Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.). доисторическому времени. Первоначально - это местный афинский праздник
доисторическому времени. Первоначально - это местный афинский праздник. При легендарном царе Тесее (по античной традиции приблизительно XIII в. до н. э.) Панафинеи стали общеаттическим (panathenaia — всеафинский) праздником. В программу Панафиней со времени Писистрата (VI в. до н. э.) входили главный обряд — шествие к акрополю и акт со-тарпезы с богами достойнейших членов полиса, жертвоприношение (гекатомба), надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины, а также состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания. Эти так называемые Великие Панафинеи происходили один раз в 4 года, в отличие от ежегодных Малых Панафиней, во время которых не совершалось главного обряда. Победители Панафиней награждались венками из веток «священной» оливы и амфорами с маслом.
Панафинейское шествие начиналось ранним утром, поднималось на Акрополь, по Акрополю движение начиналось от Пропилеев по диагонали, через площадь, к Парфенону, вместе с жертвенными животными, всадниками, женщинами, несущими дары. В этом движении позволительно выделить три фазы: остановка процессии перед западным фасадом, проход процессии с севера и юга вдоль длинных фасадов Парфенона, слияние двух потоков шествующих в единое целое перед восточным фасадом, где совершалась гекатомба (жертвоприношение), и где люди становились сотрапезниками богов.
Каждый из этапов шествия вокруг Парфенона имел свою цель, достижению которой способствовал весь облик храма в целом и каждая его деталь. Западный фасад Парфенона акцентирует социоцентрическую составляющую эллинской религии. На метопах представлены сцены борьбы греков с амазонками, символически представляя противоборство эллинов с варварами, последние не могли быть допущены к торжественному шествию. Фриз-зоофор предлагает участникам шествия модель подготовки к торжественному мероприятию, настраивание на действие - люди, изображенные здесь готовят упряжь, колесницы и т.д. Здесь же за дверью западного помещения Парфенона находится казна Морского союза, добытая в боях - отвоеванные у персов (варваров) трофеи. На западном фронтоне представлен миф о том, как боги Афина и Посейдон спорили за обладание Акрополем. Обоим божествам приглянулось это место. Оба отправились с Олимпа на Акрополь и прибыли одновременно. Оба, посредством символов своего могущества, овладели этим местом: Афина, создав оливковое дерево (оливковое масло - символ Греции), Посейдон, выбив трезубцем в скале соляной источник. По краям фронтона представлены аллегорические фигуры двух афинских рек Кефиса и Иллиса. Аллегории рек акцентируют взгляды смотрящих: действие, представленное на фронтоне, происходит именно на Афинском Акрополе. Скульптор представил столкновение Афины и Посейдона на одинаковых правах. Посредством пересечения ног Афины и Посейдона ясно показано, что оба божества заявляют свои права (претензии) на одно и то же место. Афиняне, пришедшие на Акрополь в день Великих
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 657;