Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.). разъединяет человеческий коллектив, каждый пришедший остается один на один с богами для совершения молитвы
разъединяет человеческий коллектив, каждый пришедший остается один на один с богами для совершения молитвы, диалога с ними.
Следующий этап движения - это слияние двух потоков шествующих у восточного фасада Парфенона. До этого произошло разделение не только на два потока, но и внутри каждого потока тоже. Теперь нужно снова слить всех в единое целое. И Парфенон делает это, потому что слияние поддержано богами. Но одновременно человек, возросший в духе своем и способный стать героем, может потерять меру, начать претендовать на божеское (Леонардо да Винчи: «Для чего Бог создал человека? Для того, чтобы человек хоть иногда становился Богом.). Однако композиция восточного фасада Парфенона указывает, что меру шествующим в Панафинейской процессии нужно знать. Иначе наказание за гордыню последует обязательно. Поэтому на фасаде явлены намеки, останавливающие людей, не позволяющие вознестись в духе своем до уровня богов, смиряющие гордыню: боги на фризе-зоофоре встречают процессию людей сидя, а идущие люди представлены с гордо поднятыми головами, максимально выпрямившись, достигнув максимума своего личностного разворачивания. Стоящий человек вроде бы находится на уровне с головами богов, но человек стоит, а боги - сидят. У богов есть гигантская потенция - они могут встать. На восточной части фриза-зоофора представлено подношение Афине пеплоса. Действие фриза-зоофора поддерживается скульптурной композицией фронтона, на которой явлено рождение Афины из головы Зевса. Изображение улетающей с фронтона богини Нюкс и влетающего на фронтон бога Гелиоса намекают на то, что действие происходит днем. Согласно представлениям греков, день есть жизнь, ночь есть смерть. Отсюда не случайно представлены боги, ибо это - жизнь. Вся человеческая процессия, которая пришла сюда видит эту жизнь в полном объеме, поскольку представлены здесь все двенадцать богов Олимпа. Они являются свидетелями рождения Афины. Именно здесь у восточного фасада Парфенона в присутствии всех богов и приносилась стоглавая огненная жертва, именно здесь люди, возросшие в духе своем, становясь сотрапезниками богов, вступали в отношение с Абсолютным началом.
Таким образом, на западном фасаде храма представлен социцентрический, политический аспект эллинской религии, на северном и южном фасадах - эгоцентрическая, личностная составляющая, восточный фасад же являет космоцентрическую составляющую религии. Греки полагали, что космоцентрической составляющей можно достичь, только при слиянии социоцентрической и эгоцентрической составляющих. Эта система - космоцентрическая, эгоцентрическая и социоцентрическая религиозные составляющие, была очень хорошо продумана Гипподамом - архитектором и философом, который строил Пирей - порт рядом с Афинами. Он разработал принцип, по которому каждый полис должен иметь общественную часть, личностную часть и священную часть. Эта система применяется в населенных пунктах мира и по сию пору.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 609;