Характеристика древнегреческих пра-храмов
а) Мегарон
Древнейшим типом храма на территории Греции был мегарон - (от греч. «большой зал») тип храма прямоугольный в плане или с апсидным завершением, состоящий из наоса и пронаоса, ограниченного с боковых сторон антами. В глубине наоса, иногда разбитого на два или три нефа рядами столбов располагался очаг, над которым в крыше было устроено отверстие для эманации божественной энергии внутрь храмового пространства и имманации человеческой энергии к божеству. К настоящему времени, в лучшем случае, мегароны сохранились лишь в фундаментах; на месте их существования были построены более современные сооружения. В качестве репрезентантов могут быть рассмотрены мегарон А в Фермосе, построенный в к. П-нач. I тыс. до н.э., мегарон Б в Фермосе (X в. до н.э.).
б) модели храмов из Аргоса и Перахоры (вторая половина VIII в. до
н.э.)
Вероятно, вотивные, глиняные модели храмов, дающие представление о внешнем облике простейших храмов, украшенных росписью, о развитии скатной кровли и сочетании ее с потолком, породившим фронтоны. Столбы в моделях стоят не между концами продольных стен, а образуют самостоятельный, стоящий впереди портик.
Модели были найдены при раскопках на месте древнейшего храма в Аргосском Герайоне и среди остатков первого апсидального храма Геры Акрайи в Перахоре близ Коринфа.
Модель из Перахоры представляет собой здание прямоугольное в плане с апсидным завершением. Центр круга в глубине здания поддерживала колонна, которая являлась основной опорой кровли. Колонна расположена именно на том месте, где позднее греки стали размещать статую божества или алтарь. Получается, что именно божество являлось основной опорой храма, города, мира.
Модель храма из Аргоса имеет в плане прямоугольник. На антаблементе храма представлен фриз с метопами и триглифами. Крутая двускатная кровля сочетается в этой модели с горизонтальным потолком, образуя двускатное чердачное помещение с дверкой и фронтоном. Именно на фронтоне впоследствии будут располагаться фигуры богов. Имеется также подобие балкона для божества, который поддерживается колоннами как в простиле.
Обе модели храмов располагаются на платформе - стереобате.
в) храм в Дреросе на о. Крит (VIII в. до н.э.)
Храм состоит из небольшого пронаоса и продолговатой целлы, разделенной по продольной оси двумя колоннами и находящимся между ними очагом. Дым от очага выходил через отверстие в верхней части здания.
_______________ Лекция 42. Архитектура Древней Греции периода архаики (2 ч.)_________________
Позднее в храме вместо очага ставится статуя божества, которому был посвящен храм.
Стены храма были сложены из камня.
В храме в Дреросе конструкция крыши и потолочное перекрытие, ранее совмещенные, были отделены друг от друга. Появились стропила и чердачное помещение, выражением которого на торцах здания стал треугольник фронтона.
Задняя часть здания храма значительно выше для того, чтобы Божество, незримо присутствующее в храме, могло встать, а встав, могло глядеть через специальное окно, устроенное на фронтоне храма. В более позднее время изображение божества на фронтоне храма будет помещаться в качестве своеобразного зеркала, отражающего факт его реального присутствия в пространстве храма. Изображения божеств на фронтоне символизируют распространение божественной энергии не только на внутренние помещения храма, но и своеобразный «выход» божественной энергии вовне, на акрополь, на город, на весь полис.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 928;