Анализ репрезентантов поздневизантийской архитектуры
Произведения-репрезентанты поздневизантийской архитектуры XIII- XV вв.: церковь Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (мечеть Кахрие-Джами, конец XIII в.); церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.); эксонартекс комплекса Молла-Гюрани в Константинополе (XIV в.); церковь
Панагия Мухлиотисса в Константинополе (XIV в.); церковь Богоматери на острове Халки (XIV в.); Церковь Парагоритисса в Арте в Греции (к. XIII в.).
Церковь монастыря Хора в Константинополе (турецкое название - Кахрие-Джами). Конец ХШ - нач. XIV вв. Построена придворным вельможей Федором Метохитом. Церковь представляет собой перестройку более раннего здания, от которого остались только фрагменты средней части и трех апсид. В поздневизантийское время были пристроены кельи, переделанные из северного нефа, нартекс, экспонартекс, пристройка с юга в виде удлиненного нефа, заканчивающегося апсидой, так называемый пареклезий. В появлении этого помещения проявилась тенденция к постепенному расширению построек в разные стороны по частям, свойственная архитектуре жилых зданий, расширяющихся по мере возникновения новых потребностей и возможностей. В настоящее время стены между столбами на западном фасаде заложены, но изначально там были широкие арочные проемы. Стены церкви снаружи декорированы глухими нишами, аркадами, резным орнаментом. Фасад был завершен стенкой, возвышавшейся над сводами эксонартекса и ограниченной сверху парапетом. Парапет ограничивал плоскую крышу, на которую и вела лестница, расположенная в юго-западном углу здания. В поздневизантийское время плоская крыша служила для размещения молящихся: в хорошую погоду - в летние месяцы во время вечерних и ночных богослужений они могли видеть и слышать происходящее внутри через окна барабанов и через большие тройные окна, освещавшие центральную часть. В это время те, кто был на балконе, а доступ туда имели только монахи, строитель храма, его семья и представители высшей аристократии, находились под настоящим звездным небом. Особенностью церкви является асимметричное расположение трех малых куполов по отношению к главному куполу. Два из них находятся над нартексом, а третий - над южной церковью. Здание расположено на склоне холма. С этим связана асимметричная группировка ее частей. Асимметричная расстановка куполов существенна для общего равновесия масс. Асимметричная группировка обусловлена еще и тем, что северная часть уже южной церкви, и кроме того, лестничная пристройка также выступает к югу. Строительные материалы: хорошо отесанные квадры камня чередуются с несколькими рядами кирпича. Арки выложены из кирпича (как в средневизантийских постройках). Здание церкви приобрело новые функциональные черты, в сравнении с прежним периодом. Культовое здание уже рассчитано не на большие массы народа, как София Константинопольская, а для уединения отдельных, особо знатных прихожан в индивидуальных молельнях, в делании индивидуальной молитвы к Богу. Кроме того, здание предназначалось для жилья монахов. Для церкви характерен раздробленный интерьер, интимность и замкнутость.
Южная церковь комплекса Фетие-Джами Мария Паммакаристос (1312 г., по другой версии - после 1315 г.). Это последний пример крестово- купольной постройки в Константинополе. Но, поскольку церковь миниатюрна по размерам, то представляет собой по сути такую же молельню, как и капеллы церкви монастыря Хора. Крестовые своды перекрывают рукава креста, что позволяет достичь динамического единства пространства интерьера церкви. Здание было отделено глухой стеной от главной церкви. Имеется нартекс, над которым дополнительные помещения, которые освещаются куполами. Строительные материалы: узкие полосы кирпича сочетаются со сплошными полосами камня теплого желтого тона. В арках использован камень. В промежутках между арками - каменно- кирпичная бело-красная декорация. В оформлении церкви использованы и килевидные арки. Тройные оконные проемы, а также миниатюрные ниши на южной стене - очень измельчены.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 786;