Искусство периода Эдо
В период Эдо (1614—1868), завершивший многовековую эпоху японского феодализма и получивший свое название по имени новой столицы (ныне Токио), главными творцами художественных ценностей и их потребителями стали представители торгово-ремесленного сословия, которые стремились высвободиться из-под власти феодальной морали. Изоляция страны, в которую с 30-х гг. XVII в. и до сер. XIX в. был запрещен въезд иностранцев, и искусственная консервация феодальной культуры, хотя и сказались на атмосфере духовной жизни Японии, все же не смогли сдержать художественного) развития страны, появления новых видов и жанров искусства — городской новеллы, театра Кабуки, гравюры на дереве.
В зодчестве эпохи Эдо произошло окончательное размежевание между парадным и камерным стилями. В замках, дворцах, храмах-усыпальницах правителей (мавзолей сегунов династии Токугава в Никко, XVII в.) воплотилась тяга к роскоши, обилию декора, построенного на эффектном сочетании резного дерева с отделкой цветными лаками. Интимный, камерный стиль воплотился в ансамблях загородных резиденций и чайных павильонов. Подчеркнутая простота, почти полное отсутствие декора отличают императорскую виллу Кацура, построенную около 1620—1658 гг. к юго-западу от Киото. Характер этого ансамбля, предназначенного для уединенных размышлений и неторопливых прогулок, сложился под влиянием эстетики чайных домов — (тясицу). Ряд небольших павильонов расположен среди зелени на берегу озера и в чаще леса. Спокойная ясность силуэтов построек с открытыми на природу интерьерами, чистота плотницкой работы гармонируют с неяркой красотой обширного парка.
Изобразительное искусство позднего средневековья в целом тяготело к праздничной зрелищности, особенно ощутимой в декоративной живописи XVII в. Важная роль в ее развитии принадлежит мастерам Киото, чье творчество тесно соприкасалось с традиционными художественными ремеслами. В произведениях Таварая Сотацу (XVI-XVII вв.) и Огата Корина (XVII-XVIII вв.) соединялись особенности разных видов искусства, как бы стирались границы между ними. Их росписи ширм, вееров, кимоно, керамических изделий сочетают утилитарность, декоративную обобщенность, нарядность и широкую поэтическую ассоциативность. Присущее этим мастерам восторженное восприятие красоты мира, отточенность их художественных приемов во многом определили пути развития японского позднесредневекового декоративного искусства и гравюры на дереве, центром производства которой стал г. Эдо.
Основные жанры ксилографии сложились к кон. XVII в. Нарядная и яркая, легко тиражируемая гравюра охватила все сферы городской жизни; она служила театральной афишей, книжной иллюстрацией, поздравительной открыткой. Впервые героями произведения японского искусства стали актеры театра Кабуки, гейши, ремесленники, торговцы, занимающиеся своими делами. В изготовлении гравюр, которое приняло широкий размах,
_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________
участвовали представители трех профессий: художник, резчик и печатник. Коллективность творчества, как и виртуозность исполнения штрихового рисунка, мягкость и чистота цветов роднили гравюру с живописью Ямато-э и с произведениями художественных ремесел. Одни и те же художники могли готовить рисунки для гравюры, расписывать лаковые шкатулки, предметы керамики, веера и ширмы, создавать свитки, росписи, узоры кимоно. В XVII в. сложилась демократическая школа Укиё-э, с которой связано творчество крупнейших представителей японской гравюры, художников Харуно-бу, Утамаро, Сяраку, Хокусая, Хиросигэ.
В XVII-XVIII вв. с усилением внимания к предметному миру, окружающему человека, возник новый тип керамики, яркой, украшенной многоцветными, с добавлением золота росписями по черному и белому фону. С керамикой и лаком своей нарядностью соперничал фарфор, вошедший в японское декоративно-прикладное искусство с XVII в. Лаковые изделия эпохи Эдо обогатились сочетанием резьбы и рельефа с инкрустацией золотом и перламутром. Неожиданные эффекты давала техника маки-э.
Запрещение властями использовать в одежде горожан дорогие ткани повлекло необычайную изобретательность их оформления броскими, контрастными, асимметрично построенными по принципу картины узорами. С развитием костюма связаны и другие специфически японские виды декоративного искусства, например нэцкэ, в которых как бы завершилась скульптурная традиция предшествующих веков.
Художественные достижения Японии, как и других стран Востока, оказали величайшее влияние на мировую культуру нового и новейшего времени.
МОДУЛЬ № з. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1897;