система пятинефной крестово-купольной церкви распадается на несколько отдельных друг от друга молелен. Отсутствует единство интерьера. Прохождение, а вместе с этим и проживание храма утрачивает и осевую, и круговую направленность. Сложный путь, требуемый от человека культовой постройкой символизирует сложный путь единения с Богом, достигаемый не соборным способом и ценой значительных душевных усилий самого верующего. Уменьшение размеров культовых сооружений достигает миниатюрности. В миниатюрном масштабе воссоздаются закономерности организации купольных базилик и крестово-купольных сооружений, что нивелирует сам замысел данных архитектурных типов и свидетельствует о принципиальной невозможности удержать эталон прошлого новым временем.
Акцент на экстерьер. Развитие получили принципы обильной декорации фасадов. Смешанная кирпично-каменная кладка порождает полихромный эффект. Цветовое разнообразие строительных материалов используется для декорирования, выкладывания орнаментального рисунка. В оформлении стен церквей используются килевидные арки, тройные оконные проемы, миниатюрные ниши, что приводит к общему измельчению форм экстерьера церквей.
Асимметрия. Характерным для поздневизантийского времени было расположение зданий на склонах холмов, так что их стены были одни выше, а другие - уходили в землю. В поздневизантийское время преобладала свободная планировка культовых зданий. Равновесие асимметричных архитектурных масс стало основным композиционным законом.
Взаимодействие культового здания с природным окружающим пространством. Асимметрия архитектурных форм явилась также средством достижения органичной взаимосвязанности здания с ландшафтом. Архитектура поздневизантийского периода позволяет говорить о природных, органических качествах самих форм зданий: подвижности распределения масс, естественности, криволинейности. Культовое здание организует взаимодействие земли и небес, активно вводя эти стихии во взаимодействие друг с другом. Например, кровля церкви могла быть оборудована как площадка для литургии и моления непосредственно под звездным небом, а не куполом как искусственным репрезентантом небесного свода.
Эклектика. В постройках поздневизантийското времени соединяются в пределах одного здания разнообразные традиции: традиции ранневизантийского и средневизантийского времени; традиции западноевропейской культовой архитектуры готического стиля; традиции светской архитектуры, жилого зодчества Византии и Западной Европы (Италии). Эклектика свидетельствует о стремлении удержать идеал средствами привлечения актуальных архитектурных традиций, а вместе с ними и мироотношения актуальных исторических эпох.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 768;