Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.). Панафиней понимали, насколько важно их городу покровительство не только Афины, но и Посейдона (покровитель Коринфа
Панафиней понимали, насколько важно их городу покровительство не только Афины, но и Посейдона (покровитель Коринфа, морского города). Перемещение Посейдона на Афинский Акрополь означало, что Коринф становится в зависимость от Афин, которые могут побеждать теперь не только на суше, но и на море.
Таким образом, цель западного фасада Парфенона - объединить всех эллинов политически (политика - «общее дело», каждый гражданин полиса занимался политикой), это под покровительством Афины, как символа государственной мудрости, и Посейдона.
Далее шествие проходило вдоль северного и южного фасадов Парфенона, акцентирующих эгоцентрическое религиозное качество верующих. Если продолжить линии кровли Парфенона до земли, то получится, что каждый, проходящий в торжественном шествии вблизи Парфенона оказывался под его покровительством. Верующий, проходя мимо фасада храма, попадал в область пористой структуры, где здание одновременно "растекается" по холму и "сжимается", как бы структурируется, кристаллизуется. На это впечатление работают и курватуры, которые в Парфеноне видны. Всевозможные искривления создают впечатления о храме как о живом организме, а не каком-то искусственно-правильном образовании.
Парфенон как шедевр, в котором достигнуты эталонные размеры элементов, преобразует человека, прикасающегося к нему, организует его по своим меркам. В связи с этим не случайным является применение «героического» размера колонн птерона - 10,43 м. Человек, находящийся в зоне действия храма возрастает в духе своем, выстраивает свой микрокосм как микрокосм героя, преодолевшего трудности.
Восходящее солнце движется по небосклону, освещая по очереди одни за другими каннелюры колонн птерона: одни каннелюры уходят в тень, другие - высвечиваются. Колонны начинают работать как шестерни, с одной стороны, «втягивая» человека в пространство храма, а с другой стороны, выталкивая наружу качество божественное. Божественная энергия, выходя наружу, распространяется вокруг. Осененный этой энергией человек возрастает в духе своем, становится героем, чему способствует и героический размер колонн, и высота ступеней стереобата (0,5 м). Именно в этом месте процессии происходит разрушение старого человеческого качества ("аритэ" по-гречески) и создание нового героического качества с помощью богов.
Метопы Парфенона показывают борьбу греков с варварами и намекают на постоянную борьбу человека с самим собой. Фриз-зоофор предлагает эталон неторопливого, неспешного движения в панафинейской процессии, движения с достоинством, с пониманием сути происходящего.
Таким образом, на этом этапе Панафинейского шествия происходит личностное становление участников, а не кристаллизация общественного качества, как это было перед западным фасадом. Парфенон как бы
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 730;