Искусство Тибета
Искусство Тибета, расположенного в юго-западной части Китая, имеет свою историю. Культура Тибетского нагорья формировалась замедленными темпами, отразив в своей каноничности и традиционности географическую замкнутость области и жесткость религиозных догматов. В XIV — нач. XV в. проповедником Цзонхавой в Тибет был принесен буддизм, распространившийся в форме ламаизма, с которым вплоть до настоящего времени связано развитие тибетского искусства.
Материалами для строительства служили изобилующий в горах гранит, а также сырцовый кирпич и реже дерево.
Поразительной пышностью интерьеров отличается дворец-крепость Потала в Лхасе, строительство которого началось в VIII в. и завершилось в XVI—XVII вв. Возведенный на вершине горы и словно сросшийся с ней, дворец напоминает город.
Монастыри представляли собой ансамбли, расположенные террасами на склонах гор и окруженные несколькими кольцами стен; перед главным храмом, обращенным фасадом на север, устраивалась мощеная площадь. Плоские крыши храмов увенчивались медными, симметрично расположенными буддийскими символами ("колесо закона", к которому обращены две лани, внимающие учению), порталы богато оформлялись. Своеобразие культовой архитектуры Тибета проявилось в башенных реликвариях — субурган.
В храмах Тибета большое место отводилось статуям многочисленных божеств, иконам — танка, росписям. Статуи (наиболее популярными были портретные изображения правителей, высшего духовенства, Цзонхавы, апостолов буддизма, Тары) создавались из дерева, глины, бронзы, покрывались позолотой и раскрашивались в соответствии со строгими канонами. На танка фигура главного божества, помещенная в центре, составляла основу симметричной композиции, обрамленной многочисленными житийными сценами повествовательного характера. Особое значение в тибетской иконописи приобрела схематическая картина вселенной — мандала.
Лекция 38. Искусство Кореи План лекции
1. Корея: своеобразие искусства и причастность к культуре Дальнего Востока.
2. Традиции зодчества Кореи.
3. Мастерство скульптуры в Корее.
4. Искусство времени династии Корё.
5. Искусство в государстве Чосон.
6. Сложившаяся иерархия средневековых буддийских храмов в Корее.
1. Корея: своеобразие искусства и причастность к культуре Дальнего Востока
Благодаря своему географическому положению, Корея с древнейших времен была тесно связана с государствами Китая и Японии. Отношения были достаточно сложными, периоды мира сменялись на периоды войны. Искусство Кореи, занимающей небольшой полуостров на востоке Азии, развивалось в русле общих с Китаем миропредставлений. С течением времени, взаимодействуя и сливаясь с местными культурными традициями, они трансформировались в новые, отличные от китайского оригинала, формы.
Немаловажную роль в формировании образного сознания, пространственного и пластического мышления корейцев сыграли живописные особенности природы страны с мощными горными хребтами, туманными ущельями, обилием озер и водопадов. Воспринятые первоначально из Китая письменность, правовые институты, этико- моральные принципы конфуцианства оказали воздействие на государственное устройство, а распространение идей даосизма об управляющих миром дуальных силах содействовало сложению корейской мифопоэтической традиции.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 834;